комплексный урок по теме «Железо» 9 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

г.Димитровграда Ульяновской области













Комплексный урок по химии для учащихся 9 класса

Тема: «Железо»





Подготовила

учитель химии

Чирина Ирина Евгеньевна





















Димитровград

2013

Тема урока: «Железо»

Цель урока: активизировать и углубить знания о химических свойствах металлов и соединений на примере железа, сформулировать представление о генетических рядах Fe2+ и Fe3+.

Задачи урока.

Обучающие:

  • Углубить знания о свойствах железа и их соединений;

  • Рассмотреть генетический ряд Fe2+ и Fe3+.

  • Закрепить умения в уравнивании уравнений методом электронного баланса, написании ионных уравнений.

Развивающие:

  • Продолжить развитие познавательного интереса, умений логически мыслить, находить причинно-следственные связи, прогнозировать;

  • Продолжить развитие познавательной активности учащихся, умения наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;

  • Углубить представление о многообразии металлов и их соединений.

Воспитательные:

  • Воспитание положительной мотивации учения;

  • Воспитание самостоятельности в работе, умение высказывать собственное мнение;

  • Создание условий для развития практической направленности обучения химии.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения:

  • Наглядный

  • Словесный

  • Химический эксперимент

  • Индивидуальная форма работы

  • Парная форма работы

  • Тестирование

Оборудование:

  • Периодическая система химических элементов

  • Электрохимический ряд напряжений металлов

  • Мультимедиа

На столах учащихся реактивы: растворы FeSO4, FeCl3, NaOH.

Ход урока

  1. Стадия актуализации знаний.

На экране изображения предметов, сделанных из Fe и его сплавов

  • Что объединяет эти изображения?

  • Как вы думаете, что является темой нашего урока?

Тема урока: «Железо. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+»

  1. Мы сегодня будем изучать тему, без знаний которой не обходятся люди многих профессий (инженеры, токари, нефтяники, железнодорожники и др.). Одна легенда гласит: «Водяной царь сидит на троне, вокруг него танцуют русалки. Вдруг забрасываются сети и русалки уплывают, а царя рыбаки вытаскивают на берег. Взмолился царь, чтобы отпустили его обратно, за это он предложил выкуп: либо золота на 1 год, либо серебра на 10 лет, либо железа на вечные времена».

— Ребята, как вы думаете, что выбрали рыбаки (местные жители)?

Местные жители без сожаления выбрали железо. А водяной, судья по всему, свое слово сдержал: железные запасы до сих пор не иссякли.

  1. В виде каких природных соединений находится железо в земной коре?

Соединения Fe:

Fe3O4 – магнитный железняк

Fe2O3 – красный железняк

Fe2O3*nH2O – бурый железняк

FeS2 – железный колчедан



Задание 1

Вычислите, в каком из природных соединений Fe3O4 или Fe2O3 содержание железа больше?



Задание 2

Дайте характеристику железа по положению в ПСХЭ.

Объясните почему железо проявляет переменную степень окисления.



Задание 3

Fe— представитель элементов побочных подгрупп.

  1. Металл, реагирующий с H2SO4 (н.у.):

а) Ag, б) Сu, в) Fe, г) Hg.

  1. Вещество, в котором степень окисления Fe+3:

а) FeCl2, б) Fe2О3, в) FeSO4,

  1. Пластинка, вытесняющая медь из ее солей:

а) серебряная, б) золотая, в) железная.

  1. Среда, в которой коррозия железа происходит наиболее быстро:

а) вода, б) воздух, в) влажный воздух.

  1. Укажите металл, более активный, чем Fe:

а) Са, б) Cu, в) Sn.

  1. Характер оксида железа (II):

а) кислотный, б) основный, в) амфотерный.

  1. Укажите вещество, взаимодействующее с железом:

а) О2, б) ZnSO4, в) CO2.

  1. Укажите вещество, взаимодействующее с оксидом железа (III):

а) кислород, б) вода, в) серная кислота.

  1. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции:

Исходные вещества продукты реакции

  1. Fe + H2SO4(p)  а) Fe(OH)3 + NaCl

  2. Fe + Cl2б) Fe(OH)2 + NaCl

  3. Fe + HCl(p) в) FeCl2

  4. FeCl2 + NaOH  г) FeCl2 + H2

д) FeCl3

е) FeSO4 + H2

10. Тип связи в простом веществе Fe:

а) ионная; б) ковалентная; в) металлическая



Задание 4

Из предложенных формул составьте генетический ряд Fe2+ (I вариант) и Fe3+ (II вариант)

Fe(OH)3, Fe, Fe(OH)2, FeCl3, Fe2O3, FeSO4, FeO

Fe2+ Fe  FeSO4  Fe(OH)2  FeO

Fe3+ Fe  FeCl3  Fe(OH)3  Fe2O3



  • Уравнение 1 написать в свете окислительно-восстановительных реакций.

  • Инструктаж по технике безопасности при проведении лабораторных опытов.

  • Осуществить практически превращение 2

  • Уравнение 2 написать в молекулярном и ионном виде.

  • Написать уравнение 3 и сделать вывод об окислительно-восстановительных процессах этой реакции.

  • Какой характер имеют соединения Fe2+ и Fe3+

  1. Применение железа и его соединений.

А.С. Пушкин, 1826 г.

«Все мое», — сказало злато.

«Все мое», — сказал булат.

«Все куплю», — сказало злато.

«Все возьму», — сказал булат.



  1. Биологическая роль железа.

  2. Рефлексия. Выполнение теста.

I вариант

  1. Какое вещество подразумевается под знаком «?»:

FeCl3 ? Fe2O3

а) Fe; б) Fе(OH)2; в) Fe(OH)3

  1. Металлические свойства у железа сильнее, чем у

а) Mg; б) Zn; в) Cu

  1. С каким из веществ реагирует Fe:

а) О2; б) Na2O; в) CO2

  1. Вещество, в котором степень окисления железа +2:

а) Fe(OH)3; б) FeCl2; в) Fe

  1. Какой металл придает крови красный цвет?

а) Fe; б) Mg; в) Na

II вариант

  1. Какое вещество подразумевается под знаком «?»:

FeCL2 ? FeO

а) Fe; б) Fе(OH)2; в) Fe(OH)3

  1. Металлические свойства у железа слабее, чем у

а) Na; б) Cu; в) Hg

  1. С каким из веществ реагирует Fe:

а) S; б) CuO; в) SO2

  1. Вещество, в котором степень окисления железа +3:

а) FeSO4; б) FeCl3; в) FeO

  1. Какой элемент входит в состав гемоглобина крови?

а) Mg; б) К в) Fe

Обсуждение результатов.

  1. Одним словом выразите тему сегодняшнего урока

  2. Подберите к этому слову 2 прилагательных.

  3. Подберите к этому слову 2 глагола.

  4. Составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова.

  5. Вопрос для интервью у Fe.

Домашнее задание: & 14, № 4, 5 (по вариантам)

  • Составить рекламу Fe

Или

  • Сказку «Металл-труженик»











































Список использованной литературы:

  1. Настольная книга учителя. Химия 9 класс. – М. Дрофа 2000

  2. Химия 9 класс. О.С. Габриелян – М. Дрофа 2010

  3. Деятельностная модель урока в условиях ФГОС: проектирование и анализ. Т.Ф. Есинкова, В.В. Зарубина. Ульяновск УИПК ПРО 2012

  4. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии О.С. Аранская, И.В. Бурая – М. Издательский центр «Вентана – Граф» 2007



Свежие документы:  Программа элективного курса "Дизайн интерьера" 8-9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: