Конспект урока по Литературе «Голос скрипки в пустоте» (по рассказу В.Набокова «Облако, озеро, башня») 11 класс


Урок литературы в 11 классе.

Тема — «Голос скрипки в пустоте» (по рассказу В.Набокова «Облако, озеро, башня»)

Цель — анализ особенностей творчества Набокова (на примере рассказа «Облако, озеро, башня»)

Задачи— 1) создать условия для развития навыков интерпретации и анализа художественного текста; 2) способствовать формированию монологической речи учащихся; 3) воспитывать эстетический вкус, любовь к литературе, искусству.

Оборудование- 1) текст рассказа Набокова «Облако, озеро, башня»;

2) буклеты; 3) проектор, компьютер; 4) картинки-символы.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Создание эмоционального настроя.

Текст произносится на фоне презентации.

«Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию».

Он всегда был не таким, как все. В эмиграции его книги удивляли своей отдаленностью от литературных традиций, вызывали обвинения в «нерусскости». В Америке он шокировал и покорил всех своей «Лолитой», превратился из безвестного преподавателя провинциального колледжа в живого классика. Теперь же на его родине спорят, что делать с «его феноменом»: относить ли его к русской или к американской литературе.Он любил подчеркивать, что родился «в один день с Шекспиром и через сто лет после Пушкина», упоминая имена-символы двух великих литератур, которым сам равно принадлежит. В русскую он вошел как Владимиръ Сиринъ, литературное существование которого прекратилось так же через сто лет после Пушкина, в 1937, когда начал публиковаться его последний роман «Дар». В Америке он прославился как Vladimir Nabokov, пишущий на английском и даже внешне сильно отличающийся от Сирина .Бабочки и шахматы стали символами его творчества. Он любил выискивать узоры судьбы,

потаенную симметрию в собственной биографии. И вот — как два

крыла бабочки, симметричны друг другу русская и английская половины его творчества. Словно клетки на шахматной доске — восемь по горизонтали, восемь по вертикали — выстраиваются его восемь русских и восемь английских романов. Чтобы не нарушить чистоту симметрии, судьба не дала дописать девятый роман на русском, «Solus rex» (помешала война) и девятый на английском, «Оригинал Лауры» (помешала смерть).

Я думаю, вы уже догадались, что сегодня мы поговорим о Владимире Набокове, одном из интереснейших представителей литературы русского Зарубежья, и о его замечательном рассказе «Облако, озеро, башня».

Тема нашего урока— «Голос скрипки в пустоте». (на экране звук скрипки)

  • Какие ассоциации у вас вызывает такая формулировка темы?

  • Как бы вы сформулировали цели урока? (Ответы детей)

Итак, мы будем исследовать рассказ «Облако, озеро, башня», попытаемся определить его смысл, наблюдая за символами, деталями, которыми полна проза писателя, возможно, выразим свое представление о произведениях Набокова. А, может, нам удастся выступить в роли переоценщика, о котором писал наш автор.

(На экране эпиграф к уроку)

«Я верю, что… появится переоценщик, который объявит, что я не был легкомысленной жар-птицей, а наоборот, строгим моралистом, который награждал грех пинками, раздавал оплеухи глупости, высмеивал вульгарных и жестоких и придавал высшее значение НЕЖНОСТИ, ТАЛАНТУ и ГОРДОСТИ.»

В.Набоков (1973г.)

2



III. Анализ рассказа.

  • Каковы ваши впечатления от рассказа?

  • Как вы читали Набокова? Можно ли читать его быстро?

(Ответы детей)

Вы обратили внимание, что в рассказе выделяется 2 группы героев: Василий Иванович и его попутчики. Также мы отметили, что в тексте есть множество деталей, символов, которые необходимо обдумать. Я вам предлагаю обратиться к буклетам. Вашему вниманию предложено 6 заданий, прочитайте их внимательно и подумайте, какое одно задание вам бы хотелось выполнить и в течение 4-5 минут найди ответы на поставленные вопросы, делайте необходимые записи в соответствующей таблице. После этого мы с вами обсудим и соединим воедино все ваши находки в опорной схеме.

(учащиеся выполняют предложенное задание)

Я думаю, что вы уже справились с заданием, давайте начнем обсуждение. Кто выбрал для работы задание номер 1? Все остальные могут дополнять и задавать вопросы выступающим. Ребята, после выступления каждой группы мы с вами будем самое главное заносить в опорную схему, которая будет в вашем буклете. (Учитель располагает образы-символы на флип-доске, передвигая их по мере надобности)

(Ответы детей)

1 задание. — В рассказе нет развернутого портрета главного героя Василия Ивановича. Но детали указывают на авторское отношение к нему. Он скромен, незаметен, деликатен. Внешность его неброская, неэффектная. Он самый обыкновенный. Мы видим выражение его лица, взгляд героя, “умные и добрые глаза”. У него обнаруживается душа, как будто отсутствующая у случайных его “товарищей”. Имя своему герою автор дает обычное – Василий Иванович. Василий Иванович тоже любит “поиграть”, но его “шутки” имеют другой характер. Он берет с собой в дорогу томик Тютчева и наслаждается странно звучащей цитатой из стихотворения “Silentium”, балансируя на грани смысла и бессмыслицы. Оказывается, он предпочитает

3

уединение с классикой, испытывает радость от сотворчества.



  • 1 гр. Где бы вы расположили главного героя ? Почему?

2 задание. Детали портретов его попутчиков тоже выражают авторское отношение: “лакированный нос”, “огромные рты”, “необыкновенно обильная растительность” на лице, “огромные”, “волосатые” колени, о женщинах – “задастые и непоседливые”. Перед нами описание тела, а не души. Карикатура или шарж. Скромности и деликатности Василия Ивановича противостоят нарочито шумные, неприятные, пошлые его попутчики. Их “долговязость” противопоставляется “коротковатости” главного героя, хамство – его кротости. Смысловую близость можно заметить в эпитетах (“кроткий” и “коротковатый”), которыми наделяет автор главного героя. Они играют, но их игры, как и они сами, пошлые, грубые, примитивные, оскорбительные для человека со вкусом, с достоинством. “Славная забава” заканчивается съеданием окурка. Конечно, это должен сделать наш герой. Обратите внимание на фразу: “Перекидывались пудовыми шутками”. Шутки могут быть тонкими, легкими и, наоборот, плоскими, грубыми … Пудовыми бывают гири в цирке у силачей. (Кстати, попутчики и внешне напоминают клоунов: “рыжая, несколько фарсового вида вдова”). Цирк – массовое, доступное площадное искусство. Вот почему образы цирка появляются в рассказе. И участники “увеспоездки” тянутся к искусству. Они поют песню, очень похожую на отрядную речевку. В ней утверждается жизнь в массе, обязательные для всех радости, все вещественное, материальное, массивное. Песенка отвергает “сомнения” и “тревогу”, то есть все индивидуальное, непохожее на других, жизнь души. Следует отметить бедность лексики и рифм, бесконечные повторы, заполняющие пустоты, перечисление нот, бодрый ритм … Поющие лишены вкуса, словесного чутья. “Добрые люди” с “большой дороги” с “толстой палкой” в руках невольно напоминают разбойников.

  • 2 гр. Где бы вы расположили попутчиков Василия Ивановича? Почему? Обратите внимание на цветопись. Почему выбраны именно эти цвета?

4

3 задание. Пейзаж необыкновенно одушевлен (“улыбка”, “таинственная невинность”, вспомним, природу одушевлял Ф.Тютчев), вызывает любовное влечение (“любовь моя, послушная моя”). Он – воплощенная поэзия. Не случайно в ритме строк мы ощущаем дактиль, упомянутый и в тексте. (“Облако, озеро, башня”, “елки, обрывы, пенистые речки”, “все выходило так просто”, “высилась прямо из дактиля в дактиль старинная черная башня”). Украшением милого уголка являются и зеркала (один из любимых набоковских мотивов). Они как эхо отражений: облако отражается в озере, озеро в раме окна, стены с намалеванными на них ромашками в зеркале.

  • 3 гр. Какие символы необходимо внести в схему? (Облако, озеро, башню)

4 задание. Героя привлекает пейзаж за окном вагона: восьмерку напоминает увиденный им велосипед, формы скрипки, пропеллера и лиры, с которыми ассоциируются судьбы детей, герой восемь лет “безвыходно” любит “чужую жену”, у него восемь попутчиков, восемь – количество слогов в названии рассказа и т.д. Цифра “8” встречается в рассказе очень часто: количество елочек, часы на башне, показывающие восемь, восемь вагонов, один из которых, символизирующий душу героя, остается в точке гармонического центра. Василий Иванович возвращается, как того хотят его попутчики, домой, но душа остается там, где ей хорошо.

Еще одна цифра-символ – тройка. Отражаясь в зеркале, она является составляющей цифры восемь. Это и три слова в названии, и три компонента, из которых состоит башня…

В целом изображение на нашей иллюстрации представляет собой бабочку. Ее крылья – это половинки восьмерки, а усики – ромашки, “намалеванные” на стенах комнаты, в которой мечтает остаться Василий Иванович.

  • 4 гр. Какие символы необходимо внести в схему? (восьмерка- бабочка, цифра “8” встречается в рассказе очень часто: количество елочек, часы на башне, показывающие восемь, восемь вагонов. )





5

5 задание. Автор строит текст таким образом, что нетрудно заметить разницу в повествовании: удивительно выразительно показана линия главного героя и, напротив, карикатурно, выпукло все, что связано с его антиподами. Вот примеры метафор из мира героя: (“брать с собой в сон личико очков”, “дрожащее счастье”, “воспоминание любви, переодетое лугом”). Удивительно красиво описан пейзаж, который явился герою в путешествии.

— А вот еще необычное описание: “Ночная бабочка металась по потолку, чокаясь со своей тенью”. Возможно, здесь с бабочкой сравнивается главный герой. Подобная подробность использована В.Набоковым в романе “Приглашение на казнь”, главный герой которого, Цинциннат, “непрозрачен”, “непроницаем для окружающих, у него есть “некоторая своя особенность”. Его объявляют преступником и выносят смертный приговор. Таким образом, В.Набоков отвергает тоталитарное государство, подавляющее личность, свободу сознания. Мы знаем, что В.Набоков занимался энтомологией, и образ бабочки часто можно встретить в его произведениях.

6 задание. Скорее всего, наш герой имел какую-то небольшую “должность” (вспомним, он скромный и деликатный человек), но любая должность обязывает подчиняться и, напротив, повиноваться, чему герой противится. Он не умеет и не хочет жить в коллективе. Вот из коллектива, от людей и “отпускает” его рассказчик. Вернется ли герой к “облаку, озеру, башне”, в милый сердцу уголок, мы не знаем.

Автор настолько милостив по отношению к своему герою, что позволяет ему уйти из обезличенного и потому пустого мира людей, так как у того действительно “сил больше нет быть человеком”. Не вернется сейчас к милому озеру наш герой. Жаль, но, скорее всего, это так. Съест его рыжий, плюющийся нечистотами речи и поступков злой дракон – фашизм. Единственный путь, который провидец Набоков предлагает кроткому Василию Ивановичу – уход, уход из жизни. И делает этот жест жутким до обыденности (или обыденным до жуткости?) – “я его отпустил”.





6

Окуклится маленький человечек, суть “червячок”, переспит лихие времена, переживет в земле, а в следующей жизни (ведь жизнь бесконечна) мощно вырвется на прекрасных крыльях к свету, к глади озера, в котором живет отражение облака и башни.

  • Какова же идея рассказа? Для ответа на вопрос обратитесь к вашим записям и схеме рассказа.

Рассказ написан в 1937 году, когда укрепляются, набирая силу, две тоталитарные системы: фашизм и сталинизм. В комментарии к произведению читаем: “… рассказ этот достоверно воспроизводит атмосферу фашистских пикников, проводившихся под девизом “Сила через радость”. Автор, конечно, имел ввиду и советский коллективизм (обратим внимание на характерное для начала развития социализма сокращение “увеспоездка”), и любое другое тоталитарное государство с его отношением к личности. Весь рассказ создает ощущение беззащитности героя перед безликой силой (у попутчиков героя Набокова одинаковые имена: два Шульца, две Греты), перед массой, по существу, нечеловеческой (герои писателя сливаются “постепенно, срастаясь, образуя одно сборное, мягкое, многорукое существо, от которого некуда было деваться”).

  • Так о чем же поет скрипка в пустоте?

  1. Рефлексия.

  • А теперь вернемся к эпиграфу. Скажите, изменилось ли ваше представление о Набокове и удалось ли нам стать «переоценщиками»? (эпиграф на экране)



  • Что на уроке было новым?



  • Что было интересным?



Дома я вам предлагаю выполнить одно из заданий:

  1. Доработать опорную схему к рассказу.

  2. Написать эссе: «Актуальны ли проблемы, поднятые в рассказе, в наши дни?» Свои работы можно отправить по указанному адресу электронной почты.



7



  • Я хочу, чтобы каждый из вас увидел в рассказе то, что заставило бы задуматься, а всегда ли я прав в той или иной ситуации. Ведь бывают случаи и в вашей жизни, подобные этому? Как вы думаете, актуален ли рассказ в наши дни?

  • Я предлагаю посмотреть на экран и еще раз задуматься.



(презентация с бабочками)

В конце урока я бы хотела каждому из вас подарить такую бабочку. Пусть она будет неким напоминанием для вас в тот момент, когда вы захотите сказать обидное другому человеку или совершить необдуманный поступок. Пусть она символизирует полет, мечту, счастье для каждого из вас.



(Каждому ребенку вручается бабочка, сделанная из бумаги )































8

Свежие документы:  Урок по литературному чтению в 3 классе « Сравнительный анализ сказок «Два жадных медвежонка» и « Как барсук и куница судились»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: