Формирование УУД у младших школьников на уроках литературного слушания» (1 класс)


Формирование УУД у младших школьников на уроках литературного слушания» (1 класс) «УМК «Начальная школа XXI века».

Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух…
желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней.

А.С. Макаренко



Шереметова О.В

Учитель начальных классов.

Высшая квалификационная категория

МКОУ «Каменская СОШ №1 с УИОП»

имени Героя Советского Союза В.П.Захарченко



Кто не слышал поговорку «Книги – лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать! Все меняется со временем, но сила знания остаётся всемогущей, несмотря, ни на что! Именно чтение помогает нашей личности стать немного совершеннее в этом несовершенном мире, оно добавляет свет в наши темные души, учит быть терпимее к ближнему. К сожалению, с научно техническим прогрессом и развитием науки любовь к чтению заметно погасла – все заменил вездесущий компьютер и ненасытный Интернет. Невероятно важно – прививать любовь к чтению с самого раннего детства.

Ребенок, «вскормленный» чтением вырастает наиболее чутким к проявлениям социальной среды. К тому же, человек с раннего детства держащий книгу в руках, приобретает очень важную полезную привычку – привычку читать! Именно на таком правиле основывают свою работу авторы программы учебника «Литературное чтение» в учебной линии «Начальная школа XXI века» автором, которого является Л.А.Ефросинина.

Нам посчастливилось соприкоснуться с удивительными произведениями , которые подобраны именно для уроков слушания, главной целью которых является -обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса учащихся, их стремления к самостоятельному общению с книгой .

Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать – сказку, рассказ, стихотворение.

Я думаю, что основными причинами, по которым авторы данной учебной линии, к слову скажу, что это единственная линия, где уроки слушания входят в программу уроков литературного чтения, где есть учебная хрестоматия и рабочие тетради для уроков слушания, стали

  • Во-первых, в первом классе исчезает деятельность слушания книг, которая преобладает в детском саду;

  • Во-вторых, в семье и детском саду посредником между художественным произведением и ребёнком выступал взрослый читатель, а с приходом в школу эта связь нарушается;

  • В-третьих, несформированность навыка чтения у шестилеток тормозит процесс самостоятельного общения с книгой;

  • В-четвёртых, на уроках обучения грамоте отрабатывается навык чтения, а слушание и работа с детской книгой отодвигается на второй план или не проводятся вовсе.

Вариант построения урока
Чтение учителем произведения.

  1. Беседа после чтения.

  2. Моделирование первой страницы обложки.

  3. Работа с произведением: обсуждение содержания, определение темы, знакомство с названием.

  4. Повторное слушание.

  5. Упражнение в чтении слов, предложений, эпизодов произведения.

  6. Рекомендации для самостоятельной работы.


Модель первой страницы обложки

Фамилия и имя автора



Тема и жанр




Заголовок


Темы чтения замещаются цветом: О родине – красным, о детях – жёлтым,о природе – зелёный, о животных – коричневый, о приключениях, волшебстве, фантастике – синий, фиолетовый.

Моделирование на уроках слушания

Сказка

Пословица

Рассказ

Загадка

Стихотворение


Умение слушать художественное произведение позволит ребёнку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях – добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства.


Свежие документы:  Урок литературы на тему «Крот и лягушка»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: