Конспект урока по Химии «Генетическая связь между классами неорганических соединений»


Министерство образования Омской области

бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 64»

Занятие по химии для обучающихся I курса

«Генетическая связь между классами неорганических соединений»

Составитель:

Преподаватель химии

Калиниченко А.Ф.

Р.п. Полтавка

Цели урока (слайд)
  • Опираясь на знания об основных классах неорганических веществ выявить взаимосвязь между ними;

  • Закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;

  • Развивать умение выделять главное, сравнивать и обобщать.

  Задачи урока (слайд)
  • Сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов;

  • Продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения;

  • Формировать способность к адекватному само- и взаимоконтролю, развивать навыки работы в парах и индивидуально.

 

На предыдущих уроках мы с вами рассмотрели основные классы неорганических соединений: их состав, классификацию и свойства. Сегодня мы постараемся установить между ними связь.

Для этого мы вспомним признаки классов, их определения и химические свойства.

Задание 1 (письменно) — индивидуально. Решение кроссворда. (слайд)

Вопросы на слайде

На решение кроссворда отводится 3 минуты.

1. Соединения, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.

2. Кислоты, содержащие в своем составе только один катион водорода.

3.  Соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород, в степени окисления -2.

4.  Соли, содержащие в своем составе не замещенные на металл ионы водорода.

5.  Кислоты, в состав которых входит кислород.

6.  Соли, содержащие в своем составе помимо металла и кислотного остатка так же гидроксогруппы (OH).

7. Соединения, содержащие один или несколько атомов водорода и кислотный остаток.

8. Оксиды, которые при взаимодействии с водой образуют соли.

9. Сложные соединения, состоящие из катиона металла и одной или нескольких гидроксогрупп (ОН)

10. Группа солей, состоящих только из катиона металла и кислотного остатка (не содержащих иона водорода и гидроксогрупп).

11. Растворимые в воде основания.

Поменялись кроссвордами с соседом и оцениваем ее. Правильные ответы вы можете видеть на экране. (слайд)

Критерии оценивания кроссворда (слайд)

  • Если задание выполнено без ошибок и исправлений – оценка «5»

  • Если допустили одну ошибку или есть одно-два исправления – оценка «4»

  • Если допустили две ошибки и есть одно-два исправления – оценка «3»

  • Если сделали три ошибки и более, а также много исправлений – поставьте прочерк.

Через решение кроссворда мы с вами вспомнили основные классы неорганических соединений. А теперь следующее задание

Задание 2 (устно)– дать название веществу, указать к какому классу он относится

Вопрос классу: как вы думаете, существует ли взаимосвязь между неорганическими вещества?

Для этого мы проведем с вами химический диктант (я называю вещество, вы записываете его формулу).

CaO, CO2, MgO, C, H2CO3, Ca, NaCl, Ca(OH)2, NaOH, CaCO3, H2SO4.

Проверяем правильность написания химических формул. (слайд)

Работа в парах. А теперь из веществ, формулы которых были предложены на химическом диктанте, необходимо выбрать те, которые можно объединить в группы по одному признаку (варианты будут различные). Остановимся на том варианте, где учащиеся увидят формулы веществ, содержащих один и тот же элемент.

Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. Получили две цепи:

Са – СаО – Са(ОН)2 – СаСО3

С – СО2 – Н2СО3 – СаСО3

Почему вы похожи на родителей, ваши родители на своих и т.д.? (Родственники обладают сходными признаками, которые передаются по наследству). Что является носителем наследственной информации? (Ген). Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данных цепей? (Са и С)

В каждой цепи есть общее — это химические элементы — Ca и C, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству).

Вернемся к нашим цепочкам и определим, к какому классу относится каждое соединение, и запишем их в виде цепочки:

Металл – основной оксид – основание

соль

Неметалл – кислотный оксид – кислота

Такие цепи или ряды называются генетическими.

Записываем определение:

 
Свежие документы:  Конспект урока "Свойства углеводородов"

Генетическая связь в химии это способность вещества одного класса с помощью химической реакции переходить в вещество другого класса.

Признаки которые характеризуют генетический ряд: (слайд)

  1. Вещества разных классов;

  2. Разные вещества образованные одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существование одного элемента;

  3. Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.

По этому признаку можно различать полные и неполные генетические ряды. Генетическую связь неорганических веществ можно разделить на 2 разновидности генетических рядов: а) генетический ряд металла, б) генетический ряд неметалла. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.

Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:

1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

металл→основный оксид→щёлочь→соль

Например, K→K2O→KOH→KCl

2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→

основный оксид→металл

Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:

1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:

неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль

Например, P→P2O5→H3PO4→Na3PO4

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:

неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→

кислотный оксид→неметалл

Мы с вами рассмотрели генетическую связь и генетические ряды веществ и теперь нам необходимо закрепить наши знания.

Задания на закрепление:

1) Составьте генетический ряд (1 вариант) натрия и (2 вариант) фосфора: (проверка у доски)

ответы Na → NaO → NaOH → Na2SO4 P → P2O5 → H3PO4 → K3PO4 2) Выберите из перечня формул веществ те, которые составляют генетические ряды (1 вариант – неметалла, 2 вариант – металла):   CO2, CO, H2SO3, S, Ba(OH)2, C, P, H2CO3, P2O5, SO2, Na2CO3, Na2O, BaSO3, Na, HNO3, NO2.

3) Выполнение теста «Генетическая связь между классами неорганических веществ»

Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.

  1. Оценивается деятельность учащихся на уроке;

  2. Выставляются отметки.

Учащиеся, получившие отметку “5”, поднимают руки, учитель объявляет им, что им нет необходимости готовиться к следующему уроку, т.к. данный раздел они усвоили достаточно хорошо.

Учащимся, получившим отметку “4” следует повторить те фрагменты раздела, в которых они допустили ошибки.

Учащимся, получившим отметки “3” и “2” — еще раз изучить данный раздел.

В заключении занятия, преподаватель благодарит детей за активное участие на уроке.

Список используемой литературы

  1. Габриелян О.С. Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: