Учитель начальных классов
МОУСОШ № 9 г. Калининград
Кирпушко Наталья Ярославовна
УМК «Школа России»
Высшая категория.
3-й класс.
II класс
Л.Н. Толстой «Филиппок»
Цели урока:
Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционный треугольник.
Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в парах, группах, прислушиваться к мнению товарища
Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.
Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.
Ход урока:
Организационный момент.
— улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь с ними
II. Проверка домашнего задания.
— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
(Произведение Л.Н. Толстого «Филиппок»)
— Сегодня мы продолжим работать над этим произведением, но для начала поверим, насколько внимательно вы читали произведение.
(3 человека работают у доски)
* Работа у доски (слайд-маркер)
1 ученик соединяет записанные на доске непонятные слова из произведения с их объяснениями
Коридор Улица Скрытно Шустрый Озорник Работа по дням |
2 ученика составляют план произведения, записанный на карточках
(карточки перемешаны) (карточки размещены правильно,
сверка со слайдом)
Образец
| Скучно дома | ||
|
|
| |
Скучно дома | Филиппок отправляется в школу | ||
|
| ||
Опасная часть дороги в школу | Знакомая дорога | ||
Встреча с учителем | | Опасная часть дороги в школу | |
|
| ||
Раздумья на пороге школы | Раздумья на пороге школы | ||
|
| ||
«Ты погоди хвалиться» |
| Встреча с учителем | |
|
| ||
Филиппок читает | Филиппок читает | ||
|
| ||
Знакомая дорога | «Ты погоди хвалиться» |
Остальные дети работают в парах
* Работа в парах
— Откройте стр.124, задание 11.
— Прочитайте задание (вслух читает 1 ученик: прочитать и объяснить пословицы, назвать произведения Л.Н. Толстого, которые им соответствуют).
— Проверим, работу рябят у доски (сигнальные карточки)
На доске пословица:
Всё хорошо, что хорошо кончается.
— прочитайте, объясните смысл ещё одной пословицы
— давайте все вместе ещё раз обсудим правильность ваших суждений на примере рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок»
III. Обобщение, проверка знаний. Работа над произведением.
На доске:
*К
*В *З *Р *З
* Построение сюжетной линии. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Характеристика героя.
— Посмотрим на схему, как она называется? (сюжетная линия)
— Назовите основные этапы сюжетной линии произведения (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение)
— Построим сюжетную линию. Откройте стр. 112.
— И так, вступление. (дети берут название частей (план) и поочерёдно прикрепляю к схеме)
— С чего начинается рассказ? (Скучно дома) Прочитайте вступление.
— Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу? (о/в)(Был маленький)
— Завязка. Как завязываются, начинаются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филиппок отправляется в школу) (о/в)
— Что приключилось с мальчиком по дороге? Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога) (Опасная часть дороги в школу)
— Что произошло потом? (о/в) (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы)
— Как вы считаете, почему он испугался? (о/в) (растерялся, женщина накричала)
— Кульминация. Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем). Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель)
— А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?
— Как развивались события дальше?(о/в) (Филиппок заплакал, учитель пожалел его и разрешил остаться на уроке)
— Развязка. Конец волнению. Всё обошлось. Филиппок на уроке. (Филиппок читает)
— Как он начал складывать своё имя? Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим? (Автор, учитель, ученик)
(«Ты погоди хвалиться»)
— Заключение. Чем закончился рассказ? (о/в) (Филиппок стал ходить в школу)
— Найдите и прочитайте заключение
* Физ.минутка: гимнастика для глаз
— Назовите главного героя произведения. Составим его образ. На доске фразы из произведения о Филиппке. Найдите слова, где сказано, какой мальчик был в начале. А каким мы видим его в конце рассказа?
Слайд-маркер: ( выходят по 1, выбирают и подчёркивают 2 цветами)
Скучно одному. Бросился бежать, стал кричать, споткнулся, упал. «Ты ещё мал, не ходи». Нашёл страх. Я страсть, какой ловкий! Учителя боится. Стал ходить с ребятами в школу. В горле от страха пересохло. Знал буквы, немножко читать умел. Осмелился.
— оценим
— Кто помог измениться Филиппку? (Учитель, ребята)
— Как относится автор к своему герою? ( по-доброму, одобряет поступок Филиппка)
— А как вы относитесь к Филиппку?
— Вернёмся к пословице. Вспомните, как вы её объясняли в начале урока, согласитесь ли вы со своим мнением теперь. Подходит ли эта пословица к рассказу, докажите своими ответами. (Филиппок боялся, но первый день учёбы в школе закончился хорошо)
— А вы можете сказать, что у Филиппка всё закончилось? (Нет, всё только начинается. Учёба – это тяжёлый, но очень интересный труд)
IV. Итог
Работа в группах ( у каждой группы карточки с вопросами)
Паспорт героя
1. Где живёт? ( в селе)
Чем занимается? (скучал) — У ребят из др. группы есть дополнения?
Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)
Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) – Кто дополнит?
Что думает о нём автор? (одобряет поступок Филиппка) – Какие ещё дополнения? (называет его ласково)
Что вам понравилось или не понравилось в герое?
(смелый, любознательный, но непослушный)
Отзыв по произведению
Дата
Автор
Жанр, название
Тема, о чём произведение (о школе, о желании мальчика учиться)
Назвать главных героев
___________(другая группа)
Охарактеризовать героев (маленький, но любознательный)
Чему научил тебя этот текст (добиваться своей цели, не бояться)
— Чему учились на уроке? (строили сюжетную линию, характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, читали по ролям)
— Вам понравилось? Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе.
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к любому произведению Л.Н. Толстого и пересказать его
Источники: Климанова Л.Ф. и др. «Родная речь»