Россия — многонациональное государство, 8 класс


Фролова Людмила Николаевна учитель географии

МОУ «Пушкарская СОШ

Белгородского района Белгородской области»


Предмет. География

Класс. 8 класс

Тема и номер урока в теме. № 3. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России.

Базовый Учебник: География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. : учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, И.П. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – 10 изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2009.

Цель урока: Сформировать представление об административно-территориальном делении России. Познакомить учащихся с разнообразием народов их культурой.

Задачи: Планируемые результаты:

Личностные: ученик

  • Проявляет учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу;

  • Понимает причины успеха в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: ученик

  • Учится работать самостоятельно и в группе;

  • Определяет цель деятельности на занятии самостоятельно.

Познавательные: ученик

  • Самостоятельно подбирает материал по теме;

  • Делает выводы о результате совместной работы в группе, групп с руководителем;

Коммуникативные: ученик

  • Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с товарищами в группе, а также решении общих интересов.

  • Слушает и понимает речь других.

Задачи руководителя: формировать новые способы действий, обучать поиску новой интересной информации по теме, готовить презентации;

  • Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка.


Тип урока: Изучение нового материала.

Формы работы учащихся: Индивидуальные и групповые формы работа с учебником, статистическим материалом, таблицами, картами, подготовленными презентациями.

Необходимое оборудование: Политико-административная карта России, иллюстрации национальных костюмов, компьютер, экран, проектор.


Структура и ход урока.


Этап

Деятельность учителя и учащихся

Результат


1.Включение в деятельность педагогической этики

Приветствие учителя.


Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

2. Активизация внимания, положительный настрой обучающихся на предстоящее занятие.

— продолжаем изучать тему: «Население России». Настройтесь на активное участие в изучении темы и приобретении новых знаний и умений.

Положительная эмоциональная направленность.

Актуализация изученных способов действий

3. Участие обучающихся в определении темы, целей и задач урока.

Учитель нацеливает учащихся на возможное продолжение темы после изучения численности, воспроизводства, полового и возрастного состава населения

Формулировка темы занятия, определение цели и задач занятия.

4. Активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого обучающегося в деятельность.

Учащиеся предложили разные версии темы урока. Естественно, предложение изучить национальный и языковой состав был взят за основу. Сформулирована тема урока:

«Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России».

1.Умение ставить цели, позволяющие решать учебные задачи

2.Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации

5.Наличие чётко продуманной логики занятия, преемственности этапов

Что нужно усвоить на уроке.

1. Научные знания темы:

Классификация народов России по языковым семьям и основные черты их распространения.

2.Ключевые слова темы:

Многонациональное государство, этнос, языковой состав, «титульный народ», «ассимиляция»

3. Что нужно уметь:

1. Использовать карты, графики и таблицы для анализа, конкретизации и доказательства отдельных положений учебника, производить при этом необходимые сравнения.

2. Составлять схемы и таблицы по тексту и картам учебника.

3. Самостоятельно формулировать задания, вопросы по тексту.

4. Готовить краткое устное сообщение по изучаемой теме.

1.Самореализации в раскрытии возможностей и личностных качеств

2. Уметь произвольно и осознано владеть общим приёмом решения задач

3.Осуществлён поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

6.Использование активных методов

1.Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах.

2. Просмотр подготовленных презентаций: «Национальные костюмы народов России».

3. Знакомство с национальными традициями народов России посредством использования дополнительной литературы.



1. Уметь произвольно и осознано владеть общим приёмом решения задач

2.Помогать в реализации самоидентификации уметь определять свою принадеж-ность к различным социальным группам

7. Наличие и эффективность индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности на занятии.

1. Коллективная деятельность осуществляется при определении темы занятия, постановки цели и задач.

2. Индивидуальные или групповые формы деятельности могут быть использованы при подготовке информации о национальном и языковом составе населения.

Групповая работа: Составить опорный конспект в виде схем, таблиц. Представить свою работу. Составить вопросы другим группам.

Первая группа: 1. Объяснить понятие этнос. 2. История формирования российского суперэтноса.

Вторая группа: 1. Язык – визитная карточка любого народа.

2. 4 языковые семьи народов России, составить таблицу.

Третья группа: 1. Объяснить понятия «титульный народ», «ассимиляция».

2. Подготовить вопросы по изученным ранее темам.

Четвёртая группа, творческое задание: 1. Изучить национальный состав, проживающих народов на территории села Пушкарное.

2. Подготовить материал о традиционной одежде прошлого села Пушкарное.

1.Способствовать проявлению инициативы действия в учебном и творческом сотрудничестве.

2. Создавать условия для самореализации в раскрытии возможностей и личностных качеств



8.Коррекция и оценка урока

1. Учитель готовит совместно с учащимися класс, оборудование для проведения занятия, следит за дисциплиной.

2. Учитель даёт оценку деятельности каждой группе и отдельному ученику, следит за речью


1. Способствовать проявлению инициативы действия в учебном и творческом сотрудничестве.


9. Самооценка детьми собственной деятельности, оценка сотрудничества

Прослушав сообщения и просмотрев все представленные материалы, учитель предлагает оценить себя, дав развёрнутую характеристику деятельности и предоставленного материала, а также оценить работу своих товарищей

1. Развитие самопознания в проявлении интереса к своим взглядам, поступкам, умению определять свои возможности и возможности одноклассников.

2. Умение обсуждать и анализировать свои работы и работы обучающихся с позиции творческих задач

10. Рефлексия

Карта оценки полезности урока (для учащихся)

1. Что Вам удалось запомнить в процессе урока?

2. Какие новые понятия Вы усвоили в процессе урока? Все ли Вам было понятно?

3. Что из материалов урока Вам показалось интересным?

4. Что из материалов урока Вам показалось новым?

5. Что Вы научились делать на уроке? (приобретенные умения)

6. Пригодятся ли Вам полученные знания в дальнейшей жизни?

7. Был ли урок полезным для Вас?

8. Остались ли у Вас вопросы к учителю, нерешенные проблемы?

Умение ставить цели, позволяющие решать учебные задачи


11. Закрепление

1. Назовите народы индоевропейской семьи – русские, украинцы, белорусы.

2. Назовите самый многонациональный народ. К какой семье или группе он относится? – славянская группа – русские. Алтайская семья – татары. Уральская семья мордва. Кавказская семья – чеченцы.

3. Назовите республику, где проживают два титульных народа? – Кабардино-Балкария.

4. Назовите малочисленные народы. Шорцы, нивхи, кеты, телеуты, селькупы, нганасаны.


12. Знание предмета реализуемой образовательной области, профессиональная и общая эрудиция

Материал подобран интересный, сопровождается фотографиями, презентациями и может быть использован на уроках географии, истории, классном часе, необходим для интеллектуального развития учащихся


13. Демонстрация практического применения изучаемого материала

Мы, живущие в начале третьего тысячелетия должны достойно продолжить и сохранить те традиции, то мастерство, которое нам досталось от древних времён.

Способствовать проявлению инициативы действия в учебном и творческом сотрудничестве.


14. Домашнее задание

П. 40 стр.191-195.

Творческое задание: 1. Религиозная принадлежность жителей села Пушкарное. 2. Сельское население. Заочная экскурсия: «Приглашает Пушкарное».



5


Свежие документы:  Тест по географии в 6 классе по теме «Гидросфера»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: