Конспект урока письма и развития речи в 8 классе «Звуки и краски осени»


Конспект урока письма и развития речи в 8 классе

Звуки и краски осени.


Цели и задачи урока:


Обучающая :

— формирование умения строить речь в определённой композиционной форме;

— подготовить учащихся к написанию сочинения на тему «Волшебные краски осени».


Развивающая :

— обогащать лексический запас учащихся новыми словами;

— развивать связную речь, логическое мышление;

— формировать коммуникативные умения;

— совершенствовать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группах.


Воспитательная:

— способствовать воспитанию индивидуальных творческих способностей

учащихся;

— способствовать созданию ситуации успеха для каждого ученика;

— познакомить учащихся с репродукциями картин русских художников.

Речевое развитие:

— формирование умения анализировать, устанавливать причинно – следственные связи;

— развивать умение аргументировать и доказывать своё мнение.


Оборудование урока:

репродукции картин осени русских художников;

— стихотворения об осени русских поэтов;

— музыка П.И. Чайковского «Времена года».


Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. В тетрадях записывается число, тема урока.

В ходе подготовки к сочинению мы познакомимся со стихотворениями русских поэтов; с репродукциями картин русских художников, будем формировать умение строить речь в определённой композиционной форме.

Вступительное слово учителя:

— Ребята, сегодня у нас не просто урок – у нас урок прощания с осенью.

Представим себе осень. При слове «осень» у каждого возникает свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень – когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя, — когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зелёных до пурпурных. Красный, жёлтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое – где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.


У многих поэтов осень тоже была любимым временем года.

-Прослушайте, насколько разнообразной, необычной видели осень русские поэты. (Под музыку Чайковского П.И. учащимися читаются стихи).

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы.

И отдалённые седой зимы угрозы.

А.С. Пушкин.


*** *** ***

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф. Тютчев.


Иван Бунин

Листопад.


Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.


Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют,

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой…


Константин Бальмонт

Осень.


Поспевает брусника.

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.


Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.


Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся

И заплачет спросонья.



В тех стихах, которые прочитали нам ребята, осень торжественно – печальна и величаво – красива.

— А сейчас давайте обратимся к репродукциям картин Левитана, Васнецова, Яблонской, Осенева.

— какое настроение у вас вызывает ранняя осень (золотая)? (Спокойное, радостное).

— А какое настроение вызывает у вас поздняя осень, когда начинаются дожди, слякоть? (уныние, одиночество, печаль).

Учитель: все мы любим осень. Я думаю, что, наверное, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России.


III. – А сейчас приступил к составлению плана сочинения. Сколько частей будет в сочинении? ( 3 части).


1 часть – вступление.

— О чём нужно написать во вступлении?

(о том, что наступила осень…)


— Какой вы видите осень? Подберите определения.

(золотая, дивная, славная, очаровательная, печальная, дождливая, хмурая).


2 часть- основная.

  • О чём мы должны написать в основной части сочинения?

(должны описать красоту осени, осеннюю природу).

  • А когда мы будем описывать осеннюю природу – будем фантазировать? ( Да. Фантазия поможет нам в раскрытии темы).

  • Озаглавьте основную часть сочинения.

(Осенняя фантазия. Осенняя зарисовка. Осенняя сказка.)


-Мы должны представить себе осень так, как мы её видим, чувствуем, понимаем. Передать, как меняется природа осенью.

Какое чудо мы можем наблюдать с приходом осени?

(Как осень без красок и без кисти разукрасила все листья, соткала яркий разноцветный ковёр на земле, укрыла её тёплым лоскутным одеялом).


Какие листья вы видели осенью?

( Красные, жёлтые, бурые, золотистые, жёлто – зелёные, пятнистые, пурпурные, пёстрые, оранжевые, багряные, бронзовые, лиловые, пунцовые).


А как называется такое явление в природе, когда падают листья?

( Такое явление называется листопадом.)

С чем можно сравнить листопад?

( листопад можно сравнить с золотым дождём).

— Листья падают. А какие ещё слова, называющие действия, мы будем использовать в своей работе?

(Они не просто падают, а кружатся, летят, качаются на паутинках, скачут, плывут, шумит на деревьях золотой дождь).


— А если прислушаться, что можно услышать осенью?

(как листья скребутся, шелестят, шуршат под ногами).


— Гуляя в парке или в лесу, мы наблюдаем и за деревьями. На какие деревья мы обращаем внимание?

Рябина, словно девушка, вся в красных бусах и серьгах.

Осина — превращается в ослепительную красавицу. Листья, как фонарики, малиновые, огненно – красные, лимонно – жёлтые.

Берёзки словно в золоте.

Клён роняет листья, будто оранжевые звёзды.


-Но неизменно зелёными остаются какие деревья?

(Сосна и ель, ничего в их жизни не изменилось. Они по – прежнему зелёные . Но деревья их не забывают, дарят им подарки, осыпая их красивыми листьями).


-Как можно назвать ту часть плана, в которой мы будем рассказывать о листьях, о деревьях?

* Деревья в осеннем наряде.

* Осенний ковёр.

* Осень – художница.

-Но мы говорим о разной осени. Когда наступает осень, природа грустит, ждёт прихода зимы. Когда нам становится грустно?


(Нам становится грустно, когда прячется солнце, небо покрывается тёмными свинцовыми тучами, идёт дождь; когда меняется погода и нельзя погулять, поиграть в футбол).

— За осенними дождями выпадает первый снег. Похожи ли осенние дожди

на летние? Каковы осенние дожди?

( Нет, осенний дождь – моросящий, холодный, нудный: идёт, не переставая, становится скучно)

— Да, в такое время под ногами слякоть, небо свинцовое, его заволокли тучи, моросит холодный , нудный дождик, дует сильный ветер).

Ветер тучи гонит, ветер в трубах стонет,

Дождь косой, холодный, по стеклу стучит.

На дорогах лужи морщатся от стужи,

Под навесом прячутся грустные грачи.

Г. Ладонщиков.


-И хорошо , что осень в конце концов пройдёт, наступит зима.

Мы говорим о том, что осенью не всегда светит солнышко. Осенью часто бывают дожди, и нам от этого становится грустно. Грустит и природа в ожидании нового художника. Даже после листопада деревья красивы, тихи, задумчивы, величавы.

-Как можно назвать эту часть плана?

(Природа ждёт нового художника).


-Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как вы его закончите? Как осень влияет на ваше настроение?


— За что вы любите это время года?

(* за красоту, необыкновенную прелесть;

* за то, что осень дарит нам много радости;

* за то, как хорошо в осеннем лесу;

* за то, что много грибов.)


Значит, в заключении мы будем говорить о своих впечатлениях об осени.

(Это будет 3 часть плана).


— А я люблю осень, когда наступает «бабье лето», когда можно побродить по парку, по лесу, «пошуршать» листьями, подумать, помечтать.


Осень. Спокойное время года.

Листья уносит ветер вдаль.

Всё замирает в природе,

Лишь остаётся печаль.

IV. Итоги урока.

— Итак, подведём итоги урока.

Каждый по – своему видит осень, поэтому сочинения будут разные: каждый будет писать то, что ему самому нравится в осеннем пейзаже. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, нужно добиваться связности в изложении, правильности построения предложений, грамотного написания.

Желаю удачи!

Свежие документы:  Конспект урока литературы в 10 классе "Путешествие по литературным местам России"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: