Конспект урока для 9 класса «Водород. Кислоты. Соли»



«Водород. Кислоты. Соли.»

Щёголева Надежда Степановна учитель химии и биологии

КГУ «Лавровская средняя школа»

Цель: образовательная — повторить тему и привести в систему знания учащихся о свойствах водорода и общих свойствах кислот и солей;

развивающая — отработать умения классифицировать химические реак­ции, составлять формулы солей и уравнения реакций;

воспитательная — привитие интереса к химии, экологическое воспита­ние.

Я не говорю, а горю.

И воду вам я подарю.

Пусть будет дождь, и снег, и град

Я напоить природу рад (водород).

Урок подготовлен в виде пьесы в 4 действиях.

Действующие лица: обыватели-дилетанты, оппоненты, ведущий – учи­тель химии, учащиеся.

Действие 1.

В кабинете химии сидят обыватели-дилетанты и ведут разговор.

Первый: — Вы слышали? В городе Кислород появился. Важный такой. Идёт — под ногами ничего не видит, ни на кого не смотрит.

Второй: — Как же, как же! Загордился! Он, оказывается газ и видите ли только от него зависит жизнь на Земле.

Третий: — Ой, не говорите, на днях гуляю, а навстречу — кто вы думаете?­ Водород! Не идёт, а прямо-таки летит. Спрашиваю: «Ты куда?»

Водород -«Кислород ищу.»

Третий — «Зачем он тебе?» И что, вы думаете он мне ответил?

На гремучее дело хочет его подбить, представляете ?! (Тихо, почти шёпо­том ). Так и сказал: «Гремучую смесь сделаем .» Ой, что будет, что будет! А потом, говорит, может, повезёт и он оксид металла встретит. Зачем-то он ему тоже нужен.

Ведущий: О чём идёт разговор? ( О каких химических свойствах).

( 1.Водород взаимодействует с кислородом, образуя гремучую смесь.

2.Водород взаимодействует с оксидами металлов восстанавливая чистый металл.)

Ведущий: Какие свойства остались без внимания?

( 3. Взаимодействие водорода с неметаллами.)

Давайте проверим знание свойств водорода и кислорода.

Фронтальная письменная работа (цифровой диктант) .

1 вариант — свойства водорода, 2 вариант – свойства кислорода.

Текст выводится на интерактивную доску.

1. Хорошо растворяется в воде. 2. Плохо растворяется в воде. 3 Лёгкий газ. 4. Газ немного тяжелее воздуха. 5. Горючий газ. 6. Газ поддержи­вающий горение. 7. Восстановитель. 8. Горит спокойно. 9. Взаимодейст­вует с неметаллами. 10. Собирают методом вытеснения воздуха. 11. Вза­имодействует с оксидом алюминия. 12. Собирают в опрокинутый вверх дном сосуд. 13. Получают из воды. 14. При поднесении тлеющей лучинки к горлышку сосуда, лучинка вспыхивает.

Взаимопроверка

Водород — 2,3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13. Кислород — 2,4, 6, 9, 10, 13, 14.

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Химические элементы"



Действие 2.

Дилетант 4: — Придумали в школе изучать кислоты! К ним и прикасаться то страшно. Не то, что опыты проводить.

Ведущий: 1) Что это за вещества — кислоты? (определение)

2) Какие кислоты вы знаете? ( записать на доске формулы известных кислот).

Учащийся записывает формулы у доски.

Второй учащийся определяет практически, в какой пробирке находится кислота.

Задание: В двух пробирках даны бесцветные жидкости. Определите, в какой пробирке кислота?

(Определить можно с помощью индикатора).

Ведущий: Рассказ-сказка.

«Приключение Серной кислоты».

В одном химическом королевстве жила волшебница, звали её Серной кислотой. С виду она, была не так уж и плоха: бесцветная жидкость, вязкая, как масло, без запаха. Серная кислота хотела быть знаменитой и поэтому решила отправиться в путешествие.

Она шла уже пять часов, а так как день был слишком жаркий, ей очень захотелось пить. И вдруг она увидела колодец.

«Вода!» — воскликнула Кислота и, подбежав к колодцу, прикоснулась к воде. Вода страшно зашипела. С криком испуганная Кислота бросилась прочь. Конечно же, молодая Кислота не знала, что (учащиеся должны ответить при смешивании серной кислоты с водой выделяется большое количество теплоты и вода закипает. Правило техники безопасности гласит : необходимо наливать кислоту в воду , а не наоборот т.к. если вода соприкасается с серной кислотой, то вода, не успев смешаться с кислотой, может закипеть и выбросить брызги серной кислоты». )

Так как Кислота не утолила жажду, то, увидев раскидистое дерево, решила прилечь и отдохнуть в тени. Но и это у неё не получилось. Как только Серная кислота дотронулась до дерева, оно стало обугливаться». Почему? (Должны ответить учащиеся. Серная кислота — сильный окислитель). Не зная причины этого, испуганная Кислота убежала прочь.

Вскоре она пришла в город и решила зайти в первый попавшийся на её пути магазин, им оказался ювелирный. Подойдя к витринам, Кислота увидела множество прекрасных колец. Серная кислота решила померить одно колечко. Попросив у продавца золотое кольцо, она надела его на свой длинный, красивый палец. Кислоте очень понравилось кольцо, и она решила его купить. Вот чем она могла похвастаться перед своими друзьями!

Выйдя из города кислота отправилась домой. В пути её не оставляла мысль, почему же вода и дерево вели себя так странно при соприкосновении с ней, а с этой золотой вещицей ничего не произошло? ( Золото в серной кислоте не окисляется. )

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Химические отравляющие вещества и история их применения"

Действие 3.

Дилетант 1:- Ты знаешь соль?

Дилетант 2: — Знаю.

Дилетант 1: — А какая она?

Дилетант 2: — Белая, крупинками, а самое главное — соленная.

Дилетант 3: — Её ещё в пищу добавляют.

Дилетант 1: — Я не понимаю. Так она что — одна?

Дилетант 2: — Конечно, одна — разъединственная.

Дилетант 1: — А почему говорят о солях? Значит их много? .

Ведущий:

I.Сколько же известно солей? (например: )

2. Каков состав солей?

3. Как составить формулу соли?(Сульфат меди, нитрат цинка у доски) .

3. Игра третий лишний.

1. NaCl, К2СО3, HCl. 11. ZnS04, CaS04, FеСl3(III) , CaCl2, K2S, NaНS04

Разноуровневая самостоятельная работа. 3 уровень.

I.Назовите и классифицируйте кислоты, укажите валентность кислотного остатка:

1 вариант

НF, НВr, H2S04, H2SiO3, НзР4

2 вариант

HCl, H2S, НNОз, Н2СОз, Н2з

2. Закончите уравнения и назовите полученные соли:

1. вариант 2 вариант

Mg + HCl = Zn + H2S04 =

СаО + НNОз= MgO + Н2SiОз=

2 уровень. Выполните превращения, определите вещество А.

S →SОз →CиSO4 →А →Cu

1 уровень.

Даны: Al, НВr, Al2Оз, Сu, СuО.

Составьте уравнения возможных реакций.

Действие 4.

Есть в стране большой завод — он продукцию даёт . А над ним труба дымит — небо синее коптит.

Жить под ней — сплошная мука! Но поможет нам наука:

Чтобы снять противогаз, обезвредить надо газ .

Решение задачи. Чаще всего отходом металлургического комбината является оксид серы —S2? Определите массу газа образующегося из 16 тонн серы.

( Ответ:32 т.)

Подведение итогов урока. Оценки.







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: