Конспект урока на тему «Соль и ее свойства»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с № 53 «Сказка»

г. Озерска Челябинской области









Конспект урока на тему

«Соль и ее свойства»





Подготовила

воспитатель

Ведерникова Наталья Николаевна















г. Озерск

2014

Цель : познакомить детей со свойствами соли.

Задачи : развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности ( крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, красивый ).

Программное содержание :

Расширить представления детей о соли, различать соль по запаху, цвету, вкусу, расширять знания о лечебных свойствах соли, активизировать словарь (соль -невидимка, соль — камень, соль — целительница и т.д.), развивать связную речь.

Оборудование: подносы, 3 стакана, соль мелкая, соль крупная, песок, каменная соль, лупа, карточки, воронка, ватка, фильтр.

Ход занятия

Дети входят в зал.

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас много гостей. Добрый день ( хором )

Воспитатель. По старинному обычаю гостей встречают хлебом — солью. Этот обычай русского гостеприимства живет и поныне. Звучит музыка. Трое детей входят с хлебом — солью ( с поклоном )

Дети. С радостью гостей встречаем, хлебом — солью угощаем.

Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб. Взрослый отламывает кусок и макает в соль.

Дети. Есть хлеб и соль — есть и жизнь.

Нет -вот беда.

Воспитатель. Нельзя на земле найти никого, кто бы смог прожить без соли. Исстари на праздничных пирах соль подносили самым почетным гостям. А гости попроще так и уходили — несолоно хлебавши.

В древности солью расплачивались вместо золота. Из — за соли воевали. Соль необходима всем, а без золота многие могут обойтись.

Воспитатель. Наверняка, дети, у вас возникло много вопросов. А на какие вопросы вы бы хотели получить ответ?

Дети. Что такое соль? Каковы ее свойства?

Приглашаю сейчас для этого вас в нашу лабораторию. Ребята подходят к столам. В нашей лаборатории много различных предметов. А о каком самом главном предмете сегодня будем говорить?

Дети. Сегодня будем говорить о соли.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на соль. Какая она?

Дети. Соль белого цвета, мелкая, крупная, соль состоит из отдельных крупинок, кристалликов.

Воспитатель. Посмотрите в лупу, что вы видите, расскажите.

Дети. Кристаллики, похожие на кубики.

Воспитатель. Ребята, а ведь соль — это камень. Покажите мне его. А в народе соль называют камень — невидимка. Сейчас я узнаю, насколько вы у меня внимательны и любознательны.

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса «Хлороводород. Соляная кислота»

Воспитатель. Попробуйте воду в стакане. Какая она?

Дети. Вода вкусная, пресная, безвкусная .

Воспитатель. Ребята, опустите 1 ложку соли в воду и помешайте ложечкой. Что происходит?

Дети. Соль растворилась в воде.

Воспитатель. Какая стала вода?( попробуйте )

Дети. Солоноватая, подсоленная, малосоленая.

Воспитатель. А сейчас положите еще одну ложечку соли. Попробуйте на вкус. Нравится вода или нет? Изобразите. Ну я поняла…нет. А почему?

Дети. Вода невкусная, потому что она стала горько — соленая, потому что в ней много соли.

Воспитатель. Мы не видим соль. Она растворилась в воде. Раз мы ее не видим, значит она стала невидимой.

Воспитатель. Капельки воды и частички соли подружились. Вот какое одно из чудес произошло с солью. А сейчас с помощью волшебной палочки всех вас превращу в капельки воды и кристаллик соли.

Воспитатель. Касается палочкой каждого ребенка.

Кристаллик, кристаллик,

Капелька, капелька. . .

Дети идут к пианино, выходят с ободками.

Танец » Дружба частичек «

Воспитатель. Вот и убедились мы, что правильно в народе говорят, что соль в воде растворяется и становится невидимой. Теперь, наверное, вы сможете отгадать вот какую загадку.

» В воде родится, а воды боится «

Воспитатель. Молодцы, это соль !

Воспитатель. А еще соль камень — путешественник. Давайте проверим, почему соль называют еще камнем — путешественником?

Опыт.

Воспитатель. Для этого мы возьмем стакан воды. В него положим 2ч.л. соли, размешаем. А теперь добавим 2 ч.л. песка. Размешаем. Какая стала вода в стакане?

Дети. Мутная, непрозрачная, серая, грязная.

Воспитатель. Пока мы с вами говорили, что произошло с песком?

Дети. Осел на дно.

Воспитатель. А хотите превратить мутную воду в чистую? Как это сделать? Может быть кто из вас знает?

Воспитатель. Для этого мы возьмем стакан, положим в него воронку, в воронку кладем промокательную бумагу ( фильтр ) . Теперь переливаем мутную воду через воронку. И наблюдаем. Водичка по капельке спускается на дно стакана, какая она?

Дети. Чистая, прозрачная.

Воспитатель. А где же песок?

Дети. И песчинки, и камушки остались в воронке, на бумаге, в фильтре.

Воспитатель. А как вы думаете, соль осталась в воронке? Как это узнать?

Дети. Попробовать.

Воспитатель. Можно еще по — другому узнать, осталась ли соль в стакане?

Музыка ( магическая )

Воспитатель. Зажигает спиртовку ( свечку ). Набирает прозрачную чистую водичку в ложку, подносит к спиртовке. Что происходит с водой?

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Получение, собирание и распознавание газов"

Дети. Она кипит и испаряется.

Ребенок. Посмотрите, что — то там белое в ложке появляется?

Воспитатель. Все больше и больше. Попробую сама, что же это такое?…Да это же соль!

Воспитатель. Марина, возьми свою ложечку и попробуй на вкус, что у меня в ложке?

Воспитатель. Значит, соль проходит все преграды? И поэтому соль называют камнем — путешественником. По всей Земле соль также путешествует.

Дети. Наступила весна. Солнце растопило снег, превратило его в воду. Потекли ручейки. Весело они бегут по всей земной поверхности и попадают в реки, озера, моря, океаны.

Воспитатель. Запасы соли на Земле огромные. И у нас на Урале так много соли, что Урал называют крупнейшей солонкой мира.

Воспитатель. Я сегодня вас всех превращала в капельки воды и кристаллики соли. Если все капельки возьмутся за руки, то получится соленое озеро. Возьмемся за руки, встанем все в круг. Входит хозяйка соленого озера.

Музыка. Физминутка.

Воспитатель. Это озеро синее — синее

Дети. Это озеро соленое -соленое

Дети. Не грустит и не скучает,

Не сидит без дела зря,

Потому что добывают соль

Из озера всегда.

Гостья. Здравствуйте! Я хозяйка соленого озера. Это кто же меня потревожил? Зачем сюда собрались? Что ж поведайте мне хотя бы одно чудо? А ваши мамы тоже могут совершать чудеса с солью? Разве свежий огурец может так долго сохраниться, как соленый? Как вы думаете?

Воспитатель. А какие продукты можно долго сохранить, используя соль?

У воспитателя маленькие картинки в руке.

Гостья. Для этих целей соль использовали с древних времен. Вот каким свойством обладает это белое вещество в моем озере. Я убедилась в том, что вы много тайн знаете о соли. Но есть еще одна тайна, которую я хочу рассказать вам. Подойдите! Да посмотрите сюда ( большие иллюстрации ) Соль же, дети, оказалась и для людей и для вещей замечательным врачом и санитаром. Соль называют целительницей. В народной медицине лечились солью.

Дети. А как?

Гостья. На этот вопрос попытайтесь ответить сами. Впрочем, без соли не обойтись. Я, дети, как хозяйка соленого озера, хочу угостить вас своей лечебной водой. Она принесет вам капельку здоровья. В народе ее называли живой водой. Она излечивала очень больных людей, и всеми вами любимого Илью Муромца.

Дети пьют воду.

Свежие документы:  Контрольная работа по химии в 8 классе "Кислород. Водород. Вода"

Воспитатель. Мы, ребята, продолжим совершать чудеса с солью. И сотворим это маленькое чудо своими руками в вашей лаборатории.

Гостья. Да, дети, я убедилась в том, что вы много знаете о соли, но хотите знать еще больше? А в этом вам поможет чудо — песенка.

Гостья. Кто вечно хнычет и скучает,

Тот ничего не замечает,

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает,

Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.


































Литература


  • Л.П. Молодова. Экологические праздники для детей: Учебно — методическое пособие. — М.: ЦГЛ , 2003

  • Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6 — 7 лет. — Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж , 2009

  • Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: АРКТИ г. Москва , 2005

  • С.Н Николаева. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам , родителям и гувернерам. -М.: «Мозаика — Синтез» , 2004

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: