Конспект урока на тему «ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ: СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА»


Тема: ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ: СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА.

Цель: Установить зависимость свойств высокомолекулярных соединений (ВМС) от строения макромолекул.

Технология: групповая работа по технологии ДЖИГСО.

Вид урока: семинарское занятие, 2 часа

Оборудование: на столах учащихся учебники химии 10, 11 классов и пособия различных авторов (Л.А.Цветков, О.С.Габриелян, Г.П.Хомченко и др), справочные материалы под редакцией Ю.Д.Третьякова, рабочие тетради по химии.

Подготовка: карточки с вопросами для групп обучения (1 этап) и экспертных групп (2 этап), тестовые задания для контроля репродуктивного уровня, класс поделен на группы

Класс разделён на 4 группы, каждая группа – у своего стола.

I. Проблематизация, постановка задач.

II. Работа групп обучения (технология «хождение в гости»)

А). 1 группа. Сравните по строению и свойствам термопластичные и термореактивные полимеры.

2 группа. Сравните реакции синтеза путём полимеризации и поликонденсации.

3 группа. Сравните гуттаперчу и природный изопреновый каучук.

4группа. Сравните по строению и свойствам искусственные и синтетические волокна.

Б). Обмен информации


III. Контроль репродуктивного уровня – тест из трёх заданий.


IV. Создание групп по проблемам – экспертных групп

1 группа Бутадионовый и дивиниловый каучук имеют одинаковую молекулярную формулу. Чем объяснить существенное отличие свойств этих полимеров?

2 группа Объясните отсутствие летучести у высокомолекулярных соединений.

3 группа Рассмотрев химическую структуру волокна капрон, поясните, почему волокно неустойчиво к действию растворов кислот.

4 группа «Масса макромолекулы, полученной в результате полимеризации, равна сумме масс исходных мономеров». Распространяется ли это утверждение на полимеры, получаемые реакциями поликонденсации.


V. Возвращение к группам обучения – каждый учащийся доводит до группы ответ на свой вопрос. После работы каждого «эксперта» — контрольный вопрос классу.

Какие вопросы остались непонятными?


VI. Контроль уровня усвоения материала. Письменный ответ на вопрос соседа слева.

I в. — № 2 IV в. — № 1

I I в. — № 3 V в. — № 3

I I I в. — № 4


VII. Итог урок.





Контроль репродуктивного уровня

Вариант 1.

1. К природным высокомолекулярным соединениям относятся:

а). полиэтилен; б). глюкоза; в). клетчатка; г). сахароза


2. Структурное звено (-СН2 – СН -) имеется в макромолекулах:

‌‌‌ │

СН3

а). полиэтилена; б). полипропилен; в). бутадиеновый каучук; г). бутадиенстирольного каучука


3. Исходный мономер для получения полиэтилена:

а) СН2 = СН2 б). СН2 = СН – СН3 в). -СН2 – СН — г). СН2 = СНСl

‌‌‌ │

СН3


Вариант 2.

1. К природным высокомолекулярным соединениям относятся:

а) глюкоза; б). крахмал; в). капрон; г). полистирол

Свежие документы:  Конспект урока химии для 9 класса «Подгруппа кислорода»


2. Структурное звено полипропилена имеется в макромолекулах:

а) – СН2 — ; б) СН2 = СН2; в) – СН2 – СН — ; г) – СН2 – СН –

│ │

СН3 Сl


3. Исходный мономер для получения полиэтилена:

а) СН2 = СН2; б) – СН2 – СН2 -; в) – СН2 – СН — ; г) СН2 = СНСl

С6Н5


Вариант 3.


  1. К природным высокомолекулярным соединениям относятся:

а) глюкоза; б) полистирол; в) целлюлоза; г) лавсан


  1. Структурное звено ( — СН2 – СН = СН – СН2 -) имеется в макромолекуле

а) полистирола; б) полиэтилена; в) изопренового каучука;

г) дивинилового каучука


  1. Исходный мономер для получения полиэтилена:

а) – СН2 – СН2 -; б) – СН2 – СН –; в) – СН2 – СН — ; г) СН2 = СН2

│ │

Сl СН3


Вариант 4.


1. К природным высокомолекулярным соединениям относятся:

а). сахароза; б). капрон; в). целлюлоза; г). полиэтилен


2. Структурное звено ( — СН2 – СН2 — ) имеется в макромолекуле:

а) полиэтилена; б) полипропилена; в) капрона; г) вискозы


3. Исходный мономер для получения полиэтилена:

а). – СН2 – СН — ; б) — СН2 – СН2 -; в) СН2 = СН – СН3; г) СН2 = СН2

СН3


Задания экспертным группам

Семинар «Высокомолекулярные соединения».


I. Бутадиеновый и дивиниловый каучук имеют одинаковую молекулярную формулу. Чем объяснить существенное отличие свойств этих полимеров?


II. Объясните отсутствие летучести у высокомолекулярных соединений.


III. Рассмотрев химическую структуру волокна капрон, поясните, почему волокно неустойчиво к действию растворов кислот.


IV. «Масса макромолекулы, полученной в результате полимеризации, равна сумме масс исходных мономеров». Распространяется ли это утверждение на полимеры, получаемые реакциями поликонденсации.


Карточки итогового контроля

1 вариант

Сравните синтетические и искусственные волокна.


Синтетические волокна

Искусственные волокна

Строение




Свойства




Примеры





2 вариант

Сравните синтез полимеров путём реакции полимеризации и поликонденсации.


Реакция полимеризации

Реакция поликонденсации

Сходства




Различия




Примеры





3 вариант

Сравните гуттаперчу и природный каучук


Гуттаперча

Природный каучук

Строение




Свойства





4 вариант

Сравните по строению и свойствам термореактивные и термопластичные полимеры


Термореактивные

Термопластичные

Строение




Свойства




Примеры





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: