Конспект урока для 4 класса «И.А.Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак»


Дата:

Класс 4 «А»

Литературное чтение

Давыдова О.Ф.

Тема занятия:

И.А.Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак»

Тип урока:

Комбинированный.

Общие цели:

Познакомить с творчеством русского баснописца И.А.Крылова на примере басни «Лебедь, Щука и Рак». Способствовать формированию понятия «действовать дружно», содействовать формированию культуры диалога на уроке.

Результаты обучения:

Ученики знают:

 краткие сведения об И.А.Крылове;
 значение терминов «басня» и «мораль басни».


Ученики умеют:

  • Выразительно читать и понимать басню;

  • Анализировать текст, делать выводы по прочитанному;

  • Систематизировать собранный материал в виде кластера;

  • Представлять работу группы.

  • Применять знания в новой ситуации.


Ключевые идеи:

В басне всегда есть поучение или мораль. В морали осуждаются пороки и недостатки людей или общества.

Используемые модули:

НП, КМ, ТиО, ВО, ИКТ, ОдО.

Источники, оснащение, оборудование.

Учебник «Литература», ресурсы, презентация, видеозапись мультфильма по мотивам басни «Лебедь, Щука и Рак», листы для кластера, фломастеры.

Урок 1

Этапы занятия

Время

Содержание:

Вызов

 3 мин
















1 мин.


2 мин.

  1. Создание позитивного настроя

Настал новый день. Какой он сегодня? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было светло и спокойно? Надо улыбнуться. Пожелайте друг другу удачной работы в команде, пожмите друг другу руки.

Вспомните правила работы в команде, которые мы с вами приняли. (Ресурс №1)

Убедись, что в разговоре участвует каждый; говори спокойно и ясно; говори только по делу.

Желаю вам успешной и дружной работы.


2.Давайте познакомимся с критериями оценивания работы на уроке (Ресурс №2).

3. Тему нашего урока вы назовёте сами после того, как разгадаете ребус. (Ресурс №3)

(слайд 1 Тема урока)

Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным человеком, который жил в 19 веке. Художник К.Брюллов изобразил его сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. 
– Посмотрите внимательно на экран. О ком пойдёт речь? (Портрет И. А. Крылова.) (слайд) 

Что волновало его, о чем он писал и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам предстоит узнать сегодня и на последующих уроках. 



Этап

осмысления


Цитата: Люблю, где случай есть, пороки пощипать…














Этапы занятия

Изучение нового материала


5мин.







5мин.


2мин.



3 мин.









10 мин



8 мин.


1. Знакомство с биографией И.А.Крылова. Презентация подготовлена сильными учащимися.

Дополнение учителя: К началу 19 века, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он уже прошел большой творческий путь. Он был автором комедий, журналистом и стихотворцем. Но широкую известность он получил как автор прекрасных басен. А что же такое басня?

2.Задание: Изучить в группах термин «басня», создать кластер, защитить. (Учебник «Литература» стр.50)

3.Просмотр видеозаписи мультфильма по мотивам басни «Лебедь, Щука и Рак».

4. Анализ басни с помощью таксономии Блума.

-Что мы узнаём из названия басни? -Что делали Лебедь, Рак и Щука? -Получилось ли у них отвезти воз? -Может, им нужно было позвать, кого-нибудь посильнее? Почему нет? Подтвердите строками из басни. -Чего не сделали герои басни, чтобы дело пошло на лад? — В каких строчках басни заключена основная мысль?

5.Групповая работа с ресурсом.

Каждой группе дается карточка с заданием. (Ресурс №4)

Защита работ.

Этап

Рефлексия

Время

3 мин


Прием «Фруктовое дерево»

Лимоны-Что мешает дружной работе?

Апельсины-Что необходимо для успешного сотрудничества?

Сегодня команды работали над одной темой. Как вам кажется, у нас получилось решить задачу урока по знакомству с басней?

Почему нам удалось?


Домашнее задание

1 мин.

Выучить басню наизусть.

Подготовка к сочинению «О дружбе и взаимовыручке».

Оценивание.

2 мин.

Оценка результативности. Лист оценивания.

Закончить урок я хотела бы словами Михаила Исаковского

«Кто не слыхал его живого слова? 
Кто в жизни с ним не встретился своей?
 
Бессмертные творения Крылова
 
Мы с каждым годом любим всё сильней.
 
Со школьной парты с ними мы сживались,
 
В те дни букварь постигшие едва.
 
И в памяти навеки оставались
 
Крылатые крыловские слова.»
 



Приложение:


Ресурс №1


Правила работы в группах.

  • Чтобы попросить слово, подними руку.   

  • Говори по теме, понятно, кратко.

  • Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.   

  • Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.   

  • Критически отнесись к мыслям, а не к людям.   

  • Поощряй других к участию в обсуждении.   

  • Будь доброжелателен и терпим.

Соблюдай правило «трёх нельзя»:
— нельзя говорить: «всё уже сказали»;
— нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;
— нельзя прятать за высказыванием дурное настроение. 
  


Ресурс №2

Критерии оценивания работы на уроке

Критерий

Уровень А

Уровень В

Уровень С

Выполнение опережающего задания.

Самостоятельно приготовил презентацию



Знание терминов

«басня», «мораль басни».

Даны безошибочные определения термино.в

Допущена 1 ошибка или неточность.

Допущены более 2х ошибок.

Участие в работе группы.

Предлагал идеи, вносил предложения, которые были использованы в ответе группы, презентовал работу.

Участвовал в обсуждении, выполнял оформительскую работу, участвовал в представлении работы.

Участвовал в качестве наблюдателя, поддерживал идеи партнеров по группе.

Ответы на вопросы

Отвечал активно на все вопросы

Отвечал на некоторые вопросы.

На вопросы учителя не отвечал.

Лист оценивания.

Лист оценивания группа №1

Фамилия и имя

Самооценка

Оценка

товарища

Оценка

учителя

Итоговая оценка

1.





2.





3.





4.





Ресурс №3

Ребус на доске.

Ресурс №4

Карточка №1.

1.Выразительное чтение басни.

2. Выписать непонятные слова и составить толкователь слов.

Карточка №2.

1.Выразительное чтение басни.

2.Ответить письменно на вопрос: «Чему учит нас эта басня?».

Карточка №3.

1.Выразительное чтение басни.

2.В каких словах заключается мораль басни? Выбрать пословицу, которая подходит к этой басне.

Другом зовётся, а недругом отзывается. 

Старый друг лучше новых двух. 

Дружно – не грузно, а врозь хоть брось. 

Легче друга потерять, чем найти. 



Карточка №4. 1. Выразительное чтение басни.
2. Укажи близкие по смыслу слова (синонимы) к слову «согласие». Дружба, вражда, согласие, понимание, единство, ссора.


Карточка №5.

1.Выразительное чтение басни.

2. Допиши предложение. 
Иван Андреевич Крылов — русский ______________ 
Укажи, кто и что делает. 
Лебедь__________________
Щука ___________________
Рак _____________________







Свежие документы:  Конспект урока на тему «А.Толстой «Фофка»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: