Внеклассное мероприятие по Химии «ВЫДАЮЩИЕСЯ ХИМИКИ НАШЕЙ РОДИНЫ» 9-11 класс


МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

г. Железногорск, Курской области














Внеклассное мероприятие


ТЕМА «ВЫДАЮЩИЕСЯ ХИМИКИ НАШЕЙ РОДИНЫ»








Составила: Бирюкова Светлана Евгеньевна

Учитель химии










2013 г

Выдающиеся химики нашей Родины


Цель мероприятия: расширить знания учащихся по истории русской химической науки.

Приобщить к чтению научной и научно-популярной литературы.

Выявить уровень химического кругозора.

Продолжить работу по развитию творческих возможностей и познавательного интереса, используя межпредметные связи.

Форма мероприятия: интеллектуальная игра.

Оборудование: портреты русских учёных-химиков,

Реактивы: С6Н12О6 (глюкоза), C6H5NH2, C6H6, С2Н5ОН, бутадиеновый каучук, СН3СООН, СН3СОН, HCI (конц.), NH3 (конц.)

Девиз игры: Тот народ достоин уважения, который чтит свою историю.

Ведущий. Сегодня мы проводим интеллектуальную игру, «Великолепная семёрка», посвящённую вкладу русских учёных в становление мировой химической науки. (Затем называется тема, цель игры. Представление команды, жюри, гости).

Начинаем игру.

Первый конкурс называется «Галерея русских химиков».

Девиз конкурса: «Жизнь замечательных людей – очень важный фактор в развитии науки, жизнеописание их является необходимой частью истории науки». (С. И. Вавилов).

Задание команде: по описанию важнейших событий жизни и деятельности учёного вы должны назвать его имя.

За правильный ответ после первой попытки получаете 10 баллов, после каждой очередной попытки (подсказки) – на 1 балл меньше. Отвечает тот, кто первым поднимет руку.

Представляем первого учёного:

В историю науки он вошёл как один из самых выдающихся теоретиков и блестящих химиков-экспериментаторов. Родом он из Казанской Губернии. Он был одним из первых, кто положил начало школе русских химиков.

Назовите имя этого учёного.

Подсказка 1. Однажды в частном пансионате в Казани раздался взрыв. Виновником взрыва оказался мальчик, увлекавшийся химией и организовавший в подвале пансионата тайную химическую лабораторию. За это он был посажен в карцер, а затем введён в столовую с доской на груди. На доске крупными буквами красовалось: «Великий химик».

Подсказка 2. Он окончил Казанский университет «в разряде естественных наук» со степенью кандидата за сочинение по зоологии на тему: «Дневные бабочки Волго-Уральской фауны».

Подсказка 3. Он открыл новый способ синтеза йодистого метилена, получил твёрдый полимер формальдегида (параформальдегид), а на его основе впервые получил (1861) уротропин и сахаристое вещество.

Подсказка 4. Он основал школу химиков-органиков. Его учениками были Мясников, Марковников, Зайцевы, Попов, Моргунов, Вагнер и другие.

Подсказка 5. Он является создателем классической теории химического строения вещества.

Ответ: Александр Михайлович Бутлеров

Этот учёный — гордость русской науки, воплотивший в себе народный гений, широту и силу русского характера. Он на все века оставил своей Родине пример того, как наука может и должна служить своему народу.

Назовите имя этого учёного.

Подсказка 1. Узнав о смерти учёного-энциклопедиста, наследник престола великий князь Павел Петрович сказал: «Что дурака жалеть – казну только разорял и ничего не сделал».

Подсказка 2. Он был первым физико-химиком.

Подсказка 3. Он создал первую русскую химическую лабораторию.

Подсказка 4. Когда заходила речь о его профессии, он отвечал, не задумываясь: «Химик». До него химию не считали наукой, а лишь «химическим искусством». После же его работ искусством её не назвал никто.

Подсказка 5. Он создал первый в России университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». (А. С. Пушкин)

Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов

Этот учёный был внебрачным сыном князя Л. С. Гедианова и солдатской дочери А. К. Антоновой. Фамилию и отчество он получил от камердинера Гедианова, сыном которого он и был записан в метрической книге. До десяти лет числился крепостным собственного отца, который лишь умирая, дал ему вольную.

Назовите имя этого учёного-химика.

Подсказка 1. Его не в Медико-хирургическую академию как бывшего дворового человека, и мать фиктивно приписала сына к купечеству третьей гильдии, тем самым дала ему возможность учиться в высшей школе.

Подсказка 2. Из всех изучаемых предметов ему больше всего нравилась химия. В 12 лет он превращает свою квартиру в своеобразную химическую лабораторию.

Подсказка 3. Он много внёс в химическую науку: получил особым способом бутан, впервые в мире фторорганическое соединение, проделал две оригинальные работы с бензилом и хлориндоформом.

Свежие документы:  Конспект открытого занятия «Историческая казачья песня»

Подсказка 4. На одном из зданий по улице Ленина находится мемориальная доска, извещающая о пребывании этого учёного в городе Курске.

Подсказка 5. Это был профессор химии, генерал и композитор. Он написал оперу «Князь Игорь», «Богатырская симфония» и другие музыкальные произведения.

Ответ: Александр Порфирьевич Бородин

Назовите имя выдающегося русского учёного-химика, который был преподавателем математики, механики, астрономии. В связи с отсутствием в Казанском университете преподавателя химии, ему в 1835 году было поручено чтение лекций по «чистой химии». Своими многочисленными работами он заложил в России основы синтетической органической химии.

Подсказка 1.Он был одним из организаторов русского физико-химического общества и первым его президентом (1869-1877).

Подсказка 2. Его год рождения совпал с началом Отечественной войны 1812 года, родился недалеко от границы с Ираном. В 1830 году поступает на математическое отделение философского факультета Казанского университета. После его окончания читает там лекции по органической и аналитической химии.

Подсказка 3. Он обладал исключительной памятью и отличался большой начитанностью. К нему за справками обращались и физики, и химики, и математики, и медики.

Подсказка 4. В 1842 году он открыл реакцию восстановления ароматических нитросоединений, послуживших основой новой отрасли химической промышленности.

Подсказка 5. О нём писали: «Если бы он не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то и тогда его имя осталось бы записанным золотыми буквами в истории химии»

Ответ: Николай Николаевич Зинин.

О каком великом русском учёном сын в своих воспоминаниях написал: «…Опираясь на свою внутреннюю силу, отец был всегда независим, был «вольный казак», как он сам любил говорить. Его желали раздавить, но не могли. Как Сирано де Бержерак Ростана, отец всю жизнь был вынужден сражаться с пошлостью, бездарностью, завистью, тёмными силами, которым он был ненавистен, а также был преследуем всю жизнь стоящими тогда у власти.

Подсказка 1. Учёба в пединституте, куда поступил он, давалась ему нелегко. На первом курсе он умудрился по всем предметам, кроме математики, получить неудовлетворительные оценки. Да и по математике шёл лишь всего «удовлетворительно». Но на старших курсах дело пошло по- другому. И в 1855 году он окончил институт с золотой медалью, получив диплом старшего учителя.

Подсказка 2. Всем его начинаниям ставились непреодолимые препятствия. Он был забаллотирован в выборах в Академию наук, фактически уволен из университета, не мог довершить исследования над упругостью газов за прекращением поддержки со стороны технического общества – в силу позорной интриги. Ему не позволили издать даже газету, о которой он хлопотал, отказали в осуществлении арктической экспедиции, которая по средствам, которые он хотел пустить в ход, наверное, составила бы эру, отвергли проект «Главного училища наставников», который увенчал бы всю его деятельность, не поддержали тысячи его практических начинаний, травили в печати.

Подсказка 3. Он сыграл исключительно большую роль в развитии химии и физики. Создал гидратную теорию растворов, которая помогла более глубоко объяснить свойства растворов и реакции между щелочами, кислотами и солями (электролитами). Впервые предложил идею подземной газификации каменного угля. Очень много сделал для развития отечественной нефтяной промышленности.

Подсказка 4. То, что он сделал, он сделал вопреки окружающему, благодаря исключительной силе своей личности, признанной со стороны иностранцев, и поддержке на родине не очень многих признанных его лиц.

Подсказка 5. В 1869 открыл периодический закон и создал периодическую систему химических элементов.

Ответ: Дмитрий Иванович Менделеев.

Трудно найти другого такого химика, который, опубликовав в печати сравнительно небольшое число научных трудов (всего около 30), так прославил бы русскую химию.

Подсказка 1. Родился 22 мая 1850г. В 1871 году он окончил Петербургский земледельческий институт (позднее переименованный в Петербургский лесной институт).

Подсказка 2. После окончания института работал в нём сначала лаборантом, затем ассистентом, а через 19 лет занял место доцента. В 53 года был утверждён профессором.

Подсказка 3. Похоронив двух дочерей и жену, он остался с тремя маленькими детьми. Испытывая большие материальные затруднения, учёный дополнительно работает ещё и в лаборатории анализа спиртоводочных изделий Министерства финансов.

Подсказка 4. Он известен работами в области непредельных углеводородов.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Кислоты. Классификация кислот"

Подсказка 5. Открыл реакцию, носящую его имя – гидратацию ацетилена в уксусный альдегид.

Ответ: Михаил Григорьевич Кучеров

Второй конкурс: «Узнай в лицо».

Задание: Перед вами портреты выдающихся учёных нашей Родины. Определите, где какой учёный изображён.

Пока команды совещаются, проводится игра со зрителями.

Ведущий: Молодёжные пятницы, которые Менделеев проводил у себя дома, вскоре превратились в литературно-художественные среды с приглашением известных художников и литераторов. На Менделеевских «средах» много спорили о науке, литературе, искусстве. Для разрядки подчас серьёзной обстановки Д. И. Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации. Однажды он объявил: «Господа, курение – вред, и, если кто-то из вас закурит, я соберу табачный дым в банку. Когда один из учёных закурил папиросу и выпустил первую струю дыма, Менделеев накрыл стеклянной крышкой банку, стоящую на столе. К удивлению присутствующих, банка действительно наполнилась дымом. Тогда Менделеев предложил понюхать собранный табачный дым в банке. Желающий тут же не замедлил сделать это, но сразу же поперхнулся, выхватил носовой платок и стал откашливаться.

(Опыт демонстрирует подготовленный ассистент).

Вопрос: Какие вещества находились в банке? Что представляет собой «дым»?

Ответ: В банке находилась концентрированная соляная кислота, на крышке – концентрированный раствор аммиака. Дым состоял из аммиака и частиц NH4CI.

Третий конкурс: «Любимые увлечения учёных»

Ведущий:

1. Любимым занятием на досуге у знаменитого русского химика было изготовление чемоданов и рамок для портретов. Материалы для этих работ он закупал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услышал за спиной вопрос одного из покупателей:

— Кто этот почтенный господин?

-Таких людей знать надо – с уважением ответил приказчик.

— Это знаменитых чемоданных дел мастер.

Вопрос: Кто из русских химиков имел такое хобби?

Ответ: Д. И. Менделеев.

2. Его любимое развлечение была охота, его любимое занятие, кроме лабораторных работ, было пчеловодство и цветоводство. Он страстно любил музыку, в особенности вокальную. Хорошо знал дело стеклодувов, любил разводить аквариумных рыбок.

Ответ: А. М. Бутлеров.

3. Производя астрономические наблюдения, он установил наличие атмосферы на Венере. Он изобрёл ночезрительную трубу (прибор ночного видения), увлекался стекловарением и открыл секрет изготовления окрашенных стёкол, выполнил мозаичную картину «Полтавская баталия», на которую было израсходовано 900 000 штук цветного стекла.

Ответ: М. В. Ломоносов.

4. Кто из русских учёных в 1887 году один на аэростате поднялся выше облаков, чтобы понаблюдать солнечное затмение, а приземлиться пришлось далеко в другой губернии в поле и суеверные люди, сбежавшиеся из ближайших деревень, считали, что это спустился на землю бог.

Ответ: Д. И. Менделеев.


Четвёртый конкурс: «Их именем названы, с их именем связаны …»

Капитаны команд получают конверт с заданиями следующего содержания:

1. Среди имеющихся реактивов выберите только те вещества, которые были синтезированы русскими учёными: Н. Д. Зелинский, С. В. Лебедевым, Н. Н. Зининым, М. Г. Кучеровым.

2. Каждая из команд получает набор реактивов: C6H6, C6H5NH2, C6H12O6, C2H5OH, бутадиеновый каучук, СН3СОН, СН3СООН.

Участники игры должны указать, кто из русских учёных получил каждое из этих веществ и где они применяются.

Запишите уравнения реакций, с помощью которых были получены эти вещества. (За каждый правильный ответ- 2 балла).

Пока команды совещаются, проводится игра со зрителями.

Опытная викторина.

Ведущий: Пока команды выполняют задание, я предлагаю продолжить знакомство с занимательными опытами, которые любил показывать у себя на «Менделеевских средах»» Д. И. Менделеев.

«Каким пламенем горит винный спирт? – спрашивал Менделеев. – Правильно! Гори всё синим пламенем! А я получу и другие цветы пламени. Вот смотрите».

Демонстрация горения спиртовых растворов: СаCI2, H3BO3, NH4CI, CH3COOK, BaCI2.


Пятый конкурс: «Учёные шутят»

За каждый правильный ответ – 2 балла.

1. Профессор химии Н. Н. Бекетов работал, когда в кабинет вбежал взволнованный слуга.

— Николай Николаевич! В вашей библиотеке воры!

Бекетов поднял голову и удивлённо спросил: …

Вопрос: Что спросил Бекетов у слуги?

Ответ: Да? И что же они там читают?


2. И. А. Каблуков очень строго относился к своим студентам, требуя от них только хорошие знания химии. Правда, в отдельные минуты профессор позволял себе пошутить. Однажды. Во время экзамена Каблуков обнаружил у одного из студентов слабое знание материала. Он нахмурился и поинтересовался: «На троечке хотели прокатиться, молодой человек?»

Свежие документы:  Конспект урока с презентацией по теме"Треугольники" 9 класс

«Да» — ответил студент, опуская голову.

Вопрос: Что ответил ему И. А. Каблуков?

Ответ: «Идите пешком!» — резко бросил экзаменатор и поставил «2».


3. А. М. Бутлеров имел привычку по утрам заходить в свою лабораторию. Однажды он заглянул в свою лабораторию и увидел, что его ассистенты что-то нагревают под тягой. На вопрос, что они делают, один из ассистентов ответил: «Получаем синильную кислоту. Посмотрите, сколько отогнали». При этом ассистент протянул Бутлерову колбочку с жидкостью и вдруг, как бы нечаянно, уронил её на пол. Бутлеров сразу же оценил всю катастрофичность создавшегося положения: синильная кислота очень летуча, и вдыхание её паров смертельно уже в ничтожной дозе. Учёный бросился из помещения, но застыл на пороге, услышав за спиной громкий смех и задорное восклицание…

Вопрос: Что это было за восклицание?

Ответ: «С первым апреля!»


4. Как-то пришлось Н. Н. Зинину принимать экзамены в Петербургской медико-хирургической академии. Один из студентов, волнуясь из-за присутствия столь знаменитого химика. Во время ответа выпалил: «Алкалоиды – это особые тела, названия которых оканчиваются на «ин». Комментарий Зинина «убил» молодого человека наповал:

Вопрос: Каков был комментарий учёного?

Ответ: «Следовательно, Зинин и Бородин – алкалоиды».

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, предлагаю провести викторину среди зрителей и выявить победителей.

Вопросы викторины:

1.Он был сторонником изнуряющего стиля в работе, всем, доказывая, что непрерывные долгие усилия необходимы, даже если вредят здоровью. Любил иногда поворчать. В лаборатории бранил студентов: «Ни одна кухарка не работает так грязно, как вы»…В нём удивительным образом сочетались нежность и несносность. Он очень любил детей. «Чем бы я ни был занят, всегда радуюсь, когда кто-то из них входит ко мне» говорил он. Однажды он пришёл в лабораторию в большом раздражении. Накричал буквально на всех. Потом в кабинете сел в кресло, улыбнулся и сказал весело: «Вот как я сегодня в духе!»

Вопрос: О каком русском учёном идёт речь?

(Д. И. Менделеев)

2. Кому из русских учёных химиков принадлежат эти слова: «Широко распространяет руки свои химия в дела человеческие»

(М. В. Ломоносов).

3. В 1899 году Д. И. Менделееву во время его пребывания в Лондоне учёные Англии преподнесли в дар весы, одна чаша этих весов была сделана из золота.

Вопрос: Из какого металла была сделана другая чаша весов?

Ответ: Из алюминия.

4. Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Вопрос: О ком из известных химиков говорится в этом стихотворении? Кто автор этого стихотворения?

Ответ: Учёный – М. В. Ломоносов, автор стих. – А. Н. Некрасов.


5. Сейчас каждый знает, что использование нефти только для получения топлива нецелесообразно. Уже в 19 веке химики понимали, что нефть – бесценное сырьё органического синтеза. Знаменитый русский химик, возмущённый бездумным сжиганием остатков от перегонки нефти, бросил знаменитую фразу: «Нефть – не топливо. Топить можно и ассигнациями».

Вопрос: Кто был этот химик?

(Д. И. Менделеев)

6. Профессор Московского университета, академик, один из основоположников учения об органическом катализе. Создал крупную школу химиков-органиков в Советском Союзе. Открыл реакцию тримеризации ацетилена в бензол в присутствии активированного угля. Провёл большие работы по адсорбции и изобрёл угольный противогаз.

Вопрос: Кто был этот химик?

Ответ: (Николай Дмитриевич Зелинский).


7. О каких двух выдающихся русских химиках идёт речь: число букв в их фамилиях одинаково, но в одной, кроме согласных, все гласные – «о», а в другой – «е».

Ответ: (Ломоносов и Менделеев).


8. Д. И. Менделеев любил читать. У него были любимые писатели, книги которых он перечитывал неоднократно. Назовите их.

Ответ: (Жюль Верн и Александр Дюма).




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: