Урок химии «Амфотерные оксиды и гидроксиды» 9 класс




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Омутнинска

Кировской области















Урок химии в 9 классе

по теме

«Амфотерные оксиды и гидроксиды»











Автор: Лалетина Ольга Сергеевна

учитель химии









2012 год



Урок химии в 9 классе по теме

«Амфотерные оксиды и гидроксиды»



Автор: Лалетина Ольга Сергеевна –

учитель химии МКОУ СОШ №2

г. Омутнинска Кировской области

Цели урока:

  • Обучающая – сформировать понятие об амфотерности. Повторить и развить знания о классификации и свойствах оксидов и гидроксидов.

  • Развивающая – совершенствовать навыки составления уравнений реакций, работы с лабораторным оборудованием, усвоение правил работы в химическом кабинете; развивать умение наблюдать, делать выводы.

  • Воспитательная – вырабатывать коммуникативные качества, воспитывать желание активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.

Оборудование и реактивы: микро-лаборатория, компьютер, презентация урока( Microsoft PowerPoint), проектор, экран, учебник О.С. Габриелян химия 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений 12-е издание стериотипное,- М.Дрофа 2007.

Методы и методические приемы: составление и чтение формул и названий веществ; демонстрационный химический эксперимент; самостоятельная работа по составлению химических уравнений; работа с доской; «химические» игры.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок

Урок сегодня необычный

От других весьма отличный…

А чтоб вы смогли сравнить свои знания в начале и в конце урока, предлагаю определить свое место на «скале» (заранее ученикам выданы трафареты «Скалы». (Слайд 1)

Тема сегодняшнего урока – «Амфотерные оксиды и гидроксиды» (слайд 2)

Но прежде, чем начать наш урок, предлагаю вам проверить домашнее задание.

  1. Проверка домашнего задания

  • Два ученика выходят к доске оформлять домашнее задание (№5, 6 с.20),(№7 с 20)

  • Работа с классом

на рабочем столе рекомендую расположить карточки, на которых указаны знаки химических элементов (приготовлены за ранее), в порядке возрастания их атомных масс. Предлагаю вспомнить Периодический закон и структуру периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Вопросы учащимся:

  • формулировка периодического закона, структура периодической системы

  • как называется горизонтальный ряд элементов в периодической системе?

  • Перечислить закономерности изменения свойств элементов, проявляемые в пределах периода

  • Значение периодического закона

  • Учащимся предлагаю выполнить ряд заданий (на экране проектируются слайды):

  • Назовите характер гидроксида (кислотный и основной)

  • Как из оксида можно получить гидроксид

Учитель. О чем идет речь в четверостишье?

К оксиду кальция прилить воды-

В миг в гидроксид случится превращенье

Так мы в «пушонку» можем получить

Ведь происходит извести гашение

Ответ учащихся: речь идет о взаимодействии оксида кальция с водой в результате получится гидроксид кальция.

Учитель. О каком процессе говорится в четверостишье?

Оксид кислотный – углекислый газ –

С водой соединяется охотно,

Хоть воду эту пили мы не раз,

Не думали, что пьем раствор кислотный.

Ответ учащихся: углекислый газ взаимодействует с водой получается угольная кислота (на доске и в тетрадях записывают соответствующие уравнений реакций)

  • Учащимся предлагаю сделать выводы, какие соединения соответствуют металлам или неметаллам?

Ответ учащегося: неметаллам соответствуют кислотные оксиды и кислоты, а металлам – основные оксиды и основания.

  1. Изучение новой темы.

Продолжаем изучать свойства химических соединений. Тема сегодняшнего урока «Амфотерные оксиды и гидроксиды». Слово оксиды и гидроксиды часто звучали на наших предыдущих уроках, а вот слово амфотерные слышим в первые. Что означает это слово? На прошлом уроке, когда мы записывали домашнее задание я советовала вам заглянуть в толковый словарь, и найти слова имеющие общий корень со словом амфотерный. Давайте проверим, что у вас получилось.

  1. Амфибии – класс земноводные, живущие двоякой жизнью: на суше, и в воде, и как животные, и как рыбы.

  2. Амфора – древний глиняный сосуд для жидких и сыпучих продуктов, с двумя вертикальными ручками и узким горлом.

  3. Амфитеатр – места для зрителей, расположенных полукругом на склонах холмов с двух сторон от артистов.

  4. Амфибрахий – трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Учитель. Судя по греческой частице «амфо» или «амфи» — (что означает: с двух сторон; и то, и другое), это вещества, которые проявляют свойства и те и другие. Вещества могут проявлять свойства металла и неметалла, кислоты и основания. Возвращаясь к структуре периодической системе предлагаю вам:

  • Найти в периодической системе химические элементы с амфотерными свойствами и назвать формулы их соединений (оксиды, гидроксиды)

  • Как опытным путем доказать какой характер (кислотный или основной) имеет гидроксид (необходимо воспользоваться индикатором – предполагаемый ответ учащихся)

Учитель. Это подходит только для растворимых гидроксидов. Давайте выполним практическую работу. Целью нашей практической работы является получить амфотерный гидроксид и изучить его свойства. Но прежде чем приступать к работе напомню вам правила обращения с химическими реактивами. Как следует себя вести в кабинете химии.

Ты в химкабинет пришел,

Так запомни кроха,

Безопасность – хорошо!

Быть безруким – плохо!

Реактив без меры льешь –

Плохо это, помни.

Я не жадина, но все ж

Будь поэкономней!

При работе с кислотой

Не нужна тревога

С осторожностью простой

Избежишь ожога (при ожоге обработать 2% раствором соды)

Если натрий щелочной

Разъедает кожу.

При работе с ним

Будь ты осторожен! (обработать 2% раствором борной кислоты)

Ты работу завершил

Стол протер рабочий

Руки хорошо помыл

Или так, не очень?

Учитель. Если не соблюдать правила может и такое случится такое (слайд )

Учащимся раздаются технологические карты которые заполняются по ходу работы. На экране слайд «Технологическая карта» см.приложения.

Учащиеся работают в парах. Предлагаю ребятам слайд в котором следует вставить пропущенные слова. Это и будет вывод по проделанной работе. См. приложение.

  1. Закрепление полученных знаний.

Игровая форма.

Отгадай загадку.

Я – оксид основный

Реагирую с водой

К сожалению, не знаю

Что при этом получаю.

Я – оксид кислотный

Реагирую с водой

И даю продукт, который

Называют …


Игра «Третий лишний»

  1. Al2O3, ZnO, Na2O

  2. CaO, K2O, Cr2O3

  3. NaOH, Al(OH)3, Cu(OH)2

  1. Рефлексия

В ходе работы вы узнали много нового и многому научились. Предлагаю теперь определит свое местоположение на «скале». Слайд «Скала»

Выборочно предлагаю озвучить вам, что у вас получилось.

  1. Обобщение с систематизация

Учитель. Предлагаю вам сформулировать определение амфотерных оксидов (гидороксидов). Привести примеры.

Ответ учащихся: амфотерные оксиды (гидроксиды) – это вещества, которые в зависимости от условий проявляют кислотные и основные свойства.

Амфотерные оксиды: оксид алюминия, оксид цинка, оксид бериллия

Амфотерные гидроксиды: гидроксид алюминия, гидроксид цинка, гидроксид бериллия.

Дополнения если элемент металл проявляет различные степени окисления, то см. презентацию.

Если химический элемент металл проявляет несколько степеней окисления, то его оксид и гидроксид низшей степенью окисления будет проявлять основные свойства, а с высшей –кислотные, а с промежуточной – амфотерные.

Амфотерные оксиды и гидроксиды образуют чаще всего те элементы, которые составляют побочные подгруппы Периодической системы Менделеева. Эти элементы называются переходными элементами или переходными металлами.

  1. Домашнее задание

§ 2 стр. 12 упр.1,2

  1. Итоги урока










Приложение.

  1. Технологическая карта

    Что делал

    Что наблюдал

    1

    В 2 пробирки по две капли NaOH + по две капли ZnCl2 до образования осадка


    Уравнение реаекции: NaOH + ZnCl2 =

    2

    К получившемуся осадку в 1 пробирке добавить раствор HCl


    Уравнения реакции: Zn(OH)2 +HCl =

    3

    К получившемуся осадку во второй пробирке добавить избыток NaOH (в избытке)


    Уравнение реакции: Zn(OH)2 + NaOH =

    (H2ZnO2)

  2. Вывод (вставьте пропущенные слова):

  1. Гидроксид цинка Zn(OH)2 взаимодействует со щелочью (NaOH) проявляет ______________ свойства, а взаимодействуя с кислотой проявляет _____________ свойства.

  2. Zn(OH)2 проявляет ______________ характер.



















Литература:

  1. Учебник О.С. Габриелян химия 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений 12-е издание стериотипное,- М.Дрофа 2007.

  2. М.Ю. Горковенко Поурочные разработки по химии к учебнику О.С. Габриеляна 9 класс – М.: ВАКО, 2007.

  3. О.С. Зайцев. Методика обучения химии. – М. Владос, 1999.

  4. Ольгин о. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986.

  5. Е.М. Снигирева «Тематическое и поурочное планирование по химии».- Экзамен 2006.

  6. Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина «Дидактические игры при обучении химии». М.: Дрофа -2005.

  7. https://www.unrealtech.ru/topic/1439

  8. https://images.yandex.ru/yandsearch?text





Свежие документы:  Конспект урока на тему «Милосердие и сострадание»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: