Приёмы формирования у учащихся компетентностей познавательной деятельности и интеграции на уроках химии





Приёмы формирования у учащихся компетентностей познавательной деятельности и интеграции на уроках химии.




Мышление начинается с проблемной

ситуации

С.Л.Рубинштейн


Одно из перспективных направлений модернизации образования – разработка идей компетентностного подхода в обучении. При этом подходе помимо знаний, умений, навыков учащихся важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, т.е. сформированность у них того, что называется ключевыми компетенциями.

Я работаю над темой «Развитие учебных способностей учащихся на уроках химии путём проблемного обучения». Суть его в том, что учитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные задачи. В ходе проблемно – исследовательской деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действий, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, интерес к познанию.

Считаю, что проблемное обучение способствует формированию ключевых компетенций, так как знания учащимся при этом не даются готовыми, а они их получают путём рассуждений, поиска истины.

Компетентностный подход делает акцент на практической стороне содержания, на отборе того учебного материала, который необходим учащимся в процессе их жизнедеятельности.

При подборе проблемных заданий я стараюсь учитывать их практическую направленность.

Приведу примеры некоторых проблемных задач, используемых мной на уроках.

Задача 1

Почему категорически запрещается длительная работа двигателя внутреннего сгорания автомашины, трактора в закрытых или слабо проветриваемых помещениях? Ответ обоснуйте.






Задача 2

Почему продукты питания хранят в холодильниках, то есть при низких температурах? Ответ обоснуйте.

Задача 3

Почему в домашние холодильники рекомендуется помещать по нескольку таблеток карболена (активированного угля)? Ответ обоснуйте.

Задача 4

В некоторых вулканических местностях углекислый газ выделяется из трещин земной коры и накапливается в больших количествах в пещерах и долинах. Таковы знаменитые «Собачья пещера» около Неаполя и «Долина смерти» на острове Ява. Животные, чаще всего собаки, попадая в такие места, погибают, а взрослые люди – нет. Подумайте, почему в этих местах оксид углерода (IV) оказывает удушающее действие только на животных невысокого роста.

Задача 5

Долгое время считали, что этого металла очень мало в природе. С созданием спектроскопа появилась возможность обнаруживать присутствие ничтожно малых количеств вещества. И вот тогда этот металл стали находить в самых неожиданных местах: в граните, солёной воде Атлантического океана, чае, молоке, табачной золе и даже в человеческой крови. Этот металл самый лёгкий, если бы из него удалось сделать самолёт, то два человека легко подняли бы его.

Свежие документы:  Конспект урока "Состав и строение атома"

Задача 6

Медь известна с глубокой древности – как в чистом виде, так и в виде бронзы, сплава меди с оловом. Существование этого металла отмечено в Библии (Ветхий Завет) и у Гомера («Илиада»). Бронза часто служит материалом для изготовления памятников. В сочинениях легендарного алхимика Василия Валентина указан способ выделения чистой меди из раствора медного купороса (сульфата меди (II)) – вытеснение (восстановление) железом. Рассчитайте массу железа, необходимого для получения этим способом 6,4 кг меди.

Решение подобных задач помогает школьникам научиться видеть проблемы в окружающей действительности, анализировать реальные ситуации, формулировать и высказывать собственную точку зрения. Учащиеся понимают, где и как можно применить знания в жизни.


Литература:

1. Химия в школе. 2008 г од №10, 2009 год №4.

2. Л.Ю.Аликберова, Н.С.Рукк «Полезная химия: задачи и истории», Москва. Дрофа. 2005 год.




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: