Урок по химии в 8 классе по теме «Основные классы неорганических веществ»


Тема урока: Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Система целей к уроку. Доминирующая дидактическая цель (ОДЦ): вторичное осмысление уже известных знаний, формирование умений и навыков по их применению.
Триединая дидактическая цель (ТДЦ):
Образовательный аспект:
создать условия для усвоения знаний о классификации неорганических соединений, их номенклатуре; умений определять принадлежность соединений к различным классам по их формулам; составлять формулы по названиям и названий по их формулам; навыков работы с индикаторами для распознавания кислот и щелочей.
Воспитательный аспект: создать условия для воспитания уважительного отношения к товарищам в условиях работы в малых группах, чувства сотрудничества и сопереживания, культуры труда, понимания необходимости соблюдения техники безопасности на уроках химии.
Развивающий аспект: создать условия для развития умений выделять главные признаки классов соединений, грамотного химического языка, коммуникативных умений, самостоятельности в мышлении и учебной работе; формирование навыков самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля, навыков работы с реактивами.
Адаптированная цель для учащихся, или уровневая цепь для учащихся:
Репродуктивный уровень:

знать определение оксидов, кислот, оснований, солей;
уметь различать вещества данных классов по формулам, составлять формулы веществ и давать названия по алгоритму;
различать кислоты и щелочи с помощью индикаторов.

Конструктивный уровень:

понимать зависимость свойств веществ от их состава, сравнивать вещества разных классов по составу и прогнозировать свойства (действия на индикаторы), а также по свойствам определять принадлежность веществ к определенным классам.

Творческий уровень:

уметь видеть проблему в необычной ситуации, предлагать варианты ее решения путем преобразования ранее известных знаний и способов действий.

Путеводитель № 1.
Учимся определять вещества по формулам (работа в парах). Рассмотрите, какие вещества вам выданы (карточки). Дайте названия и определите, к каким классам они принадлежат. Разложите карточки с формулами веществ в соответствии с названиями, при этом каждый ученик выбирает карточки, относящиеся к заданному классу.

  1. Обменяйтесь внутри группы информацией по плану:

определение класса;
– примеры соединений.

Запишите примеры с карточек в тетрадь. Поменяйтесь тетрадями с вашими партнерами по группе для проверки..



Путеводитель № 2

Составить схему, показывающую связь между классами веществ по линии металла. Привести пример и составить уравнения соответствующих реакций.

Металл — основной оксид —основание

Привести пример и составить уравнения соответствующих реакций.


Основные химические свойства (взаимодействие с кислотами)

Путеводитель №3

Составить схему, показывающую связь между классами веществ по линии неметалла. Привести пример и составить уравнения соответствующих реакций.

Неметалл – кислотный оксид – кислота

Основные химические свойства (взаимодействии с основаниями)


Путеводитель № 4

Составить схему, показывающую связь между классами веществ по линии амфотерный элемент. Привести пример и составить уравнения соответствующих реакций.

Амфотерный элемент –амфотерный оксид –амфотерный гидроксид

Основные химические свойства (взаимодействие с кислотами и с основаниями)


.

Путеводитель № 5
Учимся определять вещества с помощью индикаторов (работа в парах). Решите экспериментальные задачи. Помните о технике безопасности. 1-я группа. Найдите среди выданных веществ едкий натр, докажите, что он относится к классу оснований.
2-группа.. Найдите среди выданных веществ серную кислоту, докажите, что она относится к классу кислот. Даны пробирки с растворами кислоты и щелочи. Определите, где какое вещество.
Путеводитель № 6. Реакция нейтрализации.

История о том, как поссорились Едкий натр с Серной кислотой.
Автор – Юрецкая Т.Г.

Тихо в школе. Все ушли.
Классы в сон погружены.
Но не спится реактивам:
Кислоте и прочим дивам.
Спорят: кто из них главнее
И для химии важнее,
У кого сложней состав.
Кто же будет в споре прав?
Заявляет Едкий натр:
– Я вам вовсе и не брат,
В жизни я вас всех нужнее,
Значит, здесь я всех главнее.
Без меня б не умывались,
Без одежды бы остались.
Прекратите спор со мной,
Едкий я, но всюду свой.
– А я – Серная кислота
И собою я горда:
Хлебом химии не зря
Называют все меня.
Если только захочу,
В пепел всех я обращу.
Ясно всем, как дважды два,
Что главнее всех здесь – Я!
Вещества разволновались,
Спорщиков унять пытались.
Подскочил фенолфталеиновый,
От волнения стал малиновый.
Метилоранж меж ними встал
И двухцветным тотчас стал:
В желтый бок один сменился,
Другой – в красный превратился.
– Стойте! – крикнула Вода
– Я нейтральная всегда.
Я вас мигом помирю
И в растворы превращу.
Зашипела Кислота:
– Мы с тобою не друзья!
Брызги в стороны летят,
Все испортить норовят.
Щелочь с кислотой сцепились,
В соль и воду превратились,
Состав и свойства потеряли,
Будто вовсе не бывали.

Объяснить смысл стихотворения с химической точки зрения.

Каждая группа обменивается информацией, каждый ученик делает запись в тетради.

Демонстрация занимательного опыта «Превращение воды в малиновый сок и обратно»


Рефлексия.

Подведём итог урока, оценив свою работу.

Продолжи предложения:

« Я сегодня узнал на уроке…»,

«Мне на уроке понравилось…»,

«Мне в жизни пригодятся знания о…»



Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Получение и свойства кислорода"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: