ПЛАН-КОНСПЕКТ проблемного урока по химии для учащихся 9 класса «Гидролиз солей» 9 класс


ПЛАН-КОНСПЕКТ

проблемного урока по химии для учащихся 9 класса


Тема урока: «Гидролиз солей»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный, проблемный.

Форма проведения урока: лабораторный опыт, беседа.

Цель урока:

  • Способствовать формированию у учащихся понятия «гидролиз», умения писать краткие ионные уравнения реакций гидролиза,

  • Развивать у учащихся память, наблюдательность, логическое мышление,

  • Воспитывать у учащихся аккуратность, уважение к окружающим, любовь к предмету.

Оборудование: на столах учащихся: растворы хлорида натрия, сульфата алюминия, карбоната натрия, лакмуса, штатив с пробирками, чистые листочки и карточки для проведения проверочной работы, таблица растворимости, периодическая система.

На столе у учителя: демонстрационный штатив с четырьмя пронумерованными пробирками с растворами хлорида натрия, сульфата алюминия, карбоната натрия, карбоната кальция, вода.

1 этап: постановка учебной проблемы (15 минут)

1. Первому учащемуся (левая часть доски)

-записать на доске окраску индикатора в различных средах

Нейтральная кислая щелочная

Лакмус

Фенолфталеин

Метиловый оранжевый


2. (средняя часть доски)

— на какие ионы диссоциируют следующие вещества? Допишите уравнения реакций.

Второй учащийся третий учащийся четвертый учащийся

H Cl → Na OH→ NaCO

H NO → KOH→ Al(SO)3

HSO→ Ba(OH) Na Cl →

3. Третий учащийся (правая часть доски)

Запиши по две формулы веществ сильных электролитов

Кислоты Основания Соли

? ? ?

? ? ?


В это время с классом учитель проводит фронтальный опрос по следующим вопросам:

  1. Какие вещества называются электролитами?

  2. Вещества с какой связью относятся к электролитам?

  3. Какие вещества называются неэлектролитами?

  4. Вещества с какой связью относятся к неэлектролитам?

Разбираем ответы учащихся у доски.

Вопросы первому учащемуся:

-какие вещества называются индикаторами?

Вопросы второму учащемуся:

дать определение кислотам с точки зрения теории электролитической диссоциации.

-почему все кислоты одинаково изменяют окраску индикаторов?

Вопросы третьему учащемуся:

дать определение щелочам с точки зрения теории электролитической диссоциации.

-почему все щелочи одинаково изменяют окраску индикаторов?

Вопросы четвертому учащемуся:

— дать определение солям с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Вопросы пятому учащемуся:

— какие электролиты называются сильными?

— какие электролиты относятся к слабым?

Постановка проблемы

Вопрос к классу:

— будут ли растворы солей изменять окраску индикаторов? (ПРОБЛЕМА!)

Выдвижение гипотез

Обсуждаем.

Да. Почему?

Нет. Почему?

Учащиеся должны сказать: «Скорее всего, нет, так как нет ионов водорода и нет гидроксид ионов.»

Проверка гипотез

2 этап : лабораторный опыт (4 мин)

Проделаем опыт: (напомнить о ТБ)

Налейте в три пробирки по 2 мл. следующих солей

1пробирка — карбонат натрия

2 пробирка — сульфат алюминия

3 пробирка – хлорид натрия

и прилейте в каждую из них несколько капель лакмуса. Запишите цвет раствора в тетради, определите среду раствора.

Запись в тетради и на доске должна быть следующая:


1 пробирка 2 пробирка 3 пробирка

Na2 CO3 Al2 (SO4)3 NaCl

+ + +

Лакмус лакмус лакмус

Окр. ? ? ?

Среда ? ? ?

Выдвижение новой проблемы.

Вопрос к классу: Почему же соли изменяют окраску индикаторов? (ПРОБЛЕМА)

Подводящий к теме диалог:

Почему соли изменяют окраску индикаторов?

Откуда появляется избыток ионов водорода, избыток гидроксид ионов?

Какое вещество кроме соли находиться в растворе? Или Что является растворителем соли?

Может ли происходить взаимодействие ионов соли и воды?

3 этап Объяснение новой темы. (12 мин)

Называю тему урока и цель.

Записываем в словарь определение гидролиза.

(от греческого «гидро»- вода, «лизис» — разложение).

Объясняем первый случай.

  1. Na 2CO3 → 2 Na+ + CO32 – определяем генезис соли (происхождение)

С. Сл.

С водой всегда взаимодействует ион, вошедший в состав соли из слабого электролита.

CO3 2- + HOHHCO3 + OH(краткое ионное уравнение реакции гидролиза по первой ступени) среда щелочная

Записываем вывод в тетрадь: гидролиз солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой происходит по аниону, среда щелочная (лакмус окрашивается в синий цвет).

Объясняем второй случай.

2. Al 2 (SO 4)3 → 2Al 3+ + 3SO 2-

Сл. С.

Al3+ + HOH → Al (OH)2+ + H+

Записываем вывод в тетрадь: гидролиз солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой происходит по катиону, среда кислая (лакмус окрашивается в красный цвет)

  1. Na Cl → Na+ + Cl

С. С. Гидролиз не происходит (лакмус фиолетовый).

  1. Ca CO3→ Ca + CO32-

Сл. Сл.

Ca2+ + HOH→ CaOH+ + H+

CO3 2- +HOH → HCO + OH

H+ + OH →HOH

Записываем вывод в тетрадь: гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой происходит и по катиону, и по аниону, среда нейтральная (лакмус фиолетовый).

4 этап реализация продукта.(3 мин)

Делаем выводы.

Что такое гидролиз? Как происходит гидролиз солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой? Как происходит гидролиз солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой? Как происходит гидролиз солей образованных сильным основанием и сильной кислотой? Как происходит гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой? Составляем шпаргалку:

Сл. Силь.- кислая

Сильн. слаб. – щелочная

Сл. Сл. – нейтр.

Сильн. Сильн. — нейтральная

Записываем ДЗ. (записано заранее на левой обратной стороне доски): параграф 6, упр. 8 стр. 20.

Работаем устно. Назовите среду раствора следующих солей (правая обратная сторона доски, записано заранее).

Na NO 3 Fe Cl3 Ba CO3 Na2 S Ca CO3

Выставить оценки, прокомментировать.


Проверочная письменная работа (Обучающая 5 минут).

Задание на листочках у каждого на столе (карточки 25 вариантов)

1 вариант. Написать краткие ионные уравнения гидролиза солей по первой ступени:

хлорид калия, сульфид натрия, нитрат цинка

Собрать листочки. Урок закончен.

















































МОУ «Мочалищенская СОШ» Звениговский район РМЭ













КОНСПЕКТ

открытого проблемного урока по химии по теме «Гидролиз солей»

(9 класс)








Автор: Филатова Е. Н.учитель химии

МОУ «Мочалищенская СОШ»

1 кв. категория








2008

5


Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Вода и ее свойства" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: