Урок по химии в 8 классе: «Соли в свете теории электролитической диссоциации»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №9»

Ульяновской области города Димитровграда











Конспект урока по химии
в 8 классе

« Соли в свете теории электролитической диссоциации»





подготовила

учитель химии

Сердюкова Елена Александровна











г. Димитровград
2014

Цели урока:

1)Обучающие:

  1. Обобщить, систематизировать знания учащихся о солях, их составе, классификации, свойствах и применении.

  2. Углубить знания учащихся о некоторых солях: хлориде натрия, фосфатах, нитратах.

2) Развивающие:

1. Развивать мышление, внимание, память учащихся.

2. Продолжить формировать навыки проведения химических опытов.

3) Воспитательные

1. Воспитывать отношение к  образованию  как средству саморазвития и  самореализации.


Ход урока:

Приветствие.

Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Ответ учащихся: соли в свете теории ЭД)

Стук в дверь.

Ученик : Вам срочно письмо. Содержание письма: Уважаемые детективы агентства «Истина где-то рядом», мы, жители города Соленогорска обращаемся к вам с просьбой: вчера из нашего города исчезли все соли. Помогите ,пожалуйста, их найти.

Учитель: Ребята, а мы с вами можем помочь найти соли жителям города и чем?

(Ответы учащихся)

Учитель вместе с учениками выводит цель урока: обобщить и систематизировать знания о солях, т.к. если мы ищем пропавшего человека, нам нужно знать основную информацию о нем: рост, черты лица, телосложение, возраст и т. д., а если мы ищем пропавшие соли, то нам нужно собрать информацию о них: состав, свойства, применение.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем собирать весь материал о солях в листы расследования, которые у вас на столах, потом будем выставлять оценки в оценочный лист. Подпишите оценочный лист (Приложение №1) и лист исследования-расследования (Приложение №2).

Учитель: А что такое соли? (Ответ учащихся: Соли- сложные вещества, при диссоциации которых образуются катионы металлов и анионы кислотных остатков.)

Учитель: Проведем разминку и узнаем насколько хорошо вы знаете формулы и названия солей, я показываю формулу соли, вы даете ей название. Приложение №3

Далее учащиеся получают лист с критериями оценивания:

Ни одного правильно названного вещества-

0 баллов

1 правильно названное вещество-3 балла

2 правильно названных вещества-4 балла

  1. и более правильных ответов-5 баллов.

Оценки себе выставляют сами учащиеся.

Затем учащиеся выполняют задание № 1 по листу исследования-расследования. 2 человека выполняют это задание у доски, остальные в листах, меняются работой с соседом, выставляют друг другу оценки.

Лист с критериями оценивания и правильными ответами (для задания №1):

  • Сульфат магния Mg SO4

  • Нитрат натрия Na NO3

  • Гидрокарбонат кальция Ca(HCO3 )2

  • Хлорид меди (II) CuCL2

  • Бромид железа (III) Fe Br3

  • Дигидрофосфат калия KH2PO4

  • Иодид лития Li I

  • Все выполнено верно-5 баллов

1-2 ошибки-4 балла

3-5 ошибок-3 балла

6 ошибок -2 балла


Учитель:Какие 3 группы солей вы знаете, дайте определения этим группам.

Ответы учащихся: Кислые, средние, основные. Дают определения понятиям.

Задание 2 листа исследования-расследования: определить вещество в нужную группу у доски 3 человека, остальные в листах, затем проверяют у соседа по листу с критериями оценивания и правильными ответами (для задания №2), меняются работой с соседом, выставляют друг другу оценки.

Лист с критериями оценивания и правильными ответами (для задания №2):

Кислые соли: KH2PO4 , Ca(HCO3 )2 , КHCO3,

Средние соли FeBr3 , MgSO4 , Li I,NaNO3, CuCL2,

Основные соли (Ca OH)NO3 , ALOHSO4,

Уравнения ЭД: КН2РО4+2РО4; CuCL2=Cu++2CL; ALOHSO4=ALOH2++ SO42-

  • Все выполнено верно-5 баллов

  • 1-2 ошибки-4 балла

  • 3-5 ошибок-3 балла

  • 6 ошибок -2 балла


Уравнение диссоциации гидрокарбоната натрия, сульфата магния написать на доске

Учитель:Ребята, может быть мы зря помогаем в поисках солей, может не нужны они нам вовсе?

Учащиеся: Соли человеку очень нужны. Соли применяются в строительстве: известняк, в медицине: горькая английская соль в качестве слабительного, ионы солей входят в состав живых организмов, каждая из которых выполняет определенную функцию, сульфат натрия для производства стекла.

Учитель:А сейчас (Ф.И. учащегося) расскажет нам о самой известной соли-поваренной.

Сообщение.

С большой уверенностью можно сказать, что одно вещество в довольно чистом виде есть в каждом доме. Это поваренная соль или хлорид натрия.

Соляная зависимость самая древняя и самая сильная. Но люди не всегда испытывали такую зависимость от соли.

Древние люди ели очень много мяса, но не солили его.

Острую необходимость в соленом испытывали травоядные. Северные олени преодолевали огромные расстояния, чтобы с жадностью лизать соленые морские камни.

На протяжении столетий соль была важным предметом торговли. Из-за нее велись кровопролитные войны между соседними народами.

Весной 1648 г в Москве произошел соляной бунт. Царь Алексей Михайлович ввел повышенный налог на соль. Волнения из Москвы перекинулись в другие города Руси. Правительство, напуганное размахом волнений, снизило уровень налога на соль. Другие соляные бунты в Китае, странах Азии, Европы кончались не столь благополучно.

В различных странах соль играла роль денежной единицы (Китай, Италия, страны Центральной Африки.) Римским воинам, а затем и крестоносцам, жалованье часто платили солью. Ученые считают, что с этим связано происхождение французского слова «салер»-жалованье. Мелкую разменную монету в Италии до сих пор называют «сольди».

Римляне предпочитали солить зелень. Поэтому латинское слово, обозначающее соль входило в состав salad, что в переводе означает салат.

В Эфиопии бруски каменной соли служили денежной единицей вплоть до 19 века. Со временем человек приобщился к растительной пище. При этом он стал испытывать физиологическую потребность в соли. Да вот беда: там, где есть соль, невозможно жить!

Так выглядит озеро Баскунчак в Астраханской области. Его соляных запасов хватит нашей стране на 400 лет.

О том, как соль входила в культуру человека свидетельствуют многочисленные пословицы, поговорки, сказки. Например, чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли. Соли не жалей — Так есть веселей!

Соль была символом несчастья. Наверное, потому, что слезы соленые. Вспомните примету о рассыпанной соли.

Соль – это жизнь! Ионы Cl необходимы для выработки желудочного сока. Соль необходима плазме крови.

Уменьшение содержания соли в крови приводит к нарушению обмена веществ.

Соль — это смерть! Ионы натрия удерживают в организме жидкости.

Из-за этого повышается артериальное давление. Каждый гипертоник знает, что нужно сделать, когда подскакивает давление.

Люди и впредь не смогут обходиться без соли — она жизненно необходима нашему организму. Но употреблять ее нужно не более 10-15 г в сутки. Так советуют врачи.

Из нее получают соду, хлор, натрий, соляную кислоту.

Лед, в смеси с NaCl плавится при отрицательных температурах. Поэтому зимой солью посыпают дороги.

Учитель:А сейчас поговорим о химических свойствах солей. С какими веществами вступают в химическую реакцию, при каких условиях. Проведем 2 опыта, подтверждающие свойства солей 1) взаимодействие с металлами. Взаимодействие железа с сульфатом меди (II). Пишем уравнения в молекулярном и ионном виде

2) получение сульфата бария, хлорида серебра и гидроксида меди (II) Пишем уравнения в молекулярном и ионном виде.

Учащиеся выполняют 3 и 4 задание в листе исследования-расследования, проверяют по листу с критериями оценивания и правильными ответами (для задания №3 и4) и выставляют друг другу оценки:

Лист с критериями оценивания и правильными ответами (для заданий №3,4):

Задание №3.

Fe+CuSO4=FeSO4+Cu

Fe+Cu2++SO42=Fe2++SO42+Cu

Fe+Cu2+ =Fe2++Cu

  • Опыт выполнен и уравнение написано верно -5 баллов

  • 1-2 ошибки в уравнении и правильно выполненный опыт-4 балла

  • 3-5 ошибок в уравнении или уравнение не написано, но опыт выполнен-3 балла

  • Опыт не выполнен, более 6 ошибок в уравнении



Задание №4.

Fe+CuSO4=FeSO4+Cu

Fe+Cu2++SO42=Fe2++SO42+Cu

Fe+Cu2+ =Fe2++Cu

  • Опыт выполнен и уравнение написано верно -5 баллов

  • 1-2 ошибки в уравнении и правильно выполненный опыт-4 балла

  • 3-5 ошибок в уравнении или уравнение не написано, но опыт выполнен-3 балла

  • Опыт не выполнен, более 6 ошибок в уравнении

Если останется время, то ученики выполняют задание №5 по листу исследования-расследования. Проверяют по по листу с критериями оценивания и правильными ответами (для задания №5) друг у друга задание и выставляют оценки

Лист с критериями оценивания и правильными ответами (для задания №5)

  • 1.А

  • 2.Б

  • 3.А

  • 4.А

  • 5.В

  • 6.Б

  • 7.Г


В конце урока ученики выставляют общую оценку за урок своему соседу по парте.

Выводы: Достигли ли мы своей цели, что нового о солях узнали, и все ли мы узнали о солях? ( Ответы учащихся)

Все ваши работы мы сложим в конверт и передадим в город Соленогорск для поиска солей, всем спасибо за урок, Учитель: Запишите ДЗ, параграф 41, написать уравнения, подтверждающие химические свойства сульфата алюминия.







Приложение №1.

Оценочный лист ученика (цы) 8 класса школы № :_________________

Деятель

ность учащегося

Раз

минка

1 задание (устано

вить соответст

вие)

2 задание(распредилить соли по группам, написать уравнения ЭД)

3 задание

(Провести опыт взаимодействие металлов с солями)

4 задание

(получить вещество)

5 задание (тест)

Оценка знаний учащегося















Приложение №2

Лист исследования-расследования (1)

Ф.И. следователя:

  1. Установить соответствие между формулой вещества и его названием

Сульфат магния KH2PO4

Нитрат натрия Fe Br3

Гидрокарбонат кальция Mg SO4

Хлорид меди (II) Li I

Бромид железа (III) Ca(HCO3 )2

Дигидрофосфат калия Na NO3

Иодид лития CuCL2

  1. Распределить написанные ниже вещества в соответствующую колонку

Кислые соли

Средние соли

Основные соли




KH2PO4 , FeBr3 , MgSO4 ,Li I, Ca(HCO3 )2 ,NaNO3, CuCL2, (Ca OH)NO3 , КHCO3, ALOHSO4, написать уравнения ЭД для дигидрофосфата калия, хлорида меди (II), гироксосульфата алюминия.





3 Какой из металлов будет вступать в реакцию с сульфатом меди(II): натрий ,золото или железо, почему, проведите уравнение соответствующей реакции, запишите уравнения в молекулярном и ионном виде.





4.Получите из выданных реактивов сульфат бария, напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде







5. Выбрать правильный ответ

1. Вещества, способные пропускать электрический ток при растворении их в воде называются:

А)электролиты           Б) неэлектролиты                   В)катионы                       Г)анионы

2. Электролитом является раствор:

А) сахара                 Б)сульфата натрия                   В)карбоната кальция               Г)ацетона
3. Электрическая лампочка загорится при опускании электродов в водный раствор

А) хлорида натрия       Б)гидроксида меди(II)           В)сахара                              Г)сульфата бария

4. Положительно заряженные ионы называются

А)катионы                      Б)анионы                        В) ионы                                      Г)протоны

5. Вещество, при диссоциации которого образуются катионы К+, а также анионы SО42–, является

а) кислотой                   б) щелочью                     в) средней солью                       г) кислой солью

6. Диссоциация каких солей помимо образования катиона металла и аниона кислотного остатка дает еще и катион водорода? а) Основных; б) кислых; в) средних ; г) таких солей нет.

7. Реакция Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2 протекает до конца, т. к. выделяется: а) вода;б) осадок;
в) соль; г) газ.



Лист исследования-расследования (2)

Ф.И. следователя:

1.Установить соответствие между формулой вещества и его названием

Сульфат магния KH2PO4

Нитрат натрия Fe Br3

Гидрокарбонат кальция Mg SO4

Хлорид меди (II) Li I

Бромид железа (III) Ca(HCO3 )2

Дигидрофосфат калия Na NO3

Иодид лития CuCL2

2.Распределить написанные ниже вещества в соответствующую колонку

Кислые соли

Средние соли

Основные соли




KH2PO4 , FeBr3 , MgSO4 ,Li I, Ca(HCO3 )2 ,NaNO3, CuCL2, (Ca OH)NO3 , КHCO3, ALOHSO4, написать уравнения ЭД для дигидрофосфата калия, хлорида меди (II), гироксосульфата алюминия.





3 Какой из металлов будет вступать в реакцию с сульфатом меди(II): натрий ,золото или железо, почему, проведите уравнение соответствующей реакции, запишите уравнения в молекулярном и ионном виде.





4.Получите из выданных реактивов гидроксид меди (II), напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде







5. Выбрать правильный ответ

1. Вещества, способные пропускать электрический ток при растворении их в воде называются:

А)электролиты           Б) неэлектролиты                   В)катионы                       Г)анионы

2. Электролитом является раствор:

А) сахара                 Б)сульфата натрия                   В)карбоната кальция               Г)ацетона
3. Электрическая лампочка загорится при опускании электродов в водный раствор

А) хлорида натрия       Б)гидроксида меди(II)           В)сахара                              Г)сульфата бария

4. Положительно заряженные ионы называются

А)катионы                      Б)анионы                        В) ионы                                      Г)протоны

5. Вещество, при диссоциации которого образуются катионы К+, а также анионы SО42–, является

а) кислотой                   б) щелочью                     в) средней солью                       г) кислой солью

6. Диссоциация каких солей помимо образования катиона металла и аниона кислотного остатка дает еще и катион водорода? а) Основных; б) кислых; в) средних ; г) таких солей нет.

7. Реакция Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2 протекает до конца, т. к. выделяется: а) вода;б) осадок;
в) соль; г) газ.



Приложение №3

Mg3P2

Фосфид магния

LiNO2

Нитрит лития

CaOHNO3

Гидроксонитрат кальция

K2SiO3

Силикат калия

MgSO3

Сульфит магния

NaHSO4

Гидросульфат натрия

K2CO3

Карбонат калия

Ca(NO3)3

Нитрат кальция

LiBr

Бромид лития

KCl

Хлорид калия

CuSO4

Сульфат меди (II)

Fe(NO3) 3

Нитрат железа (III)

AlOHCl2

Гидроксохлорид алюминия

NaHCO3

Гидрокарбонат натрия

Al2(SO4)3

Сульфат алюминия

AlCl3

Хлорид алюминия

K3PO4

Фосфат калия

NaCl

Хлорид натрия

CaCO3

Карбонат кальция

Na3N

Нитрид натрия

Na2SiO3

Силикат натрия

K2S

Сульфид калия

Список использованной литературы


1.Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2010 г.

2.Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2002г.







Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Написание заглавной буквы в именах собственных"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: