Элемент здоровья — йод, 9 класс




Краевой конкурс «За здоровый образ жизни жителей Кубани»

Номинация:

лучший сценарий учебно-воспитательного мероприятия в образовательном учреждении (начальная школа) с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий.



Элемент здоровья

Разработка внеклассного мероприятия для 9-х классов

Автор работы:

Акименко Галина Викторовна

учитель химии

МБОУ СОШ №13

г. Приморско-Ахтарска










Тема: Элемент здоровья

Внеклассное мероприятие по химии в рамках реализации программы «Здоровый образ жизни жителей Кубани»

Цель: пропаганда здорового образа жизни

Задачи:

  • изучить историю открытия химического элемента йода и выяснить его значение для здоровья человека

  • познакомиться с проблемой дефицита йода и способами ее решения

  • выяснить какие заболевания связаны с недостатком йода

  • познакомиться с продуктами богатыми йодом



Оборудование

  1. Компьютер, мультимедийный проектор

  2. Презентация

  3. Оборудование для лабораторных опытов

  4. Набор продуктов для дегустации

  5. Плакаты, пропагандирующие здоровый образ жизни

  6. Модель щитовидной железы

Мероприятие проводится в виде игры между командами учащихся 9-х классов.

Сценарий

Открытие мероприятия

Ведущий-1

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах

Все от песчинки мелкой до планет

Из элементов состоит единых.

*****************************

Ведущий-2

Железо, золото, сернистый газ, сурьма

И краски яркие соединений хрома

И кажется Вселенная сама

Одной лабораторией огромной!



Ведущий -1

Вещества, элементы и атомы

В менделеевский взятые в круг

Сделали химию самой богатой

Самой значимой из наук!

Учитель:

Ребята, сегодня наше мероприятие посвящается удивительному химическому элементу, который по праву называют — элементом здоровья.

Его количество в организме ничтожно мало, но, тем не менее, как справедливо заметил лауреат Нобелевской премии Г. Сиборг, «Трудно себе представить, какую форму приняла бы жизнь позвоночного животного, если бы в природе отсутствовал этот элемент».

Ведущий -2

А академик А.Е. Ферсман так отзывался об этом элементе:

«Трудно найти другой элемент, который был бы более полон загадок и противоречий, чем он. Мы так мало его знаем, и так плохо понимаем основные вехи в истории его странствований, что до сих пор остается непонятным, почему мы лечимся при его помощи и откуда он взялся на Земле»


В открытии этого элемента принимали деятельное участие такие химики как Бернар Куртуа, Г.Деви, Гей-Люсак. Они называл его «фиалковый» элемент.

Какой это элемент?


Слайд 1-2 (презентация) (элемент –йод)


  1. Конкурс «История открытия йода» — 4 балла


Сценка (проводится заранее подготовленными учащимися)

Оборудование: колба с пробкой,кристаллики йода, спиртовка, держатель


Ученый проводит опыт возгонки йода. На плече у него сидит кот (мягкая игрушка)

После того как появится фиолетовый пар, ученый восторженно кричит:

«Йодес! Йодес!» и показывает колбу участникам команд.


Учитель:

Именно это явление наблюдал французский химик – технолог Бернар Куртуа, когда случайно открыл этот элемент в 1811году. В своей домашней лаборатории Куртуа занимался получением пороха и смешивал составы содержащие золу морских водорослей и концентрированную серную кислоту.


Вопросы командам


  1. Что обозначает слово, которое воскликнул ученый? Слово « Йодес»

За правильный ответ 1 балл (ответ: фиалковый, фиолетовый)


Слайд 3 (презентация


  1. Какую роль выполнял кот, сидевший на плече ученого?


За правильный ответ 1 балл — (ответ: часто на плече у Куртуа сидел его кот. Именно кот прыгнул на стол и при этом бутылки разбились, жидкости смешались, с пола стали подниматься клубы фиолетового пара, который затем в виде блестящих кристаллов покрыл предметы. Так что своим открытием йод обязан любимому коту Куртуа)

Слайд — 4 (презентация)


  1. Назовите два физических явления, которые наблюдал ученый Куртуа.


1 балл – «Возгонка»

1 балл – «Кристаллизация»


Слайд- 5 (презентация)


Учитель:

В 1813 году появилась первая научная публикация об этом веществе, его стали изучать химики разных стран, в том числе такие светила науки, как французский химик Жозеф Гей-Люссак и английский химик Хэмфри Дэви. Год спустя эти ученые доказали элементарную природу вещества, открытого Куртуа, а Гей-Люссак назвал новый элемент йодом (от греческого iodes, ioeides — похожий цветом на фиалку, темно-синий, фиолетовый).

  1. Конкурс «Словарный поединок» 3 балла


Ведущий -1

Возгонка – это переход вещества из твердого состояния в газообразное минуя жидкое.

За 1 минуту командам необходимо составить как можно больше слов из слова «Возгонка»

Возможные ответы:

Слова: воз, зов, гон, кон, око, газ

коза, зона, нога, озон, окно, знак, звон

загон, вагон, гонка завоз, вазон, навоз


Команды по очереди называют слова, а ведущий вычеркивает их из перечня.


По 1 баллу дают командам за каждое слово


*****************************************************************

Оборудование:

Листы бумаги, ручки, часы

********************************************************************************

  1. Конкурс – задача « Доктор Йод» — 4 балла


Ведущий — 2

Йод используют все страны,
Он прекрасно лечит раны,
И при множестве болезней,
Йод, однако же, полезен.
Он от зоба исцеляет,

Он кретинов исправляет,

И для многих не секрет

Этот важный элемент

Составляет витамин

Под названием «Йодмарин»


Шуточная сценка.

Исполняется заранее подготовленными учащимися.

Оборудование для сценки: Белый халат для врача, мел, ручки, бумага, табличка с надписью «Эндокринолог»


На прием к врачу приходит ученик.

— Доктор, спасите! помогите!

Мне сегодня наша «Химичка» поставила двойку по химии за то, что я не знаю, сколько йода в щитовидной железе, а «биологиня» поставила 2 по биологии, за то, что не назвал гормоны щитовидной железы. Спасите! Помогите! Умоляю.

Доктор: (пишет на доске)

Так! Слушай внимательно! Массовая доля йода в щитовидной железе составляет 0,12%. Масса самой щитовидной железы в среднем 40 г. Ну так, сколько грамм йода в железе?

Ученик: вы что издеваетесь?

Доктор: Хорошо! Давай про гормоны! Йод входит в состав гормонов щитовидной железы, которые выполняют жизненно важные функции. Они отвечают за обмен веществ во всем организме, управляя расходом белков, жиров и углеводов. Эти гормоны влияют на деятельность мозга, нервной системы, Без них невозможен нормальный рост и развитие ребенка. Ну — ка назови их!

Ученик: Доктор, да откуда ж мне знать?

Доктор: Да ты я вижу кретин!!!

Ученик: Это еще кто такой?


Вопросы командам

1.Рассчитать массу йода в щитовидной железе 2 балла

2. Назвать гормоны щитовидной железы 1 балл

3. Что обозначает термин «кретин»? 1 балл

Слайд- 6 (презентация)


Ответы:

1. масса йода равна 0,048г.

2. гормоны: трийодтиронин, тироксин ( или Т3 и Т4 )

3. Кретин – больной кретинизмом, а кретинизм заболевание, которое развивается в результате недостатка гормонов щитовидной железы, при котором задерживается умственное развитие.


Выступление учащихся о проблеме йододефицита


Слайд- 7 (презентация)


Для Краснодарского края, как и для всей России проблема йодного дефицита чрезвычайно актуальна, так как более 70% густонаселенных территорий имеют недостаток йода в воде, почве и продуктах питания местного происхождения.


Йод является жизненно необходимым микроэлементом, основная масса его концентрируется в щитовидной железе, крови. Из крови йод проникает в различные органы и ткани, а также частично депонируется в жировой ткани и выводится преимущественно через почки.

Основная роль йода — участие в образовании гормонов щитовидной железы, однако, есть сведения, что при дефиците этого микроэлемента могут развиваться болезни молочной железы. И все-таки главное значение йода состоит в том, что он является незаменимым компонентом тиреоидных гормонов.

 Недостаток йода может привести к общему снижению функций мозга, ответственных за интеллект, легким формам умственной отсталости.

У школьников при недостатке йода наблюдается снижение способности к обучению, выполнению школьных заданий или конкретной работы руками. Если своевременно не восполнить йодный дефицит, они не смогут получить полноценного образования и приобрести достойную профессию. Установлена взаимосвязь между функциональным состоянием щитовидной железы и памятью у детей.

Еще в 1997 году постановлением главы администрации Краснодарского края разработан ряд мер по профилактике йод –дефицитных состояний на Кубани. Ежегодно в лечебных учреждениях проводится диспансеризация жителей Кубани, а в школах осмотры учащихся с обследованием щитовидной железы. (Приложение-1)

Детям и их родителям необходимо знать потребность в йоде.

Слайд- 8 (презентация)


Суточная потребность в йоде:

·        дети грудного возраста (первые 12 месяцев жизни)-50 микрограмм (мкг);

·        дети младшего возраста (1-6 лет)-90 мкг;

·        дети среднего возраста (7-12 лет)-120 мкг;

·        дети старше 12 лет и взрослые-150 мкг;


Самый простой и надежный способ профилактики йододефицитных состояний использование йодированной соли, витаминов, содержащих йод и продуктов, обогащенных йодом.
Слайд- 9-10(презентация)



  1. Конкурс «Продукты богатые йодом» — 5 баллов

Ведущий -1

Вещества, которые содержат йод, высоко оценили еще в древности. За 3 тысячи лет до того, как стал известен этот элемент, люди уже знали, что для лечения зоба нужно использовать морепродукты.

В морепродуктах содержится много йода: морские гребешки, кальмары, треска и палтус, раки, морские водоросли. Есть йод и рыбьем жире, куриных яйцах, есть в соках, окрашенных в оранжевый и красный цвет, меньше его в картофеле, моркови, клубнике.

Условия конкурса

От команды приглашается 1-й участник. Ему завязывают глаза и дают съесть определенный продукт. Он должен угадать то, что съел.

За правильный ответ – 5 баллов


****************************************************************

Оборудование:

Вазочки с продуктами, одноразовая посуда.

Возможные продукты для дегустации

1. ядра грецких орехов

2. вареные морепродукты (мидия, кальмар)

3. фейхоа

4. красная фасоль

5.сладкий перец

6.морская капуста (салат)

****************************************************************



Ведущий —2

В свободной форме – как минерал – йод присутствует в морской воде, термальных источниках вулканов и природных иодидах. Черное море – кладезь этого элемента, поэтому отдыхайте чаще на морском побережье и купайтесь летом в море.

  1. Конкурс «Викторина «Эрудит»


Условия Ведущий задает вопрос команде. На обсуждение 1 минута.

За правильный ответ 1- балл

(на время обсуждения, можно использовать музыкальный фрагмент)


Вопросы викторины (приложение -2)


Ведущий —1

Для профилактики простуды и гриппа священник Павел Александрович Флоренский — выдающийся богослов, философ и ученый, один из замечательных представителей русской культуры «Серебряного века», добавлял 3-4 капли спиртового раствора йода в молоко. Эта идея соединить йод и молоко привела к получению современного комплексного соединения йода, встроенного в молекулу молочного белка. На основе этого комплекса создан известный витамин Йод-Актив.

Слайд- 11(презентация)


  1. Конкурс «Йодкрахмальная реакция»

Сценка

Мама проводит на кухне йодкрахмальную реакцию.

Сын: Мамуля, что это ты делаешь?

Мама: Провожу качественную реакцию. Проверяю, не подмешан ли крахмала в творог, который я сегодня купила на рынке.

Сын: А где это ты реактивы взяла?

Мама: Это всем известные и доступные реактивы! Они есть у каждого дома.


Вопросы командам.


1. Как называется эта реакция? (йодкрахмальная) 1 балл

2.Какие реактивы использовали (йод, крахмал) 1 балл


********************************************************************

Оборудование для эксперимента.

Стакан со свежеприготовленным крахмальным клейстером, спиртовой раствор медицинской йодной настойки, пипетка, пробирка,

Проведение опыта.

В стакан с крахмальным клейстером капнуть несколько капель йода. Образуется синее окрашивание.

*********************************************************************

Ведущий -2

«Йодкрахмальная реакция» очень чувствительна. Заметное посинение крахмала вызывает присутствие в растворе 0, 001 мг йода. Данную реакцию можно проводить в домашних условия для обнаружения крахмала в продуктах питания Можно проверить, не подмешан ли крахмал, например в творог, мед, вареную колбасу, сосиски.

Заключение:

Жюри подводит итоги игры, команды награждаются дипломами конкурса.


Ведущие заканчивают мероприятие пожеланием здоровья всем участникам.

Слайд- 12(презентация)

Если хочешь быть здоров,

Правильно питайся.

И от всей души всегда

Всем ты улыбайся.

 

Соблюдайте режим дня –

Это важно для тебя.

Вовремя ложитесь спать,

Чтобы утром бодрым встать.

 

На экскурсии ходите,

Свежим воздухом дышите

Познавайте мир вокруг,

Чтоб не получить недуг.

 

Спорт и физкультура,

Всех вперёд ведут.

В трудную минуту

Вас не подведут!

 


Использованная литература и ресурсы Интернет


https://www.cgekuban.ru/publication/obgig/yod_prof.php

https://rusadvice.org/medicine/diseases/problema_yodnogo_deficita.

https://omp.ucoz.com/index/stikhi_o_zdorovom_obraze_zhizni


  1. Велданова М.В. Йод — знакомый и незнакомый /

  2. Мохнач В О. Йод и проблемы жизн

  3. Новошинский Н.Н. Новошинская Н.С. учебник химии 9 класс

  4. Энциклопедия для детей Аванта+ ХИМИЯ






Приложение -1

Вопросы викторины «Эрудит»


1. Крупная бурая водоросль, обитающая в морях бассейнов Тихого и Северного Ледовитого океанов. Одна из наиболее богатых йодом морепродуктов. С древних времен народы, обитающие по их берегам, использовали ее как прекрасный пищевой продукт и как эффективное средство для профилактики и лечения многих заболеваний. ( Ламинария, морская капуста)

2. Возместить суточную потребность в йоде можно за счет включения в рацион известного продукта, обогащенного йодом.

Назовите такой продукт. (Йодированная соль)


3. Люди, в организме которых есть недостаток йода, очень раздражительны, быстро утомляемы, очень часто появляются головные боли, повышается артериальное давление, слабеет память и интеллект.

Недостаток йода вызывает нарушение деятельности щитовидной железы, приводящее к тяжелому заболеванию. Как оно называется? ( Базедова болезнь)


4.Многие знают йод в виде буро-коричневой жидкости – йодной настойки на спирту, которая обладает противомикробным и кровоостанавливающим средством, Сколько процентов йода входит в состав данного средства? (5 % и 10%)


5. А еще этот препарат является согревающим и рассасывающим средством. Очень часто йод применяют для компрессов и водных растворов для полоскания горла. К тому же йод используют в больницах при нанесении йодной сетки для рассасываний затвердений после уколов. Почему йод наносится на кожу в виде сетки, а не сплошным пятном? (Йод раздражающе действует на кожу, и большое его количество может вызвать ожоги)

6. Почему исчезает йодная сетка? (Йод всасывается через кожу.) Организм крайне нуждается в йоде, если йодная сетка исчезнет через 3 часа, если через 6 — 8 часов — нехватка йода не так заметна. Йод находится в вашем организме в норме, если сетка исчезнет  по прошествии суток.

7. Как ни странно йодные настойки очень долго не находили широкого применения в хирургии, хотя еще в 1865году великий русский хирург Н. И. Пирогов применял йодную настойку при лечении ран. И вот русский военный врач Н. Филончиков обратил внимание на достоинства водных и спиртовых растворов йода именно при подготовке к операции и тем самым спас многих от гангрены и заражения. Когда это произошло? ( Во время 1-й мировой войны, 1904 год)


8.. Назовите, известные вам витамины, содержащие йод ( Йод-Актив, Йодомарин)

Приложение -2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ главы администрации края от 24.09.1997 N 400
«О ПРОФИЛАКТИКЕ ЙОД — ДЕФИЦИТНЫХ СОСТОЯНИЙ»

Во многих районах края отмечается дефицит йода в почве, воде и продуктах питания. Это приводит к широкому распространению среди населения эндемического зоба, обуславливает отставание умственного и физического развития детей, глухонемоту, неврологический кретинизм, нарушения зрения, речи, предрасположенность к частым простудным заболеваниям, бесплодию, мертворождаемости, врожденным уродствам, увеличению перинатальной и младенческой смертности, врожденного гипотериоза.

В последние годы проблема йод — дефицитных заболеваний еще более обострилась. Практически отсутствуют поставки йодированной соли в торговую сеть — наиболее эффективного средства профилактики указанных заболеваний. Это связано с отсутствием заинтересованности торгующих организаций в закупке йодированной соли, слабой информированности населения о необходимости потребления этой продукции.

Положение усугубилось резким снижением потребления богатых йодом рыбы и морепродуктов, мяса и молочных продуктов среди незащищенных групп населения (старики и дети). Не организован выпуск йодсодержащих продуктов, таких как хлеб, детское питание, их производство сдерживается отсутствием нормативно — технической документации, показателей по содержанию йода.

В крае не принимаются необходимые меры по предупреждению йод — дефицитных заболеваний, проведению диагностики, лечению с применением современных методов исследования, приобретению необходимого оборудования, не организует проведение разъяснительной работы среди населения о мерах их профилактики.

Постановляю:

1. Рекомендовать исполнительным органам местного самоуправления городов и районов края принять необходимые меры по обеспечению детских, подростковых, лечебно — профилактических учреждений йодированной солью.

2. Управлению торговли и конъюнктуры рынка администрации края (Дроздов), правлению крайпотребсоюза (Коломиец) определить потребность в йодированной соли, обеспечить бесперебойное снабжение ею населения края, в том числе детских, подростковых, лечебно-профилактических учреждений через торговые предприятия, оптовые базы и склады в необходимых объемах.

3. Департаменту по здравоохранению администрации Краснодарского края (Долгов), Центру госсанэпиднадзора в Краснодарском крае (Калашников) разработать в месячный срок региональную программу мероприятий по профилактике йод — дефицитных состояний.

4. Департаменту по здравоохранению администрации края, Центру госсанэпиднадзора в Краснодарском крае, Управлению информации и социально — политического прогнозирования администрации края (Мухина) организовать в средствах массовой информации постоянную рубрику с целью широкой пропаганды среди населения профилактики йод — дефицитных состояний.

5. Исполнительным органам местного самоуправления городов и районов края, управлениям и ведомствам, указанным в данном постановлении, информировать администрацию края о проделанной работе 15 октября и 21 ноября 1997 г.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства края З.И. Чекунову.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.

Первый зам. главы администрации

Краснодарского края,

председатель правительства

В.МЕЛЬНИКОВ





Свежие документы:  Программа элективного курса в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов "Химия молочных продуктов"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: