Конспект урока «Угольная кислота и ее соли» 9 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №32»

г.Нижнекамск Республика Татарстан








Конспект урока по химии
в 9 классе

«
Угольная кислота и ее соли»






Подготовила:

учитель химии

Валеева Елена Николаевна























Нижнекамск 2011

Цели урока:

Образовательная: формирование представлений о строении, свойствах и применении угольной кислоты; ее солях, жесткости воды.

Развивающая: создать условия для развития умений учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Воспитательная: способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся.

Тип урока: изучение нового материала



Ход урока

  1. Орг. момент


  1. Изучение нового материала

Учитель: В романе Г.Г. Хаггарда «Клеопатра» написано: «… она вынула из уха одну из 3-х огромных жемчужин и опустила жемчужину в уксусную кислоту? Наступило молчание, потрясённые гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется, Вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая, и выпила всё до последней капли».

Объяснить растворение жемчужины мы сможем в ходе урока, изучив свойства солей самой распространённой в природе кислоты: угольной.

Тема нашего урока: «Угольная кислота и её соли».

+1 +4 -2

а) Молекулярная формула: H2CO3

Угольная кислота – двухосновная кислота, потому будет диссоциировать ступенчато

1 ст. H2CO3 H+ + HCO3

IIcт. HCO3 H+ + CO32- диссоциация по второй ступени практически не идёт


б) Физические свойства:

Угольная кислота существует только в растворе т.к. она очень легко разлагается на углекислый газ и воду

H2CO3 CO2 + H2O

любая газированная вода представляет собой раствор угольной кислоты в воде.


в) Химические свойства:

Как электролит – очень слабая кислота, диссоциирует на ионы в малой степени, поэтому изменяет окраску индикатора слабо. Например, лакмус в растворе угольной кислоты становится только розовым.

1 ст. H2CO3 H+ + HCO3


Взаимодействует в растворе со щелочами.

H2CO3+ 2NaOH

При написании уравнения реакции нужно учитывать, что угольная кислота – слабый электролит, поэтому ее расписывать на ионы нельзя.


учащиеся записывают уравнение реакции в молекулярной и ионной форме

H2CO3+ 2NaOHNa2CO3 + 2H2O

H2CO3+2Na+ + 2OH  2Na+ + CO32- +2H2O

H2CO3+2OH 2Na+ +2H2O





Соли угольной кислоты- карбонаты.

Угольная кислота – двухосновная и поэтому может образовывать два вида солей:

Na2CO3 NaHCO3

CaCO3 Ca(HCO3)2

почти все карбонаты, кроме карбонатов все гидрокарбонаты растворимы

щелочных металлов- нерастворимы


Карбонаты легко превращаются в гидрокарбонаты и наоборот:

СаСO3 + H2O + CO2Ca(HCO3)2

t

Ca(HCO3)2 Са СO3 + H2O + CO2



Качественная реакция на соли угольной кислоты (СО32- или карбонат-ион) – взаимодействие с разбавленной кислотой, например соляной:

Na2CO3 + HCl


учащиеся записывают уравнение реакции в молекулярной и ионной форме

Na2CO3 + 2HCl CO2 + 2NaCl + H2O

2Na++ CO32- + 2H+ + 2Cl CO2 + 2Na+ +2Cl + H2O

CO32- + 2H+ CO2 + H2O


Жёсткость воды.

Использование жёсткой воды приводит к образованию накипи. Анализ показывает, что жёсткая вода содержит большое количество растворимых солей кальция и магния. Различают временную жёсткость воды и постоянную жёсткость воды.

Ca(HCO3)2 и Mg(HCO3)2 или СaCl2 и MgCl2


временную жёсткость постоянную жёсткость

Временная жёсткость воды или карбонатная, обусловлена присутствием в воде гидрокарбонатов кальция и магния. Она легко устраняется кипячением:

t

Ca(HCO3)2 Са СO3 + H2O + CO2

или действием известкового молока или соды

Ca(HCO3)2 +Ca(OH)2

Ca(HCO3)2 + Na2CO3


учащиеся записывают уравнения в молекулярной и ионной форме

Ca(HCO3)2 +Ca(OH)2 CaCO3 +2H2O

Ca2+ +2(HCO3) + Ca2+ +2OH CaCO3 +2H2O


Ca(HCO3)2 + Na2CO3 CaCO3 + 2NaHCO3

Ca2+ +2(HCO3) + 2Na+ +CO32- CaCO3 + 2Na+ + 2HCO3

Ca2+ +CO32- CaCO3

Постоянная или некарбонатная жёсткость, обусловлена присутствием в воде других растворимых солеё кальция или магния. Она устраняется добавлением соды

CaCl2+ Na2CO3


учащиеся записывают уравнения в молекулярной и ионной форме

CaCl2+ NaCO3 CaCO3 + 2NaCl

Ca2+ + 2Cl + 2Na+ + CO32- CaCO3 + 2Na+ + 2Cl

Ca2+ +CO32- CaCO3


  1. Закрепление

А сейчас посмотрите на свои записи и ответьте на вопросы.

Почему Н2СО3 образует 2 вида солей?

Как называются эти соли?

Предполагаемый ответ

Угольная кислота – двухосновная кислота, поэтому образует два вида солей: средние, карбонаты и кислые, гидрокарбонаты.


Назовите формулу мела?

Предполагаемый ответ

Мел – карбонат кальция


Мрамора?

Предполагаемый ответ

Мрамор– карбонат кальция


Жемчуга?

Предполагаемый ответ

Жемчуг – карбонат кальция


Питьевой соды?

Предполагаемый ответ

Питьевая сода – гидрокарбонат калия


«Что же произошло, когда растворила жемчужину Клеопатра?», запишите уравнение реакции.

Предполагаемый ответ

При растворении жемчуга в уксусной кислоте произошла химическая реакция

СаСО3 +2 СН3СООН (СН3СОО)2Ca + 2 CO2 +2 H2O


Д/з

  1. п.30 в.5, 6 с.138

  2. Где в природе встречаются реакции, характеризующие жесткость воды (творческое задание)?


Литература

  1. Габриелян О.С. Химия 9класс, Дрофа, Москва 2007

  2. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии, 9 класс, Москва 2005

  3. Игнатьева С.Ю. Химия: Нетрадиционные уроки 8-11 класс, Волгоград 2003




Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса на тему "Степени сравнения прилагательных"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: