Конспект урока по Химии «Изомерия и номенклатура органических веществ» 10 класс


МОУ «СОШ с.Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области»













Урок закрепления знаний по теме:

«Изомерия и номенклатура
органических веществ»

10 класс





Урок составила:

учитель химии

1 квалификационной категории

Никулина Валентина Александровна

















2013-2014

Цели. Проконтролировать уровень усвоения учебного материала по теме «Номенклатура и изомерия органических веществ»: умение составлять формулы веществ по названиям и называть вещество по формулам, составлять структурные формулы изомеров, а также совершенствовать коммуникативные умения, воспитывать умение работать в группе и ответственность за результаты своей работы.

Оборудование. Наборы для создания шаростержневых моделей молекул. В роли экспертов выступают ученики 11-х классов. Класс делится на команды по числу рядов. Каждая команда выбирает капитана.

ХОД УРОКА

В течение урока проводится 4 конкурса (тура). После каждого конкурса подводятся итоги и результат фиксируется на доске.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Вы слышали ошеломляющую новость? Недалеко от нас, в районе Лисьего оврага, археологи нашли развалины древнего города Органайя – бывшей столицы могущественного государства Оргахия. Сейчас ученые всех стран занимаются расшифровкой древних манускриптов. Объявлен конкурс на лучшего знатока их языка. Победители будут допущены к раскопкам. Я послала от нас с вами заявку на участие в конкурсе. Оргкомитет предложил отобрать лучших из лучших. Наблюдать за соблюдением правил будут юные знатоки истории этого государства – ученики 11-го класса.

Сейчас мы разделимся на команды. Одна команда – ряд учеников. Выберите капитана.

При раскопках были найдены древние рукописи на оргахийском языке. Вам предстоит расшифровать их.

Т у р 1

Вы получите фразы на оргахийском языке (формулы органических веществ) и в течение трех минут должны будете перевести их на русский язык. За каждый правильный ответ команда получает один балл. (Ученики 11 класса проверяют ответы.)

П р и м е р ы з а д а н и й:

СН2=СН–СН=СН2;

СН2Сl–СН(СН3)–С(СН3)2–СН2Сl;

СН2=С(СН3)–С(С2Н5)=СН–СН3;

СН2=СН–C(CH3)2–CH3;

HOOC–CH2–CH2–COOH;

CH2=CH–CH=CH–COOH;

CH2=CH–C(CH3)=CH–C(CH3)=CH2;

CH2(OH)–CH2–CH(OH)–CH3;

CH3–CH(CH3)–CH(NH2)–CH2–COOH;

CH2(OH)–CH=C(CH3)–CH2OH;

CH2=C(C2H5)–CH(OH)–CH3;

CH2=C(C2H5)–CH2–COOH;

СH3–CH(C2H5)–CH=CH–CHO;

CH2(OH)–C(CH3)2–CH(C2H5)–CH(OH)–CH2OH;

CH2=C=CH–CH=C(CH3)–CH3;

CH3–CH(OH)–CH(CH3)–CH2–CHO.

Т у р 2

Учитель. А теперь обратное задание: с русского языка переводим на оргахийский.

Учащиеся получают названия органических веществ, им необходимо построить структурную формулу. Время на выполнение задания – три минуты, 1 балл за правильный ответ. Ученики 11-го класса подсчитывают количество правильных ответов.

Свежие документы:  Конспект урока "Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов." 8 класс

П р и м е р ы з а д а н и й:

2-хлор-2,3-диметилбутан;

2-метилпентен-3-ол-1;

3-метил-2-этилбутанол-1;

3,5-диметил-4-этилоктин-1;

2-метилциклопентен;

3-метилпентен-2-овая кислота;

3-этилпентен-4-ин-1;

2-амино-3-метилбутановая кислота;

4-амино-3-метилпентановая кислота;

пентен-3-ин-1;

1,2,3,4-тетраметилпентадиол-1,3;

2,3,4,4-тетраметилоктен-2;

3-гидроксибутановая кислота;

бутин-2-овая кислота;

2,2-диметилбутен-3-овая кислота.

Т у р 3

Учитель. Археологи при раскопках нашли остатки монумента и сейчас спорят о его первоначальном виде. Каждая команда может получить образец остатков. За 15 минут вы должны воссоздать возможные виды монумента.

Команды получают набор моделей из 6 черных шариков, 10 белых и 17 палочек для сборки. Через 15 минут команды по очереди приглашаются к доске для написания изомера и его названия. За построение изомера – 0,5 балла, за название – 0,5 балла.

Т у р 4

Учитель. И в завершение – конкурс капитанов. За правильное построение структурной формулы вы получите 5 баллов. Витамин А носит оргахийское название: 3,7-диметил-9-(2,6,6-триметилциклогексен-1-ил)-нонатетраен-2,4,6,8-ол-1. Пожалуйста, изобразите его на оргахийском. Команды могут помочь капитану.

Капитаны вместе с командами рисуют структурную формулу витамина А.

Ретинол – важнейший представитель
группы природных соединений (витамин А1)

Учитель. А теперь подведем итоги. Победила команда… Ей мы вручаем грамоты «Знаток Оргахии», и команда в полном составе на летних каникулах сможет принять участие в раскопках древнего города. Также все члены команды получают оценку «5» за урок. Но все участники достойно сражались, и я вас всех благодарю.

После подведения итогов конкурса награждаю грамотами команду-победительницу.

В качестве домашнего задания предлагаю учащимся придумать аналогичные задания по пройденной теме для соседа по парте. Оценка за него будет складываться из двух составляющих: придуманное задание и выполнение задания соседа.

В ходе урока активность каждого учащегося довольно высокая. За небольшой промежуток времени учащиеся выполняют значительный объем работы.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: