Конспект урока на тему «М. М. Зощенко Великие путешественники»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Воскресенска Московской области.







«М. М. Зощенко Великие путешественники»






















Фатеева И.Н.

учитель начальных классов







Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники». 
Цель урока:

  • ознакомить с творчеством русского писателя М.М. Зощенко,

  • развивать у учащихся умение строить речевое высказывание в устной форме

  • формировать умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  • ознакомление учащихся с понятием юмор, юмористические рассказы

  • формировать умение формулировать собственное мнение и позицию

Тип урока — объяснения нового материала


Ход урока 
1. Организационный момент. 
— Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку.

-Молодцы.

— Садитесь.

2. Актуализация знаний учащихся.
3. Сообщение темы урока. 
— Сегодня на уроке мы начинаем работать над произведением Михаила Михайловича Зощенко «Великие путешественники».

А) Знакомство с творчеством русского писателя М.М. Зощенко.

Б) Первичное чтение текста учителем.

В) Работа по содержанию:
— Ребята, вам понравился рассказ? (Да, мне очень понравился, потому что он очень увлекательный, интересный, забавный и смешной)
— Ребята, какое впечатление оставляют у вас юные путешественники? (Очень смешной рассказ и, поэтому хочется смеяться, не хочется горевать, унывать) 
— Молодцы! Данный рассказ относится к юмористическим. Юмор — это то, что доставляет радость, заставляет нас смеяться и веселиться. Юмор ассоциируется непосредственно с шутками, анекдотами, историями на разные тематики. Это то, что необходимо нам в повседневной жизни. Человек, с так называемым чувством юмора, пользуется успехом в окружаемом его обществе. Юмор – добродушное осмеяние человека или явления. 
— Что рассмешило вас в рассказе? (Маленькие дети захотели пойти в дальнее путешествие, где с ними произошли веселые приключения). 
— Кто здесь главные герои? (Главные герои – Стёпка, Минька и Леля)
— Что стало причиной путешествия детей? (Минька узнал, что Земля круглая и, что ёё можно обойти, вернувшись в то же место)
— Кто из них вам наиболее симпатичен? (Мне нравиться Стёпка, он храбрый, смелый, не побоялся отправиться в путешествие. А мне понравился Минька, мне было его жалко, он такой маленький, Стёпка его обожает, он ничего не может сказать) 
— Прочитайте отрывки, когда вам было смешно. 
(Дети могут прочитать следующие отрывки: 
«…Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком. Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая попробовать мой сахар, ужалила меня в щёку». 
«…Сухую ветку под головой Лёля вдруг приняла за змею и от ужаса закричала…» 
«…Хороши бы мы были, если бы я лёг ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, куда надо идти…» 
«…Мы с Лёлей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Стёпкина голова описала полкруга…» и т.д. 
— Автор нарочно заставляет героев попадать в смешные (комические) ситуации. Здесь мы смеемся просто над нелепостью или необычностью этих приключений. Такой прием относится к неязыковым приемам. 
— А почему ребята попадали в такие смешные истории? (Потому что они маленькие и наивные.) 
— Найдите в тексте и прочитайте отрывки, в которых встречаются устойчивые выражения, которые еще называются поговорками или фразеологизмами. 
«…- Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял». 
— Что означает это выражение? ( «Очень далеко»). 
— Прочитайте, какие ещё взрослые слова и выражения, несвойственные детской речи, употребляют герои рассказа. 
Дети прочитывают: 
«…Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие». 
«…И Стёпка извлёк из мешка увеличительное стёклышко, чтоб разжечь костёр». 
«…Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать…» 
«…Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям» и т.д. 
— Как такая речь выглядит со стороны? Можно ли её воспринимать серьёзно? 
— Как вы думаете, а зачем автор использовал эти взрослые выражения в детской речи? (Чтобы нам было смешно). Этот прием мы отнесем к языковым, потому что комический эффект достигается за счет использования языковых средств (здесь: взрослых слов и выражений). 
«…Но я ещё больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону. Пока, наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву». 
«…От этого моя щека вздулась, как пирог. И я захотел вернуться домой. Но Стёпка не позволил мне об этом думать». 
«…А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик». 
— Да, это сравнения, но не простые, а комические, потому что вызывают у читателя улыбку. 
— Лёгким ли оказалось это путешествие? Почему? 
— Чем оно закончилось? 
— Кто такие великие путешественники? (Те, кто в дальних и трудных путешествиях открывает новые земли) 
— А можно ли назвать этих путешественников «великими»? 
— Почему же автор дал своим героям такое название? (Он смеется, иронизирует над ними). 

4. Физкультминутка.

5. Работа над пройденным материалом.
— А теперь давайте проведём наблюдение над героями, посмотрим, как они проявляет свои характеры, сделаем таблицу на весь тетрадный лист, в первой колонне у нас будут действия, во второй — речь. 
— Что мы можем сказать о Степке? Он бойкий, терпеливый, верит в это путешествие, т.е. отдался ему целиком, он идет до конца. 
— Ребята, а что говорит сам автор про него? «Степка торжественно лег ногами вперед». «Мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день». 
— Что он хочет сказать словом «торжественно», «великий путешественник»? (Он смеется, насмехается над ним) 
Степка 

Действия 
«когда я не поверил, он ударил меня мешком по голове» 
«Степка велел» 
«извлек из мешка увеличительное стеклышко, но не найдя на небе солнца, приуныл» 
«Степка запретил» 
«Он то и дело раскрывал рот от удивления» 
Речь 
«Которые не захотят, тех мы и не будем брать в плен» 
«По дороге мы будем убивать мелких животных и нежное мясо мы будем жарить на костре…»  «Кругосветное путешествие тем и отличается…» 
— Молодцы! Ребята, вы сказали, что автор насмехается над Минькой и это не злой смех, а добродушный, также это можно проследить и в отношении других героев. -Юмористические рассказы М. М. Зощенко доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, т. к. его юмор всегда современен. Миньку мы охарактеризуем устно на уроке, а дома вы выполните устно. 
Минька 
действия 
«робко сидел» 
«с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я» 
«ахнул от удивления» 
«я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком» 
«вслед за мешком нырнул я» 
«как я барахтаюсь в канаве» 
«упавшая шишка не напугала меня…» 
«и я тоже засмеялся…» 
речь 
«А которые не захотят идти в плен?» 
— Если сравнить Миньку и Степку, то что бы вы сказали про Миньку? Минька боится даже шишки, хотя он и говорит, что не испугался, но если бы он не испугался, то он бы об этом не говорил. Он робкий, «хиляк», по сравнению со Степкой, беззащитный, маленький. 
— Вы все правильно сказали. Теперь осталась Леля. 
Леля 

действия
«шла Леля со скалкой» 
«не долго несла мешок, потому что выбилась из сил» 
«ветку над головой приняла за змею и от ужаса завизжала» 
«Леля теребила меня за плечи» 
«Леля фыркнула» 
речь 
«из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам этих денег хватит». 
«давай повернем его ноги в обратную сторону» 
«если бы мы вчера утонули, то не смогли бы отправиться в кругосветное путешествие» 
— Мы выписали слова и выражения, которые помогут нам при составлении характеристики Лели.

— Итак, что вы можете сказать о Леле, исходя из таблицы? Она ведет себя как взрослая женщина, рассуждает как взрослая женщина, потому что говорит, что ей 3 рубля хватит, боязлива, она жалеет об этой затее. 
— А теперь скажите, кто из них самый маленький? Минька. 
— Почему вы так думаете? Минька без права голоса. 
— Почему «мы с Лелей долго не могли заснуть, а Степка спал с блаженной улыбкой»? Ему затеянная игра нравится и во сне и наяву. 
— В тексте мы читаем «И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении». Какими могли быть эти рассказы? 
— Скажите, а какие путешествия хотели бы совершить вы? 
6. Итог урока: 
— Чем мы занимались на уроке? 
— Что запомнилось больше всего? 
— Как вы оцениваете свою работу? 
Мы сегодня узнали, что такое юмор и юмористические рассказы, что, даже опираясь на речь и действия героев можно их охарактеризовать и определять их характеры. Спасибо за работу, вы сегодня были очень активны. 
7. Домашнее задание. 
— Открываем дневники и пишем домашнее задание. 
— Урок окончен, спасибо за работу!



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Удивительное рядом"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: