Открытый урок по химии в 9 классе «Угольная кислота и ее соли»


Открытый урок по химии в 9 классе по теме:

« Угольная кислота и ее соли».

Учитель МКОУ СОШ с.п. Кара-Суу Жабоева Раиса Муратовна



 Цели урока: изучить свойства солей угольной кислоты карбонатов и гидрокарбонатов.

Задачи урока:

Образовательная: 

— повторить средние и кислые  соли на примере карбонатов и  гидрокарбонатов.

-выявить  качественную  реакцию на карбонат — ион.

-отработать навыки в решении расчетных и экспериментальных задачах;

— повторить свойства и строение угольной кислоты, гидролиз солей и реакции обмена;

Воспитательная:   воспитывать коммуникативную культуру, уверенность в себе и своих знаниях, навыки контроля и самоконтроля.

Развивающая:   Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся,

формирование исследовательских навыков.

Формы организации деятельности на уроке – парная, индивидуальная, фронтальная.

 Методы обучения – частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

 Ведущий вид деятельности учащихся – лабораторные опыты.

Оборудование: раствор Na2CO3; раствор HCl, H2SO4, Ca(OH)2, Na2CO3 твердая, индикатор – фенолфталеин, штатив, газоотводная трубка; карточки – задания

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

III  Основная часть . Изучение новой темы. 

Химическая формула — H2CO3

Структурная формула – все связи ковалентные полярные: 

Кислота слабая, существует только в водном растворе, очень непрочная, разлагается на углекислый газ и воду:

CO2 + H2O ↔ H2CO

Опыт «Получение угольной кислоты»

Получение угольной кислоты

Углекислый газ CO растворяется в воде. При растворении происходит его частичное взаимодействие с водой с образованием угольной кислоты.

COH2↔ H2CO3

Чтобы заметить появление кислоты, добавим в стакан с водой лакмус. В нейтральной среде лакмус остается фиолетовым.

Углекислый газ получаем действием соляной кислоты на мрамор — карбонат кальция. 

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2 + H2O

Направим углекислый газ в стакан с раствором лакмуса. Фиолетовый лакмус становится красным – в  стакане с водой появилась кислота.

Оборудование: пробирка, воронка, газоотводная трубка, штатив, пинцет, химический стакан.

Техника безопасности.

Следует соблюдать правила работы с растворами кислот. Не допускать попадания кислот на кожу и слизистые оболочки.

 Химические свойства:

Для угольной кислоты характерны все свойства кислот.

1) Диссоциация – двухосновная кислота, диссоциирует слабо в две ступени, индикатор — лакмус краснеет в водном растворе:

H2CO3 ↔ H+ + HCO3(гидрокарбонат-ион)

HCO3 ↔ H+ + CO32- (карбонат-ион)

2) с активными металлами

H2CO3 + Ca = CaCO3 + H2

Свежие документы:  Программа элективного курса "Избранные вопросы органической химии" 10 класс

3) с основными оксидами

H2CO3 + CaO = CaCO3 + H2O

4) с основаниями

H2CO3(изб) + NaOH = NaHCO3 + H2O

H2CO3 + 2NaOH = Na2CO3 + 2H2O

5) Очень непрочная кислота – разлагается

Соли угольной кислоты – карбонаты и гидрокарбонаты

Угольная кислота образует два ряда солей: 

·         Средние соли — карбонаты Na2СO3, (NH4)2CO3

·         Кислые соли — бикарбонаты, гидрокарбонаты NaHCOCa(HCO3)2

В природе встречаются:

CaCO3

Мел

мрамор

известняк

NaHCO3 – питьевая сода

K2CO3(поташ, в золе растений)

Na2CO3 – сода, кальцинированная сода

Na2COx 10H2O – кристаллическая сода


Физические свойства:

Все карбонаты – твёрдые кристаллические вещества. Большинство из них в воде не растворяются. Гидрокарбонаты растворяются в воде.


Химические свойства солей угольной кислоты:

Общие свойства солей:

1) Вступают в реакции обмена с другими растворимыми солями                  

Na2CO3 + CaCl2 = CaCO3↓ + 2NaCl

2) Разложение гидрокарбонатов при нагревании

NaHCO3 t˚C  Na2CO3 + H2O + CO2

3) Разложение нерастворимых карбонатов при нагревании

CaCO3 t˚ CaOCO2

4) Карбонаты и гидрокарбонаты могут превращаться друг в друга:

Опыт Взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов

Пропускаем через раствор гидроксида кальция углекислый газ, получается нерастворимый карбонат кальция.

Ca(OH)2  + CO2  = CaCO + H2O

Карбонаты – соли угольной кислоты, в которых замещены оба иона водорода. Когда замещен только один ион водорода – получаются гидрокарбонаты. Большинство карбонатов – нерастворимые соединения, все гидрокарбонаты – растворимые. Нерастворимый карбонат превращается в растворимый гидрокарбонат при пропускании через раствор углекислого газа.

CaCO+ CO+ H2O ↔ Ca(HCO3)2

 

При нагревании раствора гидрокарбоната выделяется углекислый газ,  и вновь образуется  нерастворимый  карбонат кальция.

Ca(HCO3)2  = CaCO3 + CO+ H2O

 

Оборудование: пробирка, воронка, газоотводная трубка,  штатив, пинцет, спиртовка, держатель, химический стакан.

Техника безопасности. Следует соблюдать правила работы с растворами кислот. Не допускать попадания кислот на кожу и слизистые оболочки.

 гидрокарбонаты в карбонаты

Me(HCO3)n + Me(OH)MeCO3+H2O

Me(HCO3)n t˚C → MeCO3↓+H2O+CO2

карбонаты в гидрокарбонаты

MeCO3+H2O+CO2= Me(HCO3)n

Специфические свойства:

1) Качественная реакция на CO32-  карбонат – ион «вскипание» при действии сильной кислоты: 

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2­↑

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

1.  Закончите уравнения осуществимых химических реакций:

Свежие документы:  Урок мужества "Февраль-февраль, солдатский месяц..." 9 класс

CO 2+ KOH =

CO + Al =

H2CO3+ K2SO4 =

CO2( изб ) + NaOH =

С O2+ Na2O =

CaCO3+ CO2 + H2O =

CO2+ Ca(OH)2 =

CO + CaO =

CO2+ H2SO4 =

Ca(HCO3)2+ Ca(OH)2=

H2CO3+ NaCl =

C + ZnO =

№2. 

Осуществите превращения по схеме:

1) Al 4 C 3→ CH 4→ CO 2→ CaCO 3→ Ca ( HCO 3)2→ CaCO 3

2) Ca → CaC 2→ Ca ( OH )2→ CaCO 3→ CO 2→ C

3) CO2 → H2CO→ Na2CO3 → CO2

4) CaCO3 → CO2 → NaHCO3 → Na2CO3

3. Решите задачи

1.Какой объем СО2 выделится (при н.у.) при обжиге 230 кг известняка, содержащего 10 % примесей.

2.Какой объём углекислого газа выделится при обжиге карбоната кальция массой 200 г

3. Сколько угольной кислоты можно получить при взаимодействии 2 л углекислого газа (н.у.) с водой, если выход кислоты составил 90% по сравнению с теоретическим 

Рефлексия

  • Я узнал (а)  много нового…

  • Мне это пригодится в моей жизни …

  • На уроке было над, чем подумать …

  • На все возникшие вопросы я получил (а) ответы ….

  • На уроке я работал (а) добросовестно


Домашнее задание

П. 27-29, упр. 14-20, задача 3 на стр. 91.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: