Урок по химии в 9 классе «Величайшее открытие XIX века»








Урок по химии в 9 классе:

«Величайшее открытие XIX века»














Учитель химии

МОУ ООШ с. Алтата

Дергачевского района

Саратовской области

Валиахметова

Гульсум Якубовна






Тема урока: Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева


Цели урока: Закрепить, расширить знания учащихся о Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Обобщить знания по графическому отображению Периодического

закона — Периодической системе. Раскрыть научный подвиг Д.И Менделеева.


Задачи урока:

Образовательные:

  • Актуализация знаний учащихся перед изучением нового материала.

  • Усвоение учащимися понятия основного материала.

  • Формирование учащихся умения и навыков применение знаний при характеристике элемента на основании его положения в Периодической таблице изучение его свойств.


Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса учащихся;

  • Развитие у учеников логического мышления, памяти, внимания.

  • Формирование информационной культуры учащихся;


Воспитательные:

  • Воспитание трудолюбия;

  • Привитие учащимися навыков самостоятельной работы.


Тип урока: комбинированный


Вид урока: повторение и изучение нового материала с использованием информационной технологии.


Методы и методические приемы: Рассказ учителя, беседа с классом, демонстрация слайдов через мультимедийный проектор.

Частично — поисковые, исследовательские

(работа с дополнительной литературой и энциклопедиями)

Самостоятельная работа учащихся с книгой, письменная работа в тетрадях.

Тестирования.


Оборудования:

  • таблица Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева;

  • портрет Д.И Менделеева;

  • карточки с заданиями по вариантам для самостоятельной работы;

  • тесты;

  • компьютер учителя;

  • мультимедийный проектор

  • презентация, подготовленная в MS PowerPoint;

  • Диски по химии (8-11класс) Виртуальная лаборатория.

Учебник: химия 9класс О.С.Габриелян Дрофа. Москва 2005


Литература:

  • Большая Советская Энциклопедия. т14, т30, т27. Издание 2-е под редакцией С.И. Вавилова. М., Издательство «БСЭ», 1950г.

  • Менделеев. В.Я.Курбатов. Детгиз Ленинград 1954г.

  • Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева. автор Н.П. Агафошин, Москва «Просвещение» 1982г.

  • Поурочные разработки по химии, автор М.Ю. Горковенко, Москва «ВАКО» 2004г.

  • Научно-методические журналы:

«Химия в школе» №9 2004г. стр.21-23, №9 2003 г. стр. 70-77, №8 2005г.

стр 48-51


План урока


I. Организационный момент.


1) Удивительный мир элементов (разминка) — 2 мин;

2). Повторение изученного материала – 8 мин;

Самостоятельная работа. (Приложение 1)


II. Изучение нового материала. – 25 мин.

Открытие Периодического закона и составление Периодической системы Д.И. Менделеева.

Физкультминутка.


III. Закрепление знаний – 8 мин

Тестовая проверка знаний


IV. Подведение итогов и задание на дом – 2 мин.






Ход урока


Сообщение темы и постановка целей урока


Сменяются события, времена, общественные уклады, но остается память о человеке, о подвиге, о судьбе. До тех пор, пока человека помнят, он с нами.

Наш урок посвящен человеку энциклопедических знаний, человеку, который сделал так много для своей страны и всего мира. Сегодня мы посвятим наш урок величайшему открытию XIX века Дмитрия Ивановича Менделеева, — периодическому закону и составлению Периодической системы химических элементов. Весь мир знает и помнит гражданина России Д.И. Менделеева. Жизнь Менделеева была тяжела и все-таки счастлива. Ему выпало счастье при жизни увидеть исполнение некоторых своих идей. Замечательный человек трудился на благо России! А.С.Пушкин говорил: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»

(Урок начнем с разминки)

I Организационный момент. Разминка

Удивительный мир элементов.


  1. Какой элемент называют элементом жизни? Элементом мысли?

  2. Он есть в зданиях и костях. О каком элементе идет речь?

  3. В названиях, каких элементов три буквы «О»?

  4. Какой элемент образует больше всего соединений?

  5. В названия, каких элементов входят в названия десертных блюд?

  6. Какой химический элемент был найден в морских водорослях?

  7. Недостаток, какого элемента в организме приводит к кариесу зубов?

  8. Дана электронная формула атома:

а) 1S 2S 2P 3S 3P 3d 4S

б) 1S 2S 2P 3S 3P 3d 4S

  1. Составьте общую схему строение атома.

Атом






? ?



? ?

II Повторение изученного материала.

Самостоятельная работа. (Прил. 1)

(В классе 12 человек. 4 группы по 3 человека выполняют работу в тетрадях)


III Изучение нового материала

1. Историческая и научная обстановка того времени 60-е годы XIX века.

В те годы атом считался неделимым, о его внутреннем строении ничего не было известно. Открытие Менделеева с одной стороны своевременным, но с другой стороны оно значительно опережало свое время, научное общество не было готово к его восприятию.

2. Основные предшественники Менделеева и их заслуги:

а) И. Доберейнер (1817г) сформулировал представления о естественных группах элементов (по 3 элемента), обладающих особо сходными химическими свойствами. ( Прил.2.)

б) Ньюлендс Дж. (1865г) впервые расположил элементы в порядке увеличения их атомных масс, каждому элементу присвоил номер. (Прил. 3)

в) Лотар Мейер (1864-1865г) опубликовал таблицы, в которых элементы соответствовали с их валентностями. (Прил.4)

3. Величайшее открытие. (Прил. 5)

Его путь к открытию периодического закона был долгим и трудным.

Сам Менделеев отмечал, что открытие им периодического закона связано с работой над книгой «Основы химии» Менделеев в качестве основной характеристике атома при построение им периодической системы выбрал атомный вес (атомная масса) однако он учитывал и химические свойства элементов (их валентности формы образуемых ими соединений). Расположив все известные в то время элементы в порядке увеличения их атомных масс, Менделеев обнаружил, что в этом ряду периодическая повторяемость химических свойств.

Элементы – аналоги


4. Три формулировки периодического закона.

  1. Свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от относительных атомных масс элементов.

  2. Свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от зарядов их атомных ядер.

3) Свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от строения внешних энергетических уровней атомов элементов

К тому моменту открытия периодического закона было известно 63 элемента. У всех известных тогда элементов (20) он исправил атомные массы, а для 29 ещё не открытых элементов Менделеева оставил пустые места в таблице. Он расположил все известные ему химические элементы в одну цепочку в порядке возрастания их относительных их атомных масс. В результате труда он обнаружил, что в этой цепочке имеются

интервалы – периоды, в которых свойства элементов и образованных ими веществ изменяются сходным образом (Прил. 6, компьютерная презентация)

5. Современное содержание периодического закона.

Третья формулировка раскрывает физический смысл периодического закона. Только теория строения атома смогла объяснить периодическое изменение свойств элементов.

Число электронов на последнем уровне периодически повторяются, поэтому, периодически повторяются и свойства элементов и их соединений. В этом состоит физический смысл периодического закона.

Перечислим, используя современные термины, закономерные свойств изменения, проявляемые в пределах периодов:

— металлические свойства уменьшаются,

— неметаллические свойства увеличивается,

-Степень окисления элементов в высших оксидах возрастает от +1 до +8

-Степень окисления элементов в летучих водородных соединениях
возрастает от -4 до -1

-Оксиды от основных через амфотерные сменяются кислотными оксидами

-Гидроксиды от щелочей через амфотерные сменяются
кислотами.

На основании этих наблюдений Д. И. Менделеев в 1869 г.
сформулировал Периодический закон, который с использованием
современных терминов звучит так: Свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от относительных атомных масс элементов.

Систематизируя химические элементы на основе их относительно атомных масс, Менделеев уделял большое
внимание также свойствам элементов и образованных ими
веществ, распределяя элементы со сходными свойствами
в вертикальные столбцы – группы.

Современная формулировка Периодического закона такова:

Свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от зарядов их атомных ядер.

Физкультминутка

Встанем, ребята (ребята встают)

Скажем тихо: раз, два, три, четыре, пять (шагают).

Приподнялись (поднимаются на носочках),

Чуть присели (приседают)

И соседа не задели (садятся).

А теперь придется встать (встают, подтягиваются),

Тихо сесть (ровно садятся),

Писать начать (готовятся работать дальше)

6. Значение периодического закона Д.И. Менделеева.

  1. Периодический закон – один из основных законов природы, основа современной химии.

  2. Периодический закон и периодическая система химических элементов позволили предсказать существование новых ещё не открытых элементов.

  3. Периодический закон помогает ученым синтезировать новые химические элементы. Сам Менделеев так писал по этому поводу: «Периодическому закону будущее не грозит разрушение, а только надстройка и развитие обещаются». (История открытия химических элементов предсказанных Менделеевым). (Прил. 7, компьютерная презентация)

  4. Создание Периодической системы открылась новая эра в химии, биохимии, физике, металловедение, геохимии, др. наук. Эта эра безграничного, ничем не сдерживаемого, все ускоряющегося движения этих наук вперед.

Закрепление изученной темы

Тестовая проверка знаний. (Прил. 8)

(Результаты тестовой работы проверяется самим учеником, по готовым ответам, проектированным на экране)

Подведение итогов урока

Всегда и везде Дмитрий Иванович трудился на благо родной страны, хотел, чтобы о России говорили с уважением, чтобы в стране ценили достижения своих ученых, поэтов, писателей. Д.И Менделеев писал: « Чего я только не делывал в своей научной жизни! Начав (в 1855г.) с учительства гимназии, я служил 48 лет Родине и науке.

Плоды моих трудов, прежде всего в научной известности, составляющей гордость – не одну мою личную, но и общую русскую… Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство…Третья служба моя Родине… это служба на пользу роста русской промышленности».

Он был истинным патриотом, истинным гражданином России. Я хочу закончить наш урок словами Менделеева, он писал: « Я люблю свою страну, как мать, а свою науку – как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств».

Задание на дом

§3 упражнение 5, 6, 7.


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Движение «Невада – Семипалатинск»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: