Конспект урока на тему «Важнейшие соединения азота и фосфора, специфические свойства»


Тема: Важнейшие соединения азота и фосфора, специфические свойства.

Цель: Проследить связь важнейших соединений азота, роль аммиака, азотной кислоты в окислительно-восстановительных процессах, специфические свойства нитратов и фосфатов.

Место в теме: Обобщающий урок после изучения элементов V А группы

Технология: групповая работа ДЖИГСО

Оборудование: на столах учащихся учебники химии 9 класса, пособия, справочники, рабочие тетради, на демонстрационном столе: H2SO4конц., Cu, AgNO3, NaOH, K3PO4, NH4NO3кр., спиртовка.

Подготовка: карточки с вопросами для экспертных групп, тестовые задания для контроля репродуктивного уровня.


Класс разделен на 4 группы (экспертные).

1 группа Окислительно-восстановительные реакции, роль NH3 и HNO3 в них.

2 группа Взаимосвязь соединений азота, цепочка превращения.

3 группа Химические свойства аммиака и солей аммония.

4 группа Качественные реакции на катион NH4+; анионы NO3; PO43-


I. Проблематизация, постановка задач.


II. Контроль репродуктивного уровня – тест (приложение 1)


III. Создание и работа экспертных групп

1 группа Рассмотреть реакции с позиций ОВР:

CuO + NH3 → Cu + N2 + H2O

H2S + HNO3 → H2SO4 + NO2 + H2O

2 группа Составить химические равнения по схеме:

N2 → NH3 → NO → NO2 → HNO3 → Cu(NO3)2 → CuO

3 группа Закончить практически осуществимые реакции:

1) NH4Cl + AgNO3 → 5) (NH4)2CO3 + HCl

2) AgCl + NH4NO3 → 6) NH3 + HNO3

3) (NH4)2SO4 + NaOH → 7) NH4Cl + CO2

4) NH4Cl →

4 группа Провести качественные реакции на NH4+; NO3; PO43-


IV. Возвращение учащихся в группы обучения – каждый учащийся «эксперт» доводит до группы свой вопрос. После работы каждого эксперта – контрольный вопрос.

Какие вопросы остались непонятными?


V. Контроль уровня усвоения материала

Составить химические уравнения по цепочке превращений. Химическую реакцию №2 рассмотреть с позиций ОВР.

В.1 N2NH3NO

В.2 N2 → NO → NO2

В.3 NO2 → HNO3 → NO2

В.4 HNO3 → Cu(NO3)2 → NO2


VI. Итог урока


Задания экспертным группам

1 группа

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

1) CuO + NH3 → Cu + N2 + H2O

2) H2S + HNO3 → H2SO4 + NO2 + H2O

3) C + HNO3CO2 + NO + H2O (дополнительная)


2 группа

Составьте уравнения реакций, соответствующих схеме

N2NH3NONO2HNO3Cu(NO3)2 (→ CuO – дополнительная)


3 группа

Запишите уравнения практически осуществимых реакций:

1) NH4Cl + AgNO3 → 5) (NH4)2CO3 + HCl

2) AgCl + NH4NO3 → 6) NH3 + HNO3

Свежие документы:  Конспект урока на тему "КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ"

3) (NH4)2SO4 + NaOH → 7) NH4Cl + CO2 →(дополнительная)

4) NH4Cl


4 группа

Опытным путём докажите, что исследуемое вещество:

А) нитрат аммония (2 реакции)

Б) ортофосфат калия


Контроль репродуктивного уровня

Вариант 1.

1. Азотная кислота не реагирует с

а) Ca(OH)2; б) Na2CO3; в) SiO2; г) Ag


2. Высшая степень окисления азота в соединениях

а) +5 б) -3 в) 0 г) +2


3. Соли аммония в качественной реакции определяют по выделению

а) сильного основания б) аммиака в) аммиака и воды г) новой соли


Вариант 2.

1. Высшая степень окисления азота в соединениях

а) -3 б) 0 в) +5 г) +2


2. Оксид фосфора (V) не реагирует с

а) водой б) оксидом кальция в) гидроксидом кальция г) оксидом серы (VI)


3. Соли аммония в качественной реакции определяют по выделению

а) новой соли б) аммиака в) сильного основания г) аммиака и воды



Вариант 3.

1. Высшая степень окисления азота в соединениях

а) 0 б) +5 в) -3 г) +3


2. Аммиак в окислительно-восстановительных процессах всегда

а) окислитель б) восстановитель в) не меняет степени окисления


3. Оксид фосфора (V) не реагирует с

а) оксидом кальция б) водой в) оксидом серы (VI) г) гидроксидом натрия


Вариант 4.

1. Азотная кислота в окислительно-восстановительных процессах

а) окислитель б) восстановитель в) и окислитель, и восстановитель


2. Соли аммония в качественной реакции определяют по выделению

а) аммиака и воды б) новой соли в) сильного основания г) аммиака


3. Высшая степень окисления азота в соединениях

а) -2 б) +5 в) -3 г) 0

Вариант 5.

1. Фосфорная кислота не реагирует с

а) KOH б)Mg в)CO2 г) р-р AgNO3


2. Высшая степень окисления азота в соединениях

а) +5 б) -3 в) 0 г) +3


3. Соли аммония в качественной реакции определяют по выделению

а) новой соли б) сильного основания в) аммиака и воды г) аммиака


Задания экспертным группам

1 группа

Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

1) CuO + NH3 → Cu + N2 + H2O

2) H2S + HNO3 → H2SO4 + NO2 + H2O

3) C + HNO3CO2 + NO + H2O (дополнительная)


2 группа

Составьте уравнения реакций, соответствующих схеме

N2NH3NONO2HNO3Cu(NO3)2 (→ CuO – дополнительная)


3 группа

Запишите уравнения практически осуществимых реакций:

1) NH4Cl + AgNO3 → 5) (NH4)2CO3 + HCl

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Вопрос на засыпку»

2) AgCl + NH4NO3 → 6) NH3 + HNO3

3) (NH4)2SO4 + NaOH → 7) NH4Cl + CO2 →(дополнительная)

4) NH4Cl


4 группа

Опытным путём докажите, что исследуемое вещество:

А) нитрат аммония (2 реакции)

Б) ортофосфат калия



Итоговый контроль

Вариант 1

N2NH3NO (реакцию 2 разобрать с позиций ОВР)



Вариант 2

N2NONO2 (реакцию 2 разобрать с позиций ОВР)



Вариант 3

NO2HNO3NO2 (реакцию 2 разобрать с позиций ОВР)



Вариант 4

HNO3Cu(NO3)2NO2 (реакцию 2 разобрать с позиций ОВР)


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: