Конспект урока по Химии «Воздух. Горение веществ на воздухе»






Урок по теме:

«Воздух. Горение веществ на воздухе».






Учитель химии МКОУ СОШ № 7

с. Величаевского Левокумского района Ставропольского края Козырева Г.Н.










Цели: формирование знаний о составе воздуха, горении и медленном окислении, установление причинно- следственных связей на основе переработки информации, развитие самостоятельности, наблюдательности, общеучебных умений; воспитание положительной мотивации учения, коммуникативности и умения работать в команде.

Оборудование и реактивы: Кристаллизатор, стеклянный колокол,3 свечи, спички,3 стакана разных объемов, предметные стекла, ткань х./б., щипцы тигельные, заряженная модель огнетушителя содового, стеклянная пластинка, спирт этиловый, кусочек красного фосфора, гексан. Презентация.

Девиз урока — «Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю — я понимаю» — китайская пословица.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя: Парижские ученые Гей-Люссак и Гумбольдт занимались исследованиями газов. Для опытов им были нужны тонкие пробирки, которые изготовлялись только в Германии. Но посылки облагались высокими налогами. Это было не по карману ученым. Чтобы избежать этого, Гумбольдт предложил одно решение, после которого посылки стали проходить через границу бесплатно, посылки с пробирками снабжались этикеткой «Осторожно! Немецкий воздух». У служащих на почте не было расценок на провоз воздуха, и они решили, что воздух можно пересылать бесплатно. Ребята, а мы понимаем ценность воздуха, мы можем сказать, что воздух не имеет для нас никакого значения? Что вы уже знаете о воздухе? ( Дети высказывают свое мнение)

Учитель делает вывод о том, что воздух для нас бесценный дар природы, его нужно беречь и знать о нем как можно больше, объявляет тему и цели урока.

2. Историческая справка об открытии состава воздуха.

Показ презентации

До 18 в. ученые все газы, образующиеся в каких — либо реакциях называли воздухом, хотя и с особыми свойствами (например «горючий газ- водород, «лесной воздух»- углекислый газ).

Установление французским ученым Антуаном Лавуазье (показ портрета ученого) того, что воздух — это смесь двух газов. (Демонстрация опыта: учителем — горения фосфора под стеклянным цилиндром; тремя учащимися — горение трех свеч, накрытых стеклянными стаканами различных объемов.) Учащиеся легко объясняют поднятие воды в колоколе на 1/5 его объема, разную продолжительность горения свечей и делают вывод о том, что кислород составляет 20% воздуха.

Открытие через 100 лет Рамзаем и Релеем остальных компонентов воздуха.

Состав воздуха в %: азота — 78, кислорода- 21, инертные газы — 0,94, углекислого газа — 0,03, прочие газы и примеси — 0,03.

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Юго-восточное порубежье. Туркмения. Узбекистан" 9 класс



3. Свойства воздуха (Учащиеся выполняют задание №1из приложения к уроку).

а) физические;

б) химические.

Постановка проблемного вопроса: Почему состав воздуха остается постоянным в течение длительного времени, хотя кислород расходуется на дыхание живых существ и горение? (При затруднении обращаются к приложению — выполняют задание №2).

Благодаря процессу фотосинтеза, происходящего в зеленых растениях суши и Мирового океана.

Самостоятельная групповая (парная) работа: задание №3 в приложении.

4. Горение и медленное окисление. Учитель: Ребята, давайте мы вернемся в далекое прошлое и ответим на вопрос: «Когда и почему древний человек построил свой первый дом?»

Свое первое жилище человек построил для сохранения огня, после открытия реакции горения, поскольку он еще не научился добывать огонь.

Определение реакции горения. ( Демонстрация опыта «Несгораемый платок»)

Вопрос: почему не сгорел платок?

Условия возникновения горения:

А) Нагревание вещества до определенной температуры, при которой оно воспламеняется;

Б) Доступ кислорода.

Короткий диспут: «О вреде и пользе горения» Класс делится на две команды. Первая команда аргументирует свои предположения о пользе процесса горения, вторая — о вреде.

Условия прекращения горения — одновременно и причины горения.

Учащиеся делают вывод: Чтобы прекратить горение, нужно избавиться хотя бы от одной из причин возникновения горения и рассказывают об известных им способах тушения пожаров.

Учитель обращает внимание детей на то, что не все горящие вещества можно тушить водой, демонстрирует процесс возгорания гексана и его тушения. Горящий гексан нельзя тушить водой, так как он легче ее и вода будет только способствовать увеличению очага пожара. По этой же причине нельзя тушить водой горящие бензин, керосин, загоревшееся на сковородке масло.

Устройство и принцип работы содового огнетушителя. Учитель объясняет принцип действия огнетушителя.

Что происходит с веществами при горении и медленном окислении? (Простые и сложные вещества при горении и медленном окислении превращаются в оксиды).

2С + О2 = 2СО

СН4 +2О2 = СО2 + 2Н2О

Выполнение индивидуальной самостоятельной работы учащимися.

Из предложенных трех схем уравнений химических реакций, выбрать одно и подобрать коэффициенты.

? Са + O2 =? СаO

? P +? O2 =? P2O3

С2Н4 +? O2 = ?CO2 +? Н2O

Решение задачи. (Условие в приложении — задание №4).

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание — написать заметку в газету на тему: «Причины загрязнения воздуха и способы решения проблемы чистоты атмосферы»























































ПРИЛОЖЕНИЕ

Путеводитель по уроку химии: «Воздух. Горение веществ на воздухе».

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Правописание -чу –щу ». «Наша бабушка»

Задание №1: Предположите свойства воздуха, основываясь на знаниях свойств простого вещества кислорода.

Справка: Кислород поддерживает два жизненно важных процесса: дыхание и горение.

Задание №2: Подумайте над вопросом: «Почему состав воздуха остается постоянным в течение длительного времени, хотя кислород расходуется на дыхание живых существ и горение?»

Справка: В процессе фотосинтеза, происходящего во всех зеленых растениях суши и Мирового океана, восстанавливается 320 млрд. т. кислорода в год.

Задание №3: У писательницы В.Инбер есть такие строки: «Подобно тому, как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни — точно также мысль и чувство образуют воздух, которым дышит поэзия». Покритикуйте это выражение с точки зрения химика.

Задание №4: Решите задачу: На каждые 10км. пути с выхлопными газами грузового автомобиля в атмосферу попадают 700г. углекислого газа и 70г. оксида азота (IV). Чему будет равна масса вредных выбросов при перевозке груза?


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: