Конспект открытого урока в 9 классе по теме «Серная кислота»




Казенное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 1»

г. Омска.







Конспект урока по химии

в 9 классе



«Серная кислота».











Разработала учитель химии

Климова Татьяна Владимировна.



г. Омск

2012г.

Серная кислота.

— Вы пробовали серный ангидрид

Разбавить родниковою водою?



Что проще? SO3 + H2O.

Пишу в кровати, лежа на боку.

Вот – кислота, и больше ничего,

Но, нет! Ведь там, в конце еще +Q!



И не боюсь я больше ничего,

Нет для меня загадок в этом мире.

Я к SO3 прибавил H2O,

И получил — H2SO4.







Открытый урок по химии в 9 классе

по теме «Серная кислота».

Цели урока:

Дидактическая: 1) Повторить понятие «кислоты»

2) Познакомить учащихся с особенностями серной кислоты.

3) Продолжить формирование умения составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот.

Развивающая: 1) Развивать умение обобщать, выделять главное, делать самостоятельные выводы.

2) Развивать умение обращаться с лабораторным оборудованием.

Воспитательная: Продолжить воспитание умения слушать товарища.


Тип урока: Проблемный.


Оборудование и реактивы: 1) Штатив с пробирками, держатель, хим. стакан, стеклянная палочка, спиртовка, деревянная лучинка, кусочки бумаги.

2) H2SO4 (конц.), H2SO4 (разб.) , Zn, CuO, NaOH(р-р), BaCl2(р-р), сахарная пудра, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага.

Тех. Обеспечение: компьютер, мультимедиа.

Ход урока.


1. Организационный этап.

2. Целеполагание.

Цель сегодняшнего урока – повторить состав кислот и познакомиться со свойствами одного из важнейших кислородсодержащих соединений серы – серной кислотой.

В конце урока вы должны будете знать:

1) Состав серной кислоты

2) Ее действие на органические вещества.

3) Правила безопасного обращения с серной кислотой.

4) Черты сходства с другими кислотами.

5) Качественную реакцию.

6) Области применения серной кислоты.

Уметь: 1) Подтверждать все свойства серной кислоты соответствующими уравнениями реакций.

2) Проводить качественную реакцию на практике.

3) Применять полученные знания в жизни.

3. Мотивация.

Знание свойств серной кислоты необходимо не только химикам, но и простым смертным. Вот тому только один пример. На одной из железнодорожных станций в 80-е годы произошла авария, при которой на рельсы из поврежденных цистерн вылилась серная кислота. За двое суток руководство станции так и не решило проблемы нейтрализации кислоты, которая за это время «съела» рельсы, не считая экономического ущерба, который был нанесен остановкой движения. А ведь рядом со станцией работали 2 карьера: песчаный и меловой. Вы к концу урока должны будете решить эту проблему.

Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему «Строение легких. Газообмен в легких и в тканях»


4. Актуализация опорных знаний. (Проводится фронтально).

Какие соединения серы вы знаете?

  1. Запишите на доске формулу оксида серы (VI).

  2. Какой это оксид? (основной или кислотный).

  3. Запишите уравнение реакции: SO3 + H2O = ?

Как называется полученное вещество?

5. Основной этап.

1. Химическая (молекулярная) формула серной кислоты: H2SO4

2. Строение молекулы. (демонстрация на мультимедиа)

3. Физические свойства.

Учащимся предлагается рассмотреть концентрированную серную кислоту и описать ее физические свойства. После обсуждения учащиеся записывают в тетрадь физические свойства самостоятельно.

H2SO4 — бесцветная, тяжелая, нелетучая жидкость, хорошо растворимая в воде.

При растворении ее в воде происходит очень сильное разогревание. (Демонстрация: растворение конц. H2SO4 в воде).

Вывод: Приливать кислоту в воду!

4. Действие конц. H2SO4 на органические вещества.

1) Демонстрация обугливания лучинки.

Опыт: В пробирку с конц. серной кислотой опустить лучинку. Она почернеет, обуглится.

2) Демонстрация растворения кусочков бумаги, ткани.

Опыт: Погрузить в конц. H2SO4 кусочки бумаги, ткани. Они постепенно разрушаются и растворяются.

3) Демонстрация действия конц. H2SO4 на сахарную пудру.

Опыт: Насыпать в стакан на 100 мл. 15г сахарной пудры. Прилить 15 мл. конц. H2SO4 и сразу же перемешать стеклянной палочкой, так, чтобы образовалась кашица густоты сметаны. Сахар при действии H2SO4 постепенно чернеет. Затем начинается энергичная реакция между образующимся углём и H2SO4.

2 H2SO4 + С = 2Н2О +2SO2 + СО2

Образующиеся газы вспучивают обугленную массу, она поднимается и вылезает из стакана.

(Опыт проходит быстрее и эффективнее, если предварительно смочить сахар водой – температура поднимается выше).

4) Техника безопасности при обращении с серной кислотой.

При попадании на кожу – немедленно смыть большим количеством холодной воды.

4. Черты сходства разбавленной H2SO4 с другими кислотами.

1) Взаимодействие с металлами

H2SO4 + Zn = H2 + ZnSO4 (р. замещения)

2) Взаимодействие с оксидами металлов

H2SO4 + CuO = CuSO4 + H2O (р. обмена)

3) Взаимодействие с основаниями

H2SO4 +2NaOH = Na2SO4 +2H2O (р. обмена)

(Реакции 1,2,3 демонстрируют и составляют на доске уравнения реакций учащиеся под руководством учителя).

4) Качественная реакция на H2SO4.

H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 +2HCl (р. обмена)

(Опыт демонстрирует учитель).

5. Особенности конц. H2SO4 (взаимодействие с металлами).

Конц. H2SO4 при нагревании взаимодействует почти со всеми металлами (исключение Au, Pt).

В этих реакциях в зависимости от активности металла и условий выделяются SO2, H2S, S.

Cu + H2SO4 (конц.) = CuSO4 + SO2 + 2H2O

6. Применение серной кислоты.

Учитель дает задание законспектировать применение серной кислоты и подумать над вопросом: почему серную кислоту называют «хлебом» химической промышленности?

Учащиеся смотрят слайд-шоу по мультимедиа и конспектируют в тетради области применения серной кислоты.

6. Закрепление.

1) Перечислите основные химические свойства H2SO4

2) Как бы вы поступили, имея рядом песчаный и меловой карьеры в случае, приведенном в начале урока?

(Ответ: Песок SiO2 — кислотный оксид, с H2SO4 не взаимодействует;

Мел CaCO3 — соль, а H2SO4 реагирует с солями, т.е. нужно было серную кислоту засыпать мелом.

H2SO4 + CaCO3 = CaSO4 + CO2 + H2O )

3) Для автомобильных аккумуляторов используют электролит, который готовят из концентрированной серной кислоты и дистиллированной воды. Как вы будете готовить этот раствор?

4) Самостоятельная работа по разно уровневым карточкам-заданиям.

Во время выполнения задания учитель ходит по рядам, оказывая помощь в выполнении задания слабоуспевающим учащимся.

1-й уровень: 1. С какими веществами вступает в реакцию серная кислота?

Оценка «3» 2. Закончить уравнения реакций, дать названия полученным веществам:

Вариант № 1 Вариант № 2

а) H2SO4 + Fe → а) H2SO4 + Ca

б) H2SO4 + BaOб) H2SO4 + ZnO


2-й уровень: Вариант № 3.

Оценка «4» 1. Закончить уравнения реакций, дать названия полученным веществам: а) H2SO4 + Al→ б) H2SO4 + Ca(OH)2

2. Составьте уравнение реакции взаимодействия цинка с концентрированной H2SO4, если один из продуктов реакции SO2.

Вариант № 4.

1. Закончить уравнения реакций, дать названия полученным веществам:

а) H2SO4 + CaCl2 б) H2SO4 + Al(OH)3

2. Составьте уравнение реакции взаимодействия железа с концентрированной H2SO4, если один из продуктов реакции SO2.

3-й уровень: Вариант № 5.

Оценка «5». 1. С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать H2SO4:

Al2O3, Au, KOH, CO2, Ni.

Составьте уравнения практически осуществимых реакций.

2. Составьте уравнение реакции взаимодействия цинка с концентрированной H2SO4, если один из продуктов реакции H2S. Расставьте коэффициенты в уравнении методом электронного баланса.




7. Подведение итогов урока.

Учитель обращается к классу:

— какие цели мы ставили на сегодняшнем уроке? (если учащиеся затрудняются ответить, учитель на мультимедиа показывает эти цели).

— достигли ли мы поставленных перед собой целей?

— какие трудности возникли при изучении данного материала?

— какие вопросы не удалось освоить до конца?

— какую оценку вы бы поставили себе за работу на сегодняшнем уроке?





Литература:


  1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия 9» (М. Просвещение 2009).

  2. «Занимательные опыты по химии». Составитель М.И. Шкурко. Издательство «Народная Асвета» Минск 1968г

  3. Сайты в интернете. Автор и источники заимствования неизвестен.



Свежие документы:  Конспект мероприятия для 4 класса "Прости нас, мать-Природа"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: