Организация внеклассной работы по химии






МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БЕРЕЗИНА РЕЧКА

САРАТОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»







«ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

ПО ХИМИИ»







Подготовила учитель химии

МОУ «СОШ села Березина Речка

Саратовского района Саратовской области»

Пономарева Татьяна Юрьевна

Внеклассная работа по химии — это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению химии.

Для этого требуется решить ряд задач:

  • изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу на предмет постановки и организации индивидуальной внеклассной работы по химии;

  • изучить эту проблему в опыте работы учителей

  • разработать методику организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии;

  • предложенные рекомендации проверить путем предварительного формирующего эксперимента.

Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время, поэтому внеклассные занятия справедливо рассматриваются как важная составная часть работы школы.

Как известно, внеклассной работой по предмету называют такую учебную работу, которую учащиеся добровольно выполняют под руководством учителя во внеурочное время, сверх учебного плана.

Руководство со стороны учителя может быть как непосредственным, так и при помощи приглашенных для этой цели специалистов из других учреждений, студентов, учащихся старших классов и др.

Основные цели внеклассной работы по предмету – помощь учащимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности; выявление склонностей, способностей и дарований; расширение знаний и кругозора учащихся в ходе углубленного изучения программных вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся; осуществление трудового, нравственного и эстетического воспитания учащихся; развитие интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности.

Важной задачей внеклассных занятий по химии является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыков экспериментальной работы в лаборатории.

Во внеклассной работе по химии большое внимание уделяется межпредметным связям, что особенно важно в плане профессиональной ориентации учащихся и понимания роли химии в жизни человека.

Внеклассную работу можно представить как систему, состоящую из отдельных элементов. Как и в обучении химии, так и в целом, во внеклассной работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика ее очень разнообразна. Тем не менее содержание внеклассной работы по химии подчиняется строго определенным требованиям: научность, доступность, актуальность и практическая значимость, занимательность и др.

В зависимости от содержания и адекватно ему следует выбирать форму и вид внеклассной работы по химии: массовая – химический вечер, олимпиада, устный журнал, неделя (декада, месячник) по химии, викторина, час химии, лекция-концерт, конференция, экскурсия, химические общества и т.д.; групповая –химический кружок, выпуск стенной газеты, изготовление стенда и т.д.; индивидуальная – работа с литературой, составление докладов, рефератов, небольшое исследование, изготовление оборудования для химического кабинета и др.

При использовании индивидуальной и групповой форм внеклассной работы по интересам возможно также проведение шефской работы в младших классах, изготовление моделей, таблиц, схем, дидактического материала и других пособий для химического кабинета, подготовка демонстрационных опытов для лекций, к урокам, к химическому вечеру, проведение специальных внепрограммных занятий, решение усложненных задач.

Такое расчленение не формы и виды внеклассной работы является в значительной мере условным, так как подготовка, например, химического вечера или работа химического кружка требует большой и кропотливой индивидуальной работы каждого их участника, оказывает влияние на направление и характер их работы. Это свидетельствует о взаимной интеграции разных форм и видов внеклассной работы, о том, что все ее элементы связаны между собой, влияют друг на друга.

Таким образом, внеклассная работа по химии – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету. Она требует тщательной организации.

У учителя химии имеются большие возможности для возбуждения интереса к предмету, развития познавательной активности учащихся, осуществления трудового воспитания в процессе изучения химии.

При планировании и проведении индивидуальной внеклассной работы учителю необходимо учитывать некоторые аспекты: психологические особенности учащихся старших классов, возможность рациональной организации учебно-воспитательного процесса, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.

Одним из важных общепсихологических условий, необходимых для успешной деятельности в области химии, мы считаем наличие интереса, склонностей и способностей к данной науке.

В комплекс химических способностей входят очень многие компоненты. Это, прежде всего, — логическое мышление, способность к абстрагированию и обобщению, ассоциативное мышление, способность к запоминанию фактического материала, терминов и др. Эти способности нужны, вероятно, и другим специалистам – физикам, биологам, географам. Химическая же направленность определяется особой любознательностью, проявляемой в познании веществ, процессов их превращения. Химиков отличает стремление работать с веществами, осуществлять превращения веществ, получать новые вещества и т.д.

Все эти особенности необходимо учитывать при осуществлении первого шага – отбора учащихся для индивидуальной внеклассной работы по химии.

При отборе учащихся применялся метод тестирования. При этом можно использовать методики, задания и упражнения для самопознания ми самооценки учащихся, разработанные Л.А. Коробейниковой и Г.В. Лисичкиным.

Безусловно, что только по тестам, как бы хорошо они ни были составлены, нельзя сделать окончательного вывода о способностях – их надо изучать комплексно, с привлечением различных методов педагогического и психологического исследования. Тем не менее тесты дают исходную информацию, которая затем проверяется в ходе длительного наблюдения.

Главное достоинство тестовой методики – возможность полученить за короткий срок большой объем первичной информации и группе испытуемых. Тестовая методика проста в употреблении, все испытуемые находятся в равных условиях, а полученная информация удобна для обработки.

Учащимся предлагаются следующие тесты на определение основных компонентов химических способностей.

ТЕСТ 1. Интересы и склонности.

Этот тест может быть использован для профессиональной ориентации учащихся, в частности, для выявления среди учащихся тех, кто имеет склонность к химии.

С левой стороны листа напишите одно под другим числа от 1 до 13. Для ответов на вопросы используйте следующие обозначения: очень нравится ++, нравится +, не нравится -, совсем не нравится —.

Записав сверху вниз ответы на первые 13 вопросов, начинайте вновь с верхней строки, с 14-го вопроса, процедура повторяется с 27-го, 40-го, 53-го и 66-го вопросов. Отвечайте по возможности быстро, чтобы на весь тест ушло не более 10 минут.

Нравится ли Вам?

1.Читать книги по занимательной физике или математике?

2.Читать книги о химических открытиях?

3.Выяснять устройство электроприборов?

4.Читать журналы «Техника – молодежи», «Юный техник»?

5.Узнавать о жизни народов и государственном устройстве зарубежных стран?

6.Знакомиться с жизнью растений?

7.Читать классиков литературы?

8.Обсуждать текущие события в нашей стране и за границей?

9.Читать книги о сверстниках?

10.Знакомиться с работой врачей?

11.Заботиться о домашнем уюте?

12.Ходить в театры и на выставки?

13.Читать военные мемуары?

14.Читать книги об открытиях в физике?

15.Выполнять домашние задания по химии?

16.Чинить бытовые электроприборы?

17.Слушать и смотреть передачи о новинках техники?

18.Ходить в походы, чтобы изучать родной край?

19.Делать уроки по биологии?

20.Читать критические статьи по литературе?

21.Участвовать в общественной работе?

22.Объяснять товарищам домашние задания?

23.Читать о том, как люди научились бороться с болезнями?

24.Готовить пищу и наводить в доме порядок?

25.Читать об искусстве?

26.Знакомиться с военной техникой?

27.Ставить опыты по физике?

28.Делать химические опыты?

29.Читать о новинках радио?

30.Чинить велосипед?

31.Коллекционировать камни и минералы?

32.Работать в саду?

33.Письменно излагать свои мысли и наблюдения?

34.Читать книги по истории?

35.Заниматься с младшими школьниками?

36.Ухаживать за больными?

37.Помогать по хозяйству?

38.Заниматься в литературном, театральном или художественном кружке?

39.Участвовать в военных играх?

40.Занимать в математическом кружке?

41.Готовить растворы для опытов?

42.Собирать радиоприемники?

43.Собирать модели машин?

44.Участвовать в географических и геологических экскурсиях?

45.Наблюдать за жизнью животных?

46.Изучать иностранные языки?

47.Выступать с сообщениями и докладами?

48.Работать вожатым?

49.Возиться с маленькими детьми?

50.Делать покупки?

51.Беседовать с товарищами об искусстве?

52.Заниматься спортом?

53.Участвовать в физической или математической олимпиадах?

54.Решать химические задачи?

55.Работать с измерительными приборами?

56.Конструировать модели, применяя расчеты?

57.Знакомиться с географическими открытиями?

58.Работать на пришкольном участке?

59.Обсуждать с товарищами прочитанные книги?

60.Изучать политический строй зарубежных стран?

61.Обсуждать вопросы воспитания?

62.Наблюдать за поведением животных?

63.Убеждать в чем-либо товарищей?

64.Знакомиться с историей искусств?

65.Быть организатором в играх и походах?

66.Вычислять по формулам?

67.Находить и наблюдать химические явления в окружающем мире?

68.Разбираться в радиосхемах?

69.Чертить?

70.Снимать план местности?

71.Ухаживать за животными?

72.Готовить доклады по книгам?

73.Знакомиться с историей культуры?

74.Отвечать на вопросы младших?

75.Узнавать о причинах разных болезней?

76.Знакомиться и общаться с новыми людьми?

77.Участвовать в смотре художественной самодеятельности?

78.Соблюдать режим дня?

Обработка результатов.

В каждой горизонтальной строке подсчитайте алгебраические суммы плюсов и минусов. Значения от –12 до –6 отвечают области пренебрежения, от –6 до 0 – области отрицательного отношения, от0 до +6 – область положительного отношения и от +6 до +12 – область повышенного интереса. Номера строк при расшифровке означают: 1- физика и математика, 2- химия, 3- электро- и радиотехника, 4- техника, 5- геология и география, 6- Биология и сельское хозяйство, 7- филология и журналистика, 8- история, 9- педагогическая и воспитательная работа, 10 – медицина, 11- сфера обслуживания, 12- искусство, 13- военное дело.

Для химика важен, естественно, повышенный интерес к химии, а также к физике и математике.

ТЕСТ 2. Особенности интереса к химии.

Этот тест уже можно предложить учащимся, которые по тесту 1 имеют склонность к химии с целью выявления направленности к той или иной области химии (история науки, теория, экспериментальная область и т.д.).

С левой стороны листа проставьте столбиком цифры от 1 до 8. Для ответов используйте те же оценки, что и в тесте 1. С верхней строки начинайте ответы на вопросы 1, 9, 17, 25, 33, 41 и 49. Отвечайте быстро, тест должен отнять не более 5-7 минут.

Нравится ли Вам?

1.Точно отмерять вещества?

2.Пользуюсь книгами, получать вещества, не изучаемые в школе?

3.Обращаться к ВУЗовским учебникам?

4.Строго соблюдать условия химического эксперимента?

5.Знакомиться с техникой и автоматикой на производстве?

6.Возможность сочетать работу на производстве с учебой?

7.Знакомиться с педагогической деятельностью ученых?

8.Брать пример с человека, способного повести за собой других?

9.Работать с лабораторным оборудованием и приборами?

10.Ставить опыты в домашней лаборатории?

11.Представлять в уме, как взаимодействуют частицы в химических ракциях?

12.Знакомиться с продукцией химических предприятий?

13.Разбираться в схемах химических аппаратов?

14.Начинать и заканчивать работу ежедневно в одно и то же время?

15.Объяснять опыты товарищам?

16.Возглавлять работу, выполняя поручение учителя?

17.Помогать учителю готовить и проводить опыты?

18.Решать экспериментальные задачи по анализу и синтезу веществ?

19.Графически и схематически оформлять результаты опытов?

20.Составлять схемы промышленного получения веществ?

21.Работать с механизмами?

22.Бывать в цехах на экскурсии?

23.Решать задачи с младшими школьниками?

24.Содержать рабочее место в чистоте?

25.Записывать лабораторные работы в тетради?

26.Выполнять опыты на занятиях химического кружка?

27.Использовать знания по физике и математике для объяснения химических опытов?

28.Узнавать, как организовано химическое производство?

29.Разбираться в устройстве химических аппаратов?

30.Узнавать подробности о работе на химическом заводе?

31.Наблюдать за поведением собеседника?

32.Многократно повторять опыт, пока он не пройдет безупречно?

33.Поддерживать порядок в кабинете химии и на лабораторном столе?

34.Разбирать в причинах неудачи опыта?

35.Изучать теорию, чтобы понять ошибку в опыте или ршении задачи?

36.Проводя опыты, строго соблюдать предписания техники безопасности?

37.Рисовать химические приборы?

38.Узнавать об условиях труда на химических предприятиях?

39.Читать книги о жизни подростков?

40.Приводить в порядок оборудование школьного кабинета химии?

41.Обращаться к учителю, если что-нибудь не ладится в опыте?

42.Подбирать химические реактивы прежде, чем делать опыт?

43.Искать объяснение явлениям природы?

44.Решать расчетные задачи по химии?

45.Чертить, разбираться в схемах?

46.Строго соблюдать распорядок дня?

47.Слушать ответы товарищей на уроках?

48.Носить спецодежду?

49.Выполнять обязанности лаборанта?

50.Сопоставлять результаты опытов, искать в них сходство и различие?

51.Заниматься умственным трудом?

52.Сравнивать внешний вид и качество промышленных изделий?

53.Знакомиться с материалами, из которых сделаны химические аппараты?

54.Заниматься физическим трудом?

55.Разъяснять сущность химических явлений, если к вам обращаются с вопросами?

56.Планировать свои действия?

Обработка результатов: та же, что и в предыдущем тесте. Номера строк означают: 1- лаборант, 2- экспериментатор-исследователь, 3- теоретик, 4- технолог, оператор, 5- техник, конструктор, 6- рабочий, 7- преподаватель химии, 8- организатор.

Заключение выносится по 2-3 точкам с максимальными оценками. Равные оценки означают, скорее всего , что интересы еще не определились.

После того, как вся большая организационная часть завершена, учащимся предлагают начать работать в избранном направлении.

При индивидуальных занятиях учащиеся получают отдельные задания и рекомендации учителя по их выполнению и работают над ними дома, или в школе.

Индивидуальную внеклассную работу нельзя пускать на самотек. Всякая работа нуждается в учете и контроле.

Каждая работа, проделанная учеником, должна фиксироваться в его тетради. Кроме тетрадей учащихся, в качестве учетного материала служат рефераты, приборы, коллекции, схемы и т.п., которые сделаны учениками в процессе индивидуальной работы.

Обязательно надо проводить периодически занятия контролирующего характера: обобщающие семинары, творческие отчеты, конференции. В занятиях такого плана принимают участие и оценивают работу друг друга все ученики, занимающиеся индивидуальной работой. В промежутках между такими занятиями учитель проводит консультации и направляет работу ребят.

Итогом всей работы за учебный год может быть организация выставки работ учащихся или выпуск журнала, рассказывающего о творчестве учеников в процессе индивидуальной внеклассной работы по химии.

Учителю необходимо учитывать возрастные особенности. Следует осторожно подходить к оценке способностей учащихся, так как легко недооценить или переоценить их возможности, сто может вредно отразиться на общем ходе индивидуальных занятий и даже привести к их срыву.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:


При изучении методической, педагогической и психологической литературы было определено понятие и содержание индивидуальной внеклассной работы. Под индивидуальной внеклассной работой следует понимать определенную целенаправленную работу по развитию творческих способностей учащихся, интереса к предмету и профессиональной ориентации. Содержание индивидуальной внеклассной работы определяется склонностями, способностями и интересами учащихся, уровнем материально-технической базы учебного заведения и системой организации деятельности учащихся под руководством учителя.

Основными факторами, мешающими правильной организации индивидуальной внеклассной работы являются: отсутствие методической литературы, материальной базы, опыта работы в этом направлении и др.

Учащиеся, проявляющие интерес к химии, способны потенциально работать с химическими веществами и успешно заниматься творческой деятельностью.

Правильно разработанная система организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии оправдает себя в действии, а индивидуальные занятия положительно повлияют как на общее качество знаний, так и на повышение успеваемости учащихся.


















Литература


1. Боева Т. Н., Корчагина В. В. Химический праздник в сельской школе: пир на весь мир // Химия в школе. – 2005. – №5. – С. 28.

1. Гусаков А. Х. Учителю химии о внеклассной работе. – М., Просвещение, 1981.

2. Васильева Т. К. Игра-зачет. «Знание – сила» // Химия в школе. – 2005. – №5.

3. Кононова В., Фононова Т. Ф. Физико-химический КВН // Химия в школе. – 2005. – №4. – С. 39.

4. Лазаренко А. А. Учителю о внеклассной работе по химии. – М., Просвещение, 1981.

5. Олейникова И. И., Буржинская Т. Г. Химичесий десант в тылу хемофобии // Химия в школе. – 2005. – №9. – С. 73.



Свежие документы:  Тест по всеобщей истории. ХХ век. 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: