Конспект урока по Литературе «Характеры и герои в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»


Урок-исследование «Характеры и герои в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: Емельян Пугачев, Маша Миронова»



Цели и задачи для учителя:

  • создать условия для работы с текстом и отбора необходимого для анализа материала;

  • учить выявлять способы и средства характеристики героев;

  • развивать умение делать умозаключения и выводы как устные, так и письменные;

  • развивать внимательное отношение к слову, учебную самостоятельность, активную читательскую позицию;

  • способствовать социальной адаптации учащихся, вовлекая их в формы коллективной, групповой и индивидуальной работы.

Цели и задачи для учащихся:

  • путем аналитического чтения отобрать материал для характеристики литературных героев;

  • уметь находить средства создания образа, его характеристики;

  • уметь определять авторскую позицию и средства ее выражения;

  • уметь формулировать собственное высказывание (устное и письменное).

Оборудование: А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (тексты любого издания), иллюстративно-раздаточный материал к повести А.С. Пушкина из альбома «А.С. Пушкин»,  карточки-задания для групп, клише для подготовки связного сообщения о героях повести

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся

Почему повесть «Капитанская дочка» А.Пушкина можно смело назвать исторической? Какое событие из истории России нашло в ней отражение? (Рассказывает о крестьянском восстании 1772-1774 годов под предводительством Емельяна Пугачева)

Назовите имена исторических лиц, являющихся и героями повести. (Емельян Пугачев, Екатерина II)

Вспомните «пророческий сон» Петра Гринева в гл.II. Почему рассказчик не смог его забыть и как он сбылся? (Гриневу приснился незнакомый мужик с черной бородой (Пугачев), который размахивает топором и ласково приглашает Петрушу под свое благословение. Сон не только поразил Гринева, но и оказался пророческим: Петр Андреевич стал участником подавления бунта под предводительством казака и получил его благословение на любовь и брак с Машей Мироновой раньше, чем от родителей)

II. Вступительное слово учителя

Дальнейшие события, описанные Петром Гриневым в его дневнике, подробно знакомят нас с характерами, судьбами героев, их тесным переплетением с жизнью самого рассказчика.  Кого  из героев повести, положительно повлиявших на течение жизни и судьбу Гринева, вы могли бы назвать? (Емельян Пугачев, Маша Миронова)

Сегодня в ходе самостоятельной работы вам предстоит  обобщить материал по характеристике этих героев и создать связный рассказ о них. Для этого мы разделимся на две группы (можно по желанию), каждая из которых получит задания для работы с текстом и клише, которые помогут вам при подготовке на последнем этапе.

III. Задания для исследования группам

  • Отобрать для анализа соответствующие вопросам эпизоды.

  • Перечитать эпизод. Ответить на поставленные к нему вопросы, заполняя предложенную в карточке таблицу.

  • Записать с опорой на клише вывод в виде мини-сочинения.

IV. Самостоятельная работа групп. В случае затруднения учитель корректирует работу детей в нужном направлении.

1-я группа «Образ Емельяна Пугачева»

Карточка № 1а

Обратите внимание на портрет, речь, поведение героя в следующих главах  и отразите свои наблюдения в таблице

Эпизод из главы

Портрет

Речь

Поведение

Черты характера

Авторская позиция

«Вожатый»

 

 

 

 

 

«Пугачевщина»

 

 

 

 

 

«Приступ»

 

 

 

 

 

«Незваный гость»

 

 

 

 

 

Карточка № 2а

Вынесите в тетрадь выводы, опираясь на данное клише (Текст-опора, в котором необходимо вставить недостающие фразы)

Прототип пушкинского Пугачева – реальное историческое лицо, ________________________. Однако в романе он не тождествен своему историческому прототипу, т.к. дан в восприятии героя романа –____________________________. Как персонаж Пугачев появляется только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью мемуариста. Облик Емельяна П. физически конкретен, рассказчику вполне ясен и его социальный статус: он ________________________________________________.   С появлением в романе Пугачева возникает тревожная, загадочная обстановка. В главе «Вожатый» перед нами предстает человек, внешность которого выразительна, своеобразна, но обманчива: ___________________________________________________________________________________.    Его речь пестрит народными пословицами и поговорками, намеками и  иносказаниями: ____________________________________________________________________________. В его поступках и отношении к герою повести можно отметить__________________________________________________________________________.

Важнейший принцип создания образа Пугачева – превращение, метаморфоза Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений. В главах «Пугачевщина» и «Приступ» перед читателем предстает не «бродяга», а _______________________________________.  В нем проступают то черты плутоватого казака, то мудрость народного вождя и полководца. В одних эпизодах он ____________________________,  в других – __________________________________________.

В повести постоянно говорится о глазах Пугачева: ___________________________________________________________. Эта деталь необходима для создания его динамичного портрета. 

В восприятии Гринева, Пугачев – человек – стихия, который представляется ему [человеком] _____________________________, посланным самой судьбой в каждый поворотный момент его жизни. Образ Емельяна Пугачева – центральный образ романа, хотя Пугачев и не является главным действующим лицом. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и  жизни исторической.

2-я группа «Образ Маши Мироновой»

Карточка № 1б

Обратите внимание на портрет, речь, поведение героя в следующих главах  и отразите свои наблюдения в таблице

Эпизод из главы

Портрет

Речь

Поведение

Черты характера

Авторская оценка

«Крепость»

 

 

 

 

 

«Поединок»

 

 

 

 

 

«Любовь»

 

 

 

 

 

«Приступ»

 

 

 

 

 

Карточка № 2б

Вынесите в тетрадь выводы, опираясь на данное клише (Текст-опора, в котором необходимо вставить недостающие фразы)

С особенной теплотой в повести обрисован образ Маши Мироновой, внешне ничем не примечательной девушки, ______________________________________________, по определению матери.

Первое впечатление об этой героине у Петра Гринева сложилось на основе______________________________________________. Однако более близкое знакомство с добросердечной и простой семьей капитана Миронова помогает главному герою заметить, что Маша -_______________________________________________, которая смогла пробудить в его душе первое трепетное чувство. Это обыкновенная русская девушка,_______________________________________. Жила Маша______________________; женихов в деревне не было. Бесприданница, у которой только и есть,  «что частый гребень, да веник, да алтын денег», легко разбирается в людях: __________________________________________.

Маша способна на __________________________________________________, но врожденное благородство не позволяет ей поступиться принципами, привитыми семейным  воспитанием. Она готова ___________________________________________________________. ____________________ и ______________________________ натурой показана Маша Миронова, начиная с главы «Осада города». Она вырастает в ________________________________________________ героиню. Именно поэтому роман назван в честь нее «Капитанская дочка».

V. Прослушивание и обсуждение полученных письменных сообщений

Можно ли сказать, что созданы уже полные картины образов обсуждаемых нами сегодня героев? (Нет, потому что отработана только часть повести)

VI. Итог

Какие средства характеристики героев помогли вам в создании мини-сочинения?

Возможна ли объективная характеристика героя без учета авторской позиции и работы с «живым словом»?

VII.   Домашнее задание

  • Монологический ответ по прослушанной на уроке теме (Возможна работа по клише).

  • Отметить материал для характеристики Гринева и Пугачева в главах VIII-XII.

 



Предполагаемые ответы учащихся

1. Прототип пушкинского Пугачева – реальное историческое лицо, самозванец, глава восставших. Однако в романе он не тождествен своему историческому прототипу, т.к. дан в восприятии героя романа – Петра Андреевича Гринева. Как персонаж он появляется только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью мемуариста. Облик Пугачева физически конкретен, рассказчику вполне ясен и его социальный статус: он казак, «бродяга», главарь «шайки разбойников».

С появлением в романе Пугачева возникает тревожная, загадочная обстановка. В главе «Вожатый» перед нами предстает человек, внешность которого выразительна, своеобразна, но обманчива. Его речь пестрит народными пословицами и поговорками, намеками и  иносказаниями. В его поступках и отношении к герою повести можно отметить добросердечность, открытость, чувство благодарности.

Важнейший принцип создания образа Пугачева – превращение, метаморфоза Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений. В главах «Пугачевщина» и «Приступ» перед читателем предстает не «бродяга», а «великий государь». В нем проступают то черты плутоватого казака, то мудрость народного вождя и полководца. В одних эпизодах он властный и грозный государь,  в других – милосердный спаситель.

В повести постоянно говорится о глазах Пугачева. Эта деталь необходима для создания его динамичного портрета. 

В восприятии Гринева, Пугачев – человек-стихия, который представляется ему [человеком] исключительным, посланным самой судьбой в каждый поворотный момент его жизни. Образ Емельяна Пугачева – центральный образ романа, хотя Пугачев и не является главным действующим лицом. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и  жизни исторической.         

2. С особенной теплотой в повести обрисован образ Маши Мироновой, внешне ничем не примечательной девушки, скромной, застенчивой и даже робкой, «трусихи», по определению матери.

Первое впечатление об этой героине у Петра Гринева сложилось на основе характеристики, данной Швабриным. Однако более близкое знакомство с добросердечной и простой семьей капитана Миронова помогает главному герою заметить, что Маша – «благоразумная и чувствительная девушка», которая смогла пробудить в его душе первое трепетное чувство. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в деревне не было. Бесприданница, у которой только и есть,  «что частый гребень, да веник, да алтын денег», легко разбирается в людях: она распознает в Швабрине неискреннего позера, лицемера и изменника.

Маша способна на глубокую и искреннюю любовь, но врожденное благородство не позволяет ей поступиться принципами, привитыми семейным  воспитанием. Она готова отказаться от личного счастья, потому что нет на него благословения родителей Гринева.

Сильной  и решительной натурой показана Маша Миронова, начиная с главы «Осада города». Она вырастает в смелую,  способную отстоять свое право на счастье с любимым человеком героиню. Именно поэтому роман назван в честь нее «Капитанская дочка».



Свежие документы:  Урок Литературы "Русская поэзия второй половины 19 века" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: