Внеклассное мероприятие по Химии «Юный знаток химии»


  1. Автор: учитель химии Сушко Марина Петровна

  2. ОШ №30 г. Симферополь, Республика Крым.

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Юный знаток химии»


Цели:

— формировать у обучающихся познавательный интерес к предмету;

— выявить группу эрудитов среди учащихся 8 классов для дальнейшей углубленной, дополнительной работы по предмету;

— развивать метапредметные компетентности обучающихся;

— закреплять умение старшеклассников самостоятельно проводить химический эксперимент, придерживаясь правил техники безопасности;

— развивать сообразительность, логическое мышление, активность, чувство коллективизма, ответственности.


Форма проведения: интеллектуальный конкурс.


Оборудование и реактивы: цветные фишки, секундомер, горелка, спички, порошок магния, 3 фарфоровые чашки со смесями различных солей со спиртом (хлориды натрия, калия, меди, бария, кальция); колба, смоченная фенолфталеином; 3 стакана с растворами гидроксида натрия, серной кислоты, хлорида бария; 2 стакана с растворами карбоната натрия и соляной кислоты; дихромат аммония, этиловый спирт, комочек ваты, стеклянная палочка.


Ход игры:

  1. Организационный момент.

  2. Представление жюри.

  3. Представление участников (визитка).

  4. Игра.

  5. Подведение итогов.

  6. Награждение победителей.


Ведущий 1

Ребята, вы уже изучаете физику, биологию и географию. В этом учебном году вы начнете изучать новый для вас предмет – химию – науку, которая вместе с физикой, биологией и географией относится к естественным наукам – наукам о природе.


Ведущий 2

Химия – это наука о веществах и их превращениях. Все вещества, которые нас окружают, состоят из химических элементов. Соединяясь, они образуют более 10 миллионов разных веществ. Каждое вещество изучено и имеет свое название. Вещества могут быть в чем-то схожи, в чем–то различны, но каждое из них имеет свои признаки и свойства. Знать свойства веществ необходимо, чтобы найти им применение. Знать свойства веществ необходимо и для того, чтобы правильно обращаться с ними, чтобы узнавать и отличать друг от друга.


Ведущий 3

Мы живем в то время, когда химия стала действительно всесильной наукой, проникла во все сферы жизни. Со дня своего рождения, еще не понимая этого, человек начинает общаться с ней. Малыш получает ионизированное молоко, яркие игрушки, школьник – портфель, тетради, ручки…Без химии невозможно выплавить металл, построить корабли, изготовить машину.


Ведущий 4

Химия превращает газы в удобрения и пластмассы, уголь – на краски и лекарства, нефть – на топливо и белки, древесину – на бумагу и волокно; приумножает плодородность почв, защищает их и урожай, облегчает труд людей, одевает и обувает их. С химией связано появление новых источников энергии, создание синтетических материалов со свойствами, которых не имеют природные.


Ведущий 1

Первый космонавт Юрий Гагарин говорил о химии так: «Мы, космонавты, по характеру нашей профессии, наверное, раньше всех соприкасаемся с химией во всех ее чудодейственных проявлениях. Возьмите, например, топливо, которое движет наши ракеты, сплавы и металлы, из которых они сделаны, скафандры, всю особенную космическую продукцию, тысячи и тысячи больших и маленьких вещей, которые окружают человека на его пути в космос. Везде вы встретитесь с химией»


Ведущий 2

Удивительный мир химии. Знаниями и трудом человек все больше покоряет его.


Мы химию повсюду наблюдаем:

Желтеют листья или дождь идет,

Плоды ли на деревьях созревают,

Или трава зеленая растет.

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах.

Все, от песчинок малых – до планет

Из элементов состоит единых!



Ведущий 3

Да, не только вещества на нашей планете, но и вся Вселенная, от самых отдаленных звезд, свет которых идет к нам миллионы лет, состоят из тех самых элементов, которые открывались, один за одним на нашей планете.


Ведущий 4

На уроках химии вы узнаете много интересного о химических элементах и окружающем мире. А сегодня мы проведем конкурс на юного знатока химии. Это командный конкурс. В нем участвуют 2 команды по 5 человек. У каждой команды должен быть капитан, который определяет, кто будет отвечать. Вопросы задаются поочередно. На размышление дается 30 секунд. Команда может отвечать раньше, при этом капитан должен поднять руку – досрочный ответ. В случае неправильного ответа одной командой – возможность ответить переходит к другой команде. Ответ должен быть четким и однозначным. За правильный ответ команда получает жетон. Та команда, которая набрала наибольшее количество жетонов — победитель. Итак, начнем.


1. Какие химические элементы больше всего распространены в космосе?

(Водород, гелий)


2. Какой металл при обычных условиях имеет жидкое состояние?

(Ртуть)


3. Какое вещество является основой всего живого? В крови человека этого вещества примерно 83%

(Вода)


Немецкий физиолог Дюбуа Реймен сказал: «Живое – это одухотворенная вода». Известно, что появление этого вещества и возникновение гидросферы тесно связаны с процессом формирования самой Земли


4. Какой элемент самый распространенный на Земле?

(Кислород)


На долю кислорода приходится почти 50% массы литосферы, гидросферы и атмосферы.


5. Как называют соединения, которые вносят в почву для того, чтобы повысить урожайность?

(Удобрения)


6. Это вещество – одно из важнейших питательных веществ для человека. Клубни картофеля содержат около 20% этого вещества, зерна пшеницы и кукурузы – около 70%, риса – около 80%. Назовите вещество.

(Крахмал)


7. Определите металл:

Под призывный звон кольчуги

Вспомним мы его как друга.

Каждый вспомнит, и не раз

Сколько в нем всего сокрыто:

Он и чайник, и корыто,

И ведро, и даже таз.

Но особо – гордость личная!

Из него ведь сталь отличная,

Спутник, самолет, станок,

Все выходит из него!

(Железо)


8. Определите газ. В состоянии покоя человек выдыхает за 1 час примерно 12 литров этого газа, а во время интенсивных работ – в 10 раз больше.

(Углекислый газ)


9. Еще в старом Завете, в индийских ведах, в старых китайских книгах было написано о том, что недостача в организме человека этого вещества способствует заболеванию щитовидной железы. Для ее лечения больному назначали прием золы жженых морских губок. Антисептические свойства этого вещества в хирургии первым использовал французский врач Буане. Простые его лекарственные формы – это водные и спиртовые растворы. В 1865 – 1866 годах русский ученый Пирогов использовал настойку для лечения ран.

(Йод)


10. О каком веществе идет речь? В организме человека его содержится примерно 3 грамма, 2 из которых, содержатся в крови. Это вещество входит в состав метеоритов. Человек использовал орудия труда из этого вещества за несколько тысяч лет до нашей эры. В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории. Сейчас этот металл – основа цивилизации.

(Железо)


11. На высоте 15 – 25 километров над землей содержится слой атмосферы, который защищает живые объекты от ультрафиолетового излучения. Как он называется, что его разрушает?

(Озоновый слой, ракеты, аэрозоли, холодильные установки)


12. Это вещество без цвета, со специфическим запахом, с давних пор его именуют «похититель разума». Однако оно используется медиками как антисептик — вещество, способное убивать бактерии, живущие на коже и вызывающие серьезные заболевания.

(Этиловый спирт)


13. С этим веществом вы все знакомы. За год человек употребляет от 6 до 7 кг его. Некоторые народы Центральной Африки платили за 1 кг этого вещества 1 кг золота. Это вещество является символом благополучия и мира у восточных народов. Хотя не такое уж оно и мирное. Из – за него и море может стать мертвым.

(Поваренная соль)


14. В толще земной коры она отдыхает, под давлением высоким на поверхность в виде фонтана вытекает.

(Нефть)


15. Этот металл в переводе с латыни – «Аурора» — обозначает – «утренняя звезда». Основное количество металла хранится как валютный запас в банковских сейфах государств.

(Золото)


16. Сам не горит, а горение поддерживает.

(Кислород)


17. Грызет, кусает, металл разъедает.

(Коррозия)


18. Давно известна человеку,

Она тягуча и красна.

Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она.

(Медь)


19. Из какой посуды персидский царь Кир пил воду во время походов более двух тысяч лет тому назад? Кстати, и во время похода А. Македонского в Индию, значительная часть войска была выведена из строя неизвестной болезнью. Однако сам Александр и его офицеры оставались в строю. Почему?

(Из серебряной посуды (воины пили из глиняной и деревянной); ионы серебра имеют бактерицидное действие)


20. Природная смесь газов, которой дышит человек.

(Воздух)


21. Бытовое название продукта разрушения железа под действием влажного воздуха.

(Ржавчина)


22. Глубина Черного моря более двух километров, но только примерно 100 метров – поверхностный слой, в котором есть жизнь, а остальная вода насыщена веществом, которое в условиях экологических проблем все выше поднимается к поверхности, и, были случаи, когда после шторма самовоспламенение его на поверхности моря. Хорошо это явление описано в стихотворении Ю. Кузнецова.


Трясся Крым 28-го года

И вставало море на дыбы,

Испуская, к ужасу народа,

Огненные серные столбы.

Все прошло. Опять гуляет пена,

Но с тех пор все выше, все плотней

Сумрачная серная гиена,

Подступает к днищам кораблей.

О каком веществе идет речь?

(Сероводород)


Ведущий 1

Подведем итоги. Попросим ассистентов подсчитать количество жетонов в каждой команде. Поздравляем победителей. Сюрприз от учителя.


Ведущий 2

В заключении, мы хотим предложить вам несколько интересных опытов. Далеко – далеко отсюда живет маг — чародей. Он изучает одну из самых древних наук – химию. Сегодня он согласился показать вам несколько своих чудес.


Маг

Здравствуйте, мои юные друзья!

С чудесами пришел к вам я.

Не шумите, не вставайте,

Исполнять чудеса не мешайте.

Начнем с заклинанья огня,

Раз, два, три от сна проснись,

Огонь в искры превратись.

Сказку вспомните друзья, про конька, про горбунка. Там жар — птицыно перо — Ване счастье принесло. Пришло время подивиться, как горит перо жар – птицы.


Ассистент 1

Ну а теперь вода,

Зашипит средь бела дня,

Без огня, сама – собой,

Пузырьков устроит строй.

Ассистент 2

А у меня есть волшебный кувшин,

Посмотрите туда, Пуст внутри,

А в стаканах налита вода.

Первый раз наливаем – малиновое вино,

Во второй – вновь вода,

А теперь – молоко.

Вот и все!

Маг

А сейчас, друзья, для вас, по истории рассказ. Ночью или утром рано спали горожане. Вдруг, из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы. Так, под лавой и под пеплом погиб город славный. Покажу вам, как сумею, гибель города Помпеи.


Ведущий 1

Спасибо всем за внимание, до новых встреч!





Варианты опытов.


Опыт №1

Ученик зачитывает несколько строк из сказки Ершова «Конек-горбунок» о жар-птице.

Ученик: сказку вспомнили слегка, про конька, про горбунка. Там жар — птицыно перо Ване счастье принесло. Пришло время подивиться, как горит перо жар – птицы.

Зажигает спирт в чашках для выпаривания, спирт содержит растворенные соли Na, K, Cu. Потом закрывает чашки плотным листом картона.

Ученик: отвечай, __ класс, почему огонь погас? Пламя без чего умрет? Ему нужен…

Класс: кислород!


Опыт №2

Ученик: Все вода, снег да раствор, надоевший разговор. У меня другие планы: разожгу на сетке пламя.

Поджигает горку песка, пропитанного спиртом.

Ученик: я еще не то умею, из песка полезут змеи. Страшные, кусачие, от страха не заплачете? Не боитесь? Ну смотрите. Не все сразу. Подождите. Чтобы змеек посмотреть, надо хорошо прогреть, а пока я их бужу, про другое расскажу.

Говорит и одновременно демонстрирует опыт.

Ученик: как-то летом очень долго у меня болело горло. Прописали от ангины полоскать фурацилином. Все-таки прошла ангина, хоть я долго сней сражалась. А того фурацилина 2 бутылочки осталось. Нынче мы белили стены, от известки руки мыли. Я решила в эту воду старое лекурство вылить. Удивилась я ужасно, даже вздрогнула, когда стала рыжевато-красной известковая вода. Принесла остаток в школу, и теперь фурациллин щеклочь нам определяет, как и фенолфталеин. Не меняет цвет в воде, не меняет в кислоте, в щелочах фурацилин – яркий, будто апельсин.

Переходит вновь к опыту с «черными змеями»

Ученик: спирт горит и выделяет очень много теплоты. Соду жаром разлагает он до углекислоты. Он обугливает сахар – вот откуда чернота. Пузырьками раздувает сахар – это углекислота. Все понятно, ясно тут, змеи отчего ползут. Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами.


Его очень мало в организмах животных, но много в растениях. Он составляет около 30% веса земной коры и после кислорода наиболее распространенный элемент на Земле. (Кремний)

Если верить древнему историку, то во времена похода А. Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот посуда разная. Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда? (Серебро)

Свежие документы:  Тест на тему «Азотсодержащие органические соединения»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: