Конспект урока по Химии «Галогены. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение»



Урок по теме: «Галогены. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение »


Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный урок

Задачи урока:

1.Обучающие: формирование знаний учащихся о галогенах как типичных неметаллах, взаимосвязь строения атомов со свойствами (физическими и химическими).

2. Развивающие: развитие у учащихся ключевых компетентностей:

  • информационной и коммуникативной компетентности — (аспект извлечения первичной информации) (I уровень),

  • оценивание, сворачивание и структурирование информации в таблицы,

  • компетенции разрешение проблемы (самоменеджмент) (II) уровень

умений исследовательской деятельности, умения добывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к предмету, воспитание таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа учащихся.

Оснащение: компьютер, проектор, презентационные работы учащихся по теме: «Простые вещества – галогены»

Оборудование: пробирки, хлорная вода, йодная вода, растворы йодида калия, хлорида калия, бромида натрия

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводное слово.


Мы изучаем раздел, неметаллы, и вы знаете, что неметаллы имеют большое значение в жизни современного человека. На предыдущих уроках мы изучили общие сведения о неметаллах: положение в периодической таблице, особенности строения атомов. Сегодня приступаем к изучению наиболее ярких представителей в химическом отношении, самых активных неметаллов.

Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.

3. Актуализация знаний. Беседа.

Учитель:

— На какие две большие группы происходит деление химических элементов?

Ученик:

— На металлы и неметаллы

Учитель: КОЗ №1 Что вы понимаете под неметаллом?
Выберите и запишите только те определения, которые можно отнести к неметеллам.

  • Малый радиус атома

  • Малое количество электронов на внешнем энергетическом уровне

  • Элементы чаще отдающие электроны

  • Большое количество электронов на последнем энергетическом уровне

  • Большой радиус атома

  • Элементы чаще принимающие электроны

  • Вещества, обладающие только одним видом кристаллической решетки

  • Элементы с большим значением электроотрицательности

— Где находятся неметаллы в периодической системе Д.И. Менделеева.

Ученик:

— В периодической системе элементы – неметаллы расположены в правом верхнем углу периодической таблицы, условной границей, отделяющей металлы от неметаллов, служит диагональ, отведенная от бора к астату; 8 А подгруппа – инертные газы, 7 А подгруппа – галогены.

Учитель:

— Сегодня мы с вами будем вести разговор об элементах 7 А группы – галогенах.

Учитель: Тема нашего урока “Галогены”

Задачи нашего урока:

Дать общую характеристику галогенам по их положения в периодической таблице.

Рассмотреть их строение, сравнить физические и химические свойства.

Узнать о важнейших соединениях неметаллов.

Определить области применения этих соединений.

Учитель :

— Что мы будем изучать в этой теме? Каков наш план урока?

Ученик:

— Мы будем изучать положение галогенов в периодической системе; строение, физические и химические свойства и применение галогенов.

Учитель:

— Проанализируйте тест задания 1 и дайте характеристику элементов 5 группы А подгруппы по положению в периодической таблице, результат представьте виде схемы.

КОЗ №2 Задание №1. Представьте в виде схемы характеристику галогенов по их положению в периодической таблице Д.И. Менделеева


Галогены (от греч. hals — соль и… genes — рождающий, рожденный), химические элементы фтор F, хлор Cl, бром Br, иод I и астат At, составляющие главную подгруппу VII группы периодической системы Д. И. Менделеева. Названы Г. по свойству давать соли при соединении с металлами (например, поваренную соль NaCI). Иногда пользуются названием галоиды. Атомы галогенов имеют во внешней электронной оболочке по 7 электронов (конфигурация s2p5,) т. е. до устойчивой 8-электронной конфигурации инертного газа (s2p6) им не хватает одного электрона. Реагируя с металлами, каждый атом Галогена отнимает у них по электрону, проявляя т. о. окислительные свойства. Все галогены весьма реакционноспособны, они непосредственно соединяются с большинством химических элементов. Химическая активность Галогенов падает от фтора к йоду, по мере увеличения атомного радиуса. При обычных условиях фтор и хлор — газы, бром — жидкость, йод и астат — твёрдые вещества. Астат — радиоактивный элемент. Молекулы галогенов двухатомны.

F //7

CI ///7

Br ////7

I //////7

At ///////7


Учитель: Ребята заранее подготовили презентации о простых веществах галогенах, их свойствах и применении в промышленности и жизни. Ваша задача из презентаций выбрать самое главное и законспектировать.

Учитель: Каким образом можно доказать следующее противоречие…

Представьте ответ в виде сравнительной таблицы.

КОЗ №3 Задание №2. О существовании в природе неметаллов известно давно, среди них очень активные, способные взаимодействовать буквально с каждым элементом, другие менее активны, одни из них являются ядовитыми для всего живого, в том числе и для человека, без других жизнь живого организма было бы трудно представить…

Например:

Хлор ( CI2)- газ желтоватого цвета с резким запахом, в 2,5 раза тяжелее воздуха. Температура плавления — 101°C, кипения — 34,1°C. Неплохо растворим в воде — один объем воды поглощает примерно 2,5 объемов хлора. Хлор очень ядовит. Хлор широко используется в промышленности для отбелки тканей, получения соляной кислоты, белильной извести, ядохимикатов, для обеззараживания питьевой воды.

Поваренная соль (NaCI) – вещество белого цвета, хорошо растворимое в воде, соленое на вкус, используется для приготовления пищи, при консервации продуктов питания, в пищевой и фармацевтической промышленности, необходим для организма человека и животных, при недостатке в клетке живого организма нарушается водно-солевой баланс .



Вещество 1

Вещество 2



Учитель: Галогены являются одними из самых активных веществ, исходя из строения галогенов, выдвинете предположение об их активности и способности к взаимовытеснению. Свои предположения подтвердите или опровергните, проделав лабораторный опыт. Результаты представьте в виде таблицы:


Что делал?

Что наблюдал?

Вывод, уравнение реакций














Группа 1: Проведите опыт взаимодействия хлорной воды с раствором бромида калия

Группа 2: Проведите опыт взаимодействия хлорной воды с раствором йодида калия

Группа 3: Проведите опыт взаимодействия йодной воды с раствором бромида калия

Группа 4: Проведите опыт взаимодействия йодной воды с раствором бромида калия

Группа 5: Проведите опыт взаимодействия бромной воды с раствором йодида калия

Группа 6: Проведите опыт взаимодействия бромной воды с раствором хлорида калия

Учитель: Подведем итог и сделаем выводы.

  • Изменение строения приводит к изменению свойств

  • Более активный галоген вытесняет менее активный из соединения

Рефлексия.

Что запомнилось на уроке, что понравилось.

Подведение итогов урока, выставление оценок.


Домашнее задание: параграф 18-19 учебник «Химия» О.С. Габриелян, упр. 4 стр. 115.





















Свежие документы:  Тест для 9 класса "Алканы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: