Урок литературы в 6 классе.
Тема: А. П. Чехов. «Пересолил». Юмористический рассказ.
Основная используемая технология: чтение с остановками («Развитие критического мышления через чтение и письмо»).
Цели: обучение аналитическому чтению художественного произведения;
углубление понятий: юмор, юмористическая ситуация, приемы комического, речь героев как источник юмора, художественная деталь, композиция рассказа;
приобретение опыта прогнозирования художественного текста, рефлексии, опыта написания продолжения рассказа, работы в группе.
Материалы: компьютерная презентация; текст рассказа, разделенный на части, в количестве по числу учащихся; карточки с заданиями для групп; тетради для творческих работ.
Ход занятия (2 часа).
Обращение к написанному на доске имени автора и заглавию рассказа:
«Антон Павлович Чехов. Рассказ «Пересолил».
— Что можно сказать о содержании этого рассказа по его заглавию?
— Можно ли дополнить ваши предположения, зная, к какому жанру относится произведение?
— Известно ли вам имя автора? Вспомните, какие произведения А.П. Чехова вы уже читали? Какова главная особенность рассказов писателя? (Чехов писал юмористические произведения).
2. Рассказ подготовленного ученика о Чехове с использованием компьютерной презентации (или наглядных материалов).
3. Дополнительные слайды (или записи на доске), открываемые по мере обращения по ходу урока к соответствующему материалу:
— Эпиграф: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть» (А.П. Чехов).
— Юмор, комическое, юмористический рассказ.
— Приемы комического:
1. Комичные выражения, имена собственные («говорящие»).
2. Несоответствие поступков героев их образам.
3. Неожиданность в сюжете или поступках героев.
— Композиция рассказа:
1. Экспозиция. 2. Завязка. 3. Развитие действия. 4. Кульминация. 5. Развязка. 6. Заключение.
— Художественная деталь – выразительная подробность в произведении, имеющая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.
4. Знакомство с первой частью рассказа: с начала до слов возницы «…Н-о-о, прокля…тая!».
Чтение учителем первого абзаца.
— Подтвердилось ли ваше предположение о том, что рассказ смешной? Какие выражения, слова этому способствовали?
Чтение учителем первой части до конца.
— Какой настрой создают имена собственные? (Первый прием комического).
— Часто ли на станцию Гнилушки приезжают пассажиры?
— Какое впечатление в начале рассказа создает землемер Смирнов?
— Как описан мужик, согласившийся довезти землемера?
— Какие еще описания встречаются в тексте? Их роль. (Лошаденка, телега).
— Что смешного в замечании возницы о телеге?
— Как вы думаете, последней репликой возница успокоил землемера?
— Давайте предположим, как сложится предстоящая нашим героям дорога?
5. Знакомство со второй частью рассказа: от слов «Когда телега выехала со станции, были сумерки» до слов «С десятью разбойниками можно справиться».
Чтение ученика.
— Насколько оправдываются ваши прогнозы?
— В какое время суток, время года происходит действие? Как называется описание природы в начале этой части рассказа? (Пейзаж).
— Связан ли данный пейзаж с внутренним состоянием землемера Смирнова?
— Какие элементы пейзажа создают впечатление неизвестности, тревоги?
— Какое предложение о героях внутри описания природы дополняет это впечатление?
Работа в группах (разноуровневых):
— Найдите в размышлениях землемера (2 абзац) слова и фразеологизмы, которые передают его тревожное душевное состояние, страх. («Ни кола ни двора», «Не ровен час – нападут и ограбят, так никто и не узнает, хоть из пушек пали», «Этакое дитя природы пальцем тронет, так и душа вон!»).
— Как вы поняли из диалога Клима и землемера слово «шалят»?
— Почему землемер решил соврать? Соответствует ли его поведение фамилии землемера? (Второй прием комического).
— Каково будет продолжение рассказа?
6. Чтение третьей части рассказа: от слов «Стемнело. Телега вдруг заскрипела, завизжала, задрожала…» до слов «Изволь, если хочешь, я их выну, покажу… Изволь…».
Чтение учеников по ролям: автор, землемер, Клим. (Вспомнить понятия: диалог, реплика, ремарка).
— Какое описание в начале этой части рассказа уже встречалось в тексте? (Описание телеги). Почему автор повторяет одни и те же слова? (Понятие художественной детали).
Работа в группах:
— Найдите и зачитайте слова землемера (внутренний монолог), передающие его нарастающее волнение.
— Найдите и зачитайте слова (ремарки автора и реплики Клима), позволяющие представить поведение и внутреннее состояние возницы.
— Проследите по тексту, что нового приходит в голову землемера по ходу диалога с Климом? Как меняется содержание его «небылиц»? Почему это происходит так быстро?
— Обратим внимание на то, как автор использует прием несоответствия поступков героев их образам (второй прием комического).
— Что произойдет дальше с героями?
7. Чтение четвертой части: от слов «Землемер сделал вид, что роется в карманах…» до слов « … Где ты, Климушка?»
Чтение учителя.
— Ожидали ли вы такого поворота событий?
— Подумайте, какой прием комического использует здесь Чехов? (Прием неожиданности).
— Какие слова и действия Клима вызывают смех?
— Как изменилось поведение землемера после побега возницы? Обрел ли он спокойствие? Чего еще он боится?
8. Работа над развязкой рассказа.
— Попробуйте придумать и записать, чем кончится действие, какова будет развязка рассказа. У вас есть возможность побыть в роли писателя.
Индивидуальная творческая работа.
Чтение придуманных учениками концовок рассказа.
9. Знакомство с окончанием рассказа Чехова: от слов «Часа два кричал землемер» до конца.
— Ожидали ли вы такой развязки? Легко ли было писать продолжение рассказа?
— Найдите в заключении уже знакомую вам художественную деталь. Какое значение она имеет?
— Вспомните русскую пословицу, которая подходит по смыслу к ситуации рассказа. (У страха глаза велики). Можно ли было так озаглавить рассказ или заглавие Чехова более подходящее?
Домашнее задание:
Попробуйте дома найти рассказы Чехова со столь же лаконичными и хлесткими названиями. Прочитайте 1-2 рассказа. Найдите приемы комического, о которых шла речь на уроке.
10. Рефлексия.
— Какое впечатление произвел рассказ «Пересолил»?
— Что понравилось в сегодняшней работе? Помогало ли восприятию рассказа чтение с остановками?
— Легко ли создавать юмористические произведения? Какими качествами должен обладать писатель-сатирик? Вернемся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с мнением Чехова?
5