конспект урока по теме «Основания» 8 класс



Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 38» города Ангарска












Конспект урока по химии в 8 классе



«Основания»










Подготовила учитель химии:

Воронина Татьяна Ивановна











Ангарск

2014


Класс: 8

Предмет: химия

Тема урока: Основания

Тип урока: комбинированный

Цель: Сформировать представление о классе неорганических соединений – основаниях, их составе, валентности гидроксильной группы, физических свойствах.

  1. познакомить с классом неорганических соединений – основаниями.

  2. научить пользоваться таблицей растворимости.

  3. Изучить изменение цвета индикаторов в растворе щелочей.

  4. Совершенствовать умения сравнивать вещества, выяснять общие черты и различия в свойстве и составе оснований, развивать мышление на репродуктивном и продуктивном уровне;

  5. Прививать интерес к предмету

  6. формировать умения работать в паре

Оборудование: твердые щелочи и их растворы: гидроксиды натрия, калия, кальция, меди, железа (II), индикаторы (фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмус), вода, соляная кислота, пробирки, компьютер, проектор, карточки (правила техники безопасности, алгоритм выполнения лабораторной работы).

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие учеников.

Учитель объявляет о предстоящем уроке. Девиз урока «Все познается в сравнении»

 II. Актуализация знаний

В процессе изучения химии вы уже познакомились с некоторыми классами неорганических веществ.

— какими? (оксиды и летучие водородные соединения, гидриды).

В.1 Что такое бинарные соединения?

В.2 Что такое оксиды?

В.3 В каких агрегатных состояниях при н.у. встречаются оксиды?

В.4 Приведите формулы:

  1. Воды

  2. Углекислого газа

  3. Негашеной извести

  4. Хлороводорода

В.5 Составьте формулы: оксида азота (V), оксида азота(IV), оксида азота(II).

Выпишите отдельно оксиды металлов и оксиды неметаллов и дайте им названия (выполняют ученики у доски).

  1. Na2O, H2O, CaCl2, NO, BaO, NaOH, SO3, LiOH.

2. HCl, SO2, FeO, HNO3, CO2, CaS, CuO, P2O5.


На этом уроке полученные ранее знания необходимо привести в стройную систему, установить связи между изученными веществами, выяснить причины взаимного превращения одних веществ в другие. Изучить новый класс веществ — основания.

В тетрадях запишите число, сегодня 7 декабря, тема урока: Основания.

 III. Изучение нового материала

1)Учитель: Сегодня на уроке мы должны изучить новый класс веществ — основание. Для этого рассмотрите вещества, формулы которых вы видите на экране и попытайтесь вывести определение.


Определите состав основания. Какие различия и что общего в составе оснований?

Группа ОН – это гидроксид-ион

Схема образования гидроксид-иона, слайд.

Какие вещества называются основаниями. Дать определение


Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними одного или нескольких гидроксид ионов

— Определите валентность гидроксогруппы. Выведите общую формулу оснований.

М(ОН)n , где n – число групп ОН, М – металл. Валентность гидроксогруппы I, заряд иона равен минус один.

Оксидам металлов соответствуют гидроксиды, давайте посмотрим слайд.

Работа в тетради: составление формул гидроксидов из оксидов, из оксидов гидроксидов.


Номенклатура оснований: слайд

Гидроксид+название металла в родительном падеже+степень окисления римскими цифрами (записать в тетрадь).


Физ. минутка.

Далее мы должны познакомиться с физическими свойствами оснований. Основания — это твердые вещества. Растворимые в воде основания называются щелочами. Однако большинство оснований в воде не растворяются. Найдите в таблице растворимости примеры щелочей и не растворимых оснований.

Ученики, пользуясь таблицей растворимости, приводят примеры.

Учитель: Щелочи — едкие вещества. Они разъедают кожу и ткани. Поэтому технические названия некоторых из них указывают на это свойство. Например: NаОН — едкий натр, КОН- едкий кали. Обращаться со щелочами нужно очень осторожно. На ваших столах находится инструктаж по технике безопасности при работе со щелочами. Для дальнейшей работы вам нужно с ним ознакомиться.

Техника безопасности при работе со щелочами

Щелочи оказывают на организм в основном локальное действие, вызывал омертвление только тех участков кожного покрова, на которые они попали. Однако в дальнейшем организм испытывает общее отравление в результате всасывания в кровь продуктов взаимодействия мышечных тканей и щелочей. Действие щелочей, особенно концентрированных, характеризуются значительной глубиной проникновения, поскольку они растворяют белок. В связи с этим очень опасно попадание щелочей в глаза: при запоздалой первой помощи возможна полная потеря зрения.

Твердые щелочи очень гигроскопичны. Хранить твердые щелочи следует в емкостях из полиэтилена или в толстостенных широкогорлых стеклянных банках.

Во время приготовления растворов щелочей из твердых щелочей, последние берут из емкостей только специальной ложечкой и ни в коем случае не насыпают, потому что пыль может попасть в глаза и на кожу. После использования ложечку тщательно моют, так как щелочь прочно пристает ко многим поверхностям.

При попадании щелочи на кожу необходимо промыть пораненное место обильной струей воды. Щелочь смывается плохо, промывание должно быть продолжительным (10-15 мин) и тщательным.

При попадании щелочи в глаза их необходимо тщательно промыть 0,2 % раствором борной кислоты.

Ученики изучают технику безопасности.

Лабораторная работа:

Учитель: Перед вами лежат карточки с описанием лабораторной работы. Соблюдая инструктаж по технике безопасности, проведите эти работу, проанализируйте результат, используя таблицу окраски индикаторов в зависимости от среды, и сделайте выводы.

Карточка 2. Описание лабораторных работ

Лабораторная работа № 1. Даны 3 пробирки с бесцветными жидкостями. При помощи индикатора (фенолфталеина) определите в какой пробирке находится щелочь?

  1. Добавьте индикатор в каждую пробирку.

  2. Определите по таблице № 4 «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды» в какой пробирке находится щелочь. (учебник, страница 101)

  3. Сделайте вывод

Ученики делают анализ работы: пробирка №1 – бесцветный, пробирка №2 – бесцветный, пробирка №3 – малиновый.

Вывод: в пробирке №3 – щелочь.


IV. Закрепление

— что такое основание?

— какие бывают основания?

— составить формулы гидроксидов из оксидов и дать им названия.

К 2О, ВаО, Сr 2O 3

V. Домашнее задание. § 19 изучить, упражнение 4,5

VI. Итог урока. Сегодня мы познакомились с новым классом неорганических соединений – основаниями, их составом и классификацией.

VII. Оценочно-результативный компонент . Оценки за урок

VIII. Рефлексия.

Что вы узнали сегодня нового?

Что было непонятно?

Что мы научились выполнять?

Какие были затруднения? Что показалось самым интересным?

Что удивило вас?

    Спасибо за  сотрудничество!




Литература:

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс. — М.: Просвещение, 2011г;

  2. Дидактический материал по химии для 8-9 классов. Пособие для учителя. Радецкий А. М., Горшкова В. П. — М.: Просвещение, 2011г;

  3. Инструкции по технике безопасности




Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "ИНФОРМАЦИЯ И ЧЕЛОВЕК. ВИДЫ И СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: