конспект урока по химии «Гидролиз»


Этап урока

содержание

t0 ,мин

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Здравствуйте, садитесь.

1

Приветствует учеников ,проверяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих

Приветствуют учителя ,готовятся к уроку.

Проверка домашнего здания


2



Актуализация и коррекция опорных ЗиУ

Для того, что бы нам приступить к новому материалу, давайте повторим

1



Сообщение темы. Цели и мотивация учебной деятельности

Открывает тетради ,записываем число и тему урока.

«Гидролиз».В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с явлением гидролиза – при стирке белья, мытье посуды, умывании мылом. Даже процессы пищеварения, в частности, расщепление жиров, протекают благодаря гидролизу.

2


.

Восприятие и первичное осознание нового материала

Вы знаете, что, согласно теории электролитической диссоциации, в водном растворе частицы растворенного вещества взаимодействуют с молекулами воды. Такое взаимодействие может привести к реакции гидролиза. Давайте разберем слово гидролиз( гидро- вода, лиаз- разложение, распад)

Записываем определение гидролиз.

Гидролиз— это реакция обменного разложения веществ водой.

Гидролизу подвергаются различным вещества:

Гидролиз







Органических веществ неорганических веществ

    • Соли;

    • Силициды;

    • Фосфиды;

    • Карбиды.

    • Галогеналканы;

    • Сложные эфиры и жиры;

    • Углеводы;

    • Белки.

























Реакции гидролиза могут протекать обратимо и не обратимо. Рассмотрим разные случаи этого процесса и его значения.

Гидролиз органических веществ.

  1. Гидролиз галогеналканов используют для получение спиртов.

С2Н5Сl + Н2О →С2Н5ОН + НСl

Хлорэтан этанол

Присутствие щелочи (ОН) позволяет «связать»получающуюся кислоту и сместить равновесие в сторону образование спирта.

  1. Гидролиз сложных эфиров протекает обратимо в кислотной среде( в присутствии неорганической кислоты) с образованием соответствующего спирта и карбоновой кислоты.

СН3-СОО-С2Н5 + Н2О → СН3-СООН +С2Н5ОН

Этиловый эфир уксусная этанол

уксусной кислоты кислота

для смещения химического равновесия в сторону продуктов реакции гидролиз проводят в присутствие щелочи.

Исторически первым примером такой реакции было щелочное распределение сложных эфиров высших жирных кислот, что привело к получению мыла. Это произошло в 1811 г., когда фран.ученый Э.Шеврёль, нагревая жиры с водой в щелочной среде , получил глицерин и мыла –соли высших карбоновых кислот. На основании этого эксперимента был установлен состав жиров, они оказались сложными эфирами. А процесс гидролиза сложных эфиров в щелочной среде до сих пор называют омылением.

  • Натриевые соли высших карбоновых кислот являются основными компонентами какого мыла?(твердого мыла)

  • А калиевые соли?(жидкого мыла)

Фран. Химик М Бертло в 1854 г. Осуществил реакцию этерификации и впервые синтезировал жир. Следовательно, гидролиз жиров протекает обратимо.

В живых организмов происходит ферментативный гидролиз жиров. В кишечнике под влиянием фермента липазы жиры пищи гидролизируются на глицерин и органические кислоты, которые всасываются стенками кишечника, и в организме синтезируются новые, свойственные ему жиры. Они по лифмфатической системе поступают в кровь. А затем в жировую ткань. От сюда жиры поступают в другие органы и ткани организма. Где процесс обмена веществ в клетках опять гидролизуется и затем постепенно окисляются до оксида углерода(IV) и воды с выделением энерии, необходимой для жизнедеятельности.

В технике гидролиз жиров используют для получения глицерина, высших карбоновых кислот, мыла.

  1. Важнейшими компонентами нашей пищи является кто?(углеводы). Причем дисахарида (сахароза, лактоза, мальтоза) и полисахариды (крахмал, гликоген) непосредственно не усваиваются организмом. Они сначала как и жиры, сначала подвергаются гидролизу.

Гидролиз дисахаридов например сахарозы, можно представить следующим уравнением:

С12Н22О11 + Н2О →С6Н12О6 + С6Н12О6

Реакцию гидролиза крахмала до глюкозы при каталитическом действии серной кислоты осуществил в 1811 году русский ученный К.С. Киргоф.

СО2, вода

В организме человека и животных гидролиз углеводов происходит под действием ферментов( возьмем кусочек хлебав в рот)

Крахмал пищи

мальтоза

глюкоза













Гликоген- « животный крахмал»













Промышленным гидролизом крахмал получают глюкозу и патоку(смесь декстринов, мальтозы и глюкозы). Патоку применяют в кондитерском деле.

Декстрины как продукт частичного гидролиза крахмала обладают клеющим действием: с ними связано появление корочки на хлебе и жаренном картофеле, а так же образование плотной пленки на накрахмаленном беье под действием горячего утюга.

  1. Еще одним известным вам полисахаридом является целлюлоза. Она так же может гидролизоваться до глюкозы при длительном нагревании с миниральными кислотами. Процесс идет ступенчато, но кратко его можно записать так:

Гидролиз полисахаридов.

(С6Н10О5)n + nН2О →nС6Н12О6

Этот процесс лежит в основе производств многих гидролизных производств. Они служат для получения пищевых, кормовых и технических продуктов из непищевого растительного сырья- отходов лесозаготовок, деревообработки(опилки, стружка, щепа), переработки сельскохозяйственных культур(соломы, шелухи семян, ит.д)

Техническими продуктами таких производств являются глицерин, этиленгликоль, органические кислоты, этиловый спирт.

  1. Белки пищи ↔ полипептиды ↔ аминокислоты

Почему белки- это основа жизни всех живых организмов?

Белки пищи









Гидролиз ферменты(желудок)





Полипептиды







Гидролиз ферменты(кишечник)

СО2,NH3,

H2O

Белки организма



α- аминокислоты

окисление

Поликон-

денсация (О2)

энергия(клетки)



  1. Неизмеримо важную роль в организме играет процесс гидролиза аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Это вещество служит источником энергии для всевозможных биохимических реакций(построение белка, сокращение мышц и др). при гидролизе АТФ до аденозиндифосфорной кислоты(АДФ)энергия высвобождается

АТФ +Н2О → Н3РО4 + АДФ + энергия

Обратный процесс- образование АТФ из АДФ- протекает с поглащением энергии.

Гидролиз не органических веществ

Гидролиз солей.

Сущность гидролиза сводится к обменному химическому взаимодействию катионов или анионов соли с молекулами воды. В результате образуется слабый электролит.

Гидролиз соли – взаимодействие соли с водой с образованием слабого электролита и изменением реакции среды. Сущность гидролиза сводится к обменному химическому взаимодействию катионов или анионов соли с молекулами воды. В результате образуется слабый электролит.

Любая соль – это продукт взаимодействия основания с кислотой. В зависимости от силы основания и кислоты выделяют 4 типа солей.

Гидролиз солей



Образована сильной кислотой и сильным основанием



Образована слабой кислотой и сильным основанием

Образована сильной кислотой и слабым основанием

Образована слабой кислотой и слабым основанием


10



Первичное обобщение и систематизация





Первичное применение приобретенных ЗиУ

Водные растворы солей имеют различные значения pH и различные типы сред- кислотную(7,0)нейтральную(=7)это объясняет тем, что соли в водных растворах могут подвергаться гидролизу. Гидролизу не подвергаются:

нерастворимые соли и соли, образованные сильным основанием (щёлочи) и сильной кислотой (HCl, HClO4, HNO3, H2SO4 ), среда раствора нейтральная, рН=7.

Гидролизу подвергаются: 

1) соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой (HClO, HNO2, H2S, H2SiO3, H2CO3 включая органические кислоты), гидролиз по аниону, среда щелочная, рН>7.

2) соль, образованная слабым основанием (NH3H2O, органические амины, нерастворимые гидроксиды металлов) и сильной кислотой, гидролиз по катиону, среда раствора кислая, рН<7.

3) соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой, гидролиз по катиону и аниону. Реакция среды определяется сравнением Кд слабых электролитов. Среда определяется большим значением Кд , но близка к нейтральной.


6































15























































Рефлексивно оценочный


5

Задает вопросы. Оценивает учеников

Отвечают.

Сообщение домашнего задания


2

Задает домашнее задание

записывают

Организационный момент

Всем спасибо за внимание. Дежурный убирает за всеми места. Урок закончен. Всем до свидания.

1

Прощается. смотрит за дежурными

Прощаются, дежурные убирают рабочие места.

слайд8

слайд9






Формула соли


Изменение окраски лакмусовой бумаги ( цвет)


Значение рН


Реакция среды


AlCl
3


Розовый цвет


рН<7.


Среда кислая


Na
2CO3


Яркий синий цвет


рН>7


Среда щелочная


NaCl


Лакмусовая бумага не меняет окраску ( гидролиза нет)


рН=7


Среда нейтральная



Свежие документы:  Конспект урока на тему "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: