Конспект урока по Литературе «Идейно-художественное своеобразие новеллы Франца Кафки «Превращение»» 11 класс


Урок литературы в 11 классе ( 2 часа). Идейно-художественное своеобразие новеллы Франца Кафки «Превращение»(1914 год).



Цели: 1. Познакомить учеников с жизнью и творчеством Кафки, основными темами и мотивами творчества 2. Выявить художественные особенности новеллы.


Оборудование: портреты Франца Кафки, выставка его книг, компьютер, проектор и интерактивная доска для показа слайд-шоу (приложение № 1, приложение № 2). В конце урока на доску помещаю детские рисунки – проекты обложек к новелле




Франц Кафка (1883-1924)


Эпиграф урока

У него дар пророка… Ни одному писателю

не довелось дать столь глубокий анализ

страхов и неврозов 20 века как Францу

Кафке: (сдвиг восприятия, отчуждение,

одиночество и ощущение преследования).

Д.Берт (последние слова закрыты)


На доске закрытые определения экспрессионизма, сюрреализма и экзистенциализма.


Ход урока


1. Слово учителя

Ребята, в этом году мы с вами на уроках знакомились с русской литературой 20 века, основными тенденциями её развития. Трагический век, насыщенная концентрация событий. Всё начинания неизменно завершались трагедией. В мироощущении – чувство трагизма. Понять этот век мы пытаемся через культуру, литературу. Как никогда художественное творчество связано с общественно-политической жизнью. Три события : Первая мировая война, революция в России, Вторая мировая война повлияли на мышление людей 20 века. В 20 столетии осознаётся самоценность человеческого «я» и в то же время отчуждённость этого «я» в том мире, в котором оказывается современный человек. Новое время диктовало и новые формы. Значительным явлением культуры 20 века является модернизм, возникший и получивший распространение после Первой мировой войны. В России это прежде всего: символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм. В переводе на русский модернизм – современный. Но в целом это понятие обозначает целый ряд нереалистических направлений и художественных методов, возникших в 20 веке. Наряду с модернизмом используют и понятие – авангард или авангардизм. Каковыми же были основные тенденции в развитии зарубежной литературы 20 века? (2м)



2. Показываю первый слайд-шоу (4м). Останавливаю просмотр после каждого слайда и спрашиваю ребят о том, что необычного в картине и услышанной музыке, о чём говорят с нами художники Пикассо, Отто Дикс, Нольде, Хёккель и Сальдавор Дали. Какое впечатление производят картины и музыка Миллера?



-Можно ли описать нечеловеческие ужасы и страдания войны возвышенным, благородным языком Рафаэля, Моцарта?


Новое время – новый язык, новые краски, иные художественные обертоны. Гнетущее, трагическое ощущение страха, безысходности художник создаёт разрушением интонации, нарочитой деформацией образа, беспокойным ритмом, изломанностью линий – и сразу же рушится гармония, надежды, красота. Начало 20 века. Германия. Именно эта страна явила миру имена художников, почувствовавших и передавших страх, отчаяние нового нарождающегося века без Бога, века мировых катаклизмов. Новый художественный язык – художественное направление – экспрессионизм (от лат. – выражение) стремится передать чувства в напряжённой, крайне заострённой форме. Это всегда крик боли, вопль отчаяния. Сущность образного языка экспрессионизма передал немецкий поэт-экспрессионист Иоганес Бехер: «Напряжённый, открытый в экстазе рот»

«Странный», «кошмарный», «непонятный», «абсурдный», «завораживающий», «скучный», и, наконец, «гений», «пророк» — все эти полярные оценки даны одному и тому же писателю – Францу Кафке. Немецкий писатель, умерший в 1924 году, живёт сегодня в нашем лексиконе, ибо обогатил его выражениями кафкианская ситуация, персонажи Кафки, кафкианский кошмар, кафкианский мир. И подразумевают они не просто абсурдность сущего, но и запредельность абсурда. «Целесообразная несообразность мира» — вот как критик Затонский определяет бытие писателя, его мироощущение. Д.Берт включает Кафку в число ста лучших литераторов всех времён и народов, отводя ему почётное 31 место и пишет о его значении (обращаюсь к словам эпиграфа, не читая последние слова.) О творчестве этого писателя, о своеобразии его новеллы «Превращение», которая является вершиной творчества писателя, мы сегодня будем говорить.

— Давайте запишем тему урока и эпиграф. (2мин.)


3. Показываю слайд-шоу № 2 (7 минут)

4. Слово учителя о Кафке. (10 минут)

Вот из этого красивого города Праги Кафка всю свою жизнь хотел бежать. Он ничего не заимствует из её традиций и легенд, так как он, проживший в этом городе всю жизнь, страстно ненавидел этот город. Но если он ненавидел Прагу в такой мере, то, безусловно, прежде всего, потому, что это был город его семьи и его детства.

Кафка противопоставлял две семейные линии: с одной стороны, семейство Кафки-отца, отмеченное силой, здоровьем, хорошим аппетитом, сильным голосом, даром слова, самодовольством, чувством превосходства над всеми, остроумием; а с другой – материнская линия семейства Леви, которое он наделяет такими качествами, как чувствительность, беспокойство, чувство справедливости. В письме, написанном отцу, которое тот так и не прочитал, Кафка открыто объявляет себя Леви. Всю жизнь его одолевали демоны и страхи. Он стыдился своего высокого роста, из-за которого чувствовал себя несильным, неуклюжим, смешным. Кафка- это галка, и галка будет служить эмблемой торгового дома отца. Франц мог идентифицировать себя с образом этой чёрной птицы и всегда ненавидел оба «К» в своей фамилии. Для него литература – это, прежде всего, та сфера, куда его отцу доступ закрыт, сфера реванша с отцом, наконец завоёванной независимости. Жестокость, гнев, несправедливость Германа Кафки в дальнейшем вошли в литературную историю. Франц вспоминал всю жизнь случай, когда он, будучи маленьким ребёнком, попросил принести ночью ему пить, отец же вытащил его в одной ночной рубашке на деревянный балкон и закрыл за ним дверь. А любимым ругательством его было: «Я разорву тебя на части». Мальчик потерял всякое доверие к себе, постоянно чувствовал себя виноватым, утратил способность свободно говорить. Мать старается его защитить, но свои страхи ребёнок проанализировать не может, он становится всё более замкнутым, ведь и мать – это «связь с отцом». Одиночество вокруг него усиливается. И даже сёстры не могли ему помочь. Он остаётся узником семейного очага, как остаётся узником Праги. В школе он дважды остаётся в пятом классе начальной школы по совету учителей. В лицее он тоже не чувствовал себя счастливым. В этом винить надо не лицей. Сам ребёнок сомневается в себе и испытывает постоянное чувство, будто находится на грани провала. В 18 у него аттестат зрелости, и он хочет избрать профессию, которая позволила бы ему относиться к ней с безразличием. «Самое подходящее – юриспруденция». На втором курсе он начинает посещать курсы германистики. Университет он захотел бросить, но отец запретил ему. В 1906 он без особого блеска сдаёт экзамены, проходит стажировку, его принимают в Агентство по страхованию рабочих от несчастных случаев. Здесь на этой службе он останется до тех пор, пока болезнь не заставит его отказаться от всякой профессиональной деятельности. Самое удивительное для него – знакомство и дружба на всю жизнь с Максом Бродом, который был на год младше его и читал лекции в университете. В 1918 году распалась Австро-Венгерская лоскутная империя Габсбургов, во главе которой почти 70 лет стоял Франц-Иосиф. Реальность этой дряхлой бюрократической монархии и её распад служили для австрийских писателей моделью мира, вели их к трагическим обобщениям.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Серебряный век русской поэзии». Литературная гостиная кафе «Бродячая собака» 9 класс

Жуткие истории, с которыми Кафка сталкивался на работе, усиливают его трагическое мироощущение. Он не был профессиональным писателем, но творчеству был предан безгранично, хотя писал ночами, постоянно подрывая своё здоровье и усугубляя невроз. В 1909 он начинает вести свой дневник, который к 1924 году будет состоять из 13 толстых тетрадей большого формата. Он так и не обзавёлся семьёй, хотя всю жизнь страстно о ней мечтал. Всю жизнь он мечтал иметь ребёнка, поскольку считал, вслед за Наполеоном, что страшно умереть бездетным. Он не смог быть рядом с женщиной, которую по-настоящему любил, Миленой Есенской. Она будем первым переводчиком его книг. Милена понимала его, любила, но была замужем. Она не хотела умирать, она не хотела в бездну, куда он вольно или невольно тянул её, — быть может, этим и объясняется её отказ воссоединиться с ним навсегда? Он, совершенно не способный к какой бы то ни было борьбе, отступал перед малейшими препятствиями, она – сопротивлялась. Именно за участие в чешском сопротивлении была упрятана в немецкий концлагерь, где и погибла в 1944 году.

В 1917 году у него проявилась болезнь, и жизнь отныне для него принимает новое течение. В 31 год ему впервые предстоит покинуть столь ненавистный семейный очаг. Однако уход не принёс ему освобождения. Только творчество спасает его от страхов. Болезнь всё чаще приковывает его к постели. Страдания его становятся невыносимыми. Известны его слова, обращённые к врачу: «Доктор, дайте мне смерть, иначе вы убийца». Он умер 3 июня 1924 года и похоронен на еврейском Страшницком кладбище в Праге. Несколько лет спустя рядом с ним окажутся мать и отец.

В литературном мире уход Кафки прошёл незамеченным, к тому времени была опубликована незначительная часть всего написанного. Единственным откликом был некролог, который опубликовала Милена в пражской газете. «Он был застенчив, нежен и добр, но написанные им книги жестоки и болезненны. Он видел мир, наполненный незримыми демонами, рвущими и уничтожающими беззащитного человека… Он был художником и человеком со столь чуткой совестью, что слышал даже там, где глухие ошибочно считали себя в безопасности».

Не прошло и года, как Макс Брод опубликовал «Процесс» (незавершённый роман) и вручил, таким образом, имя Кафки последующим поколениям. Всем известно, что, поступая так, он нарушил настоятельную волю автора, заключающуюся в требовании сжечь после смерти все его рукописи. Но рукописи, не горят, и «Процесс», как известно, оказался первым шагом на пути посмертного издания произведений писателя, и вскоре опубликуют всё, даже самое личное и тайное. Так хотел 20 век. Макс Брод предпочёл литературу почитанию. Но кто сегодня захотел бы упрекнуть его за это? Жизнь Кафки, полная лишений и тревог, на первый взгляд кажется обыденной. Но если посмотреть поглубже, то поймёшь, что не было жизни более романтической и более несчастной. Милена скажет о нём слова простые, но самые пронзительные: »Удивительны его книги. Сам он ещё удивительней. Конечно, мы-то как будто приспособлены к жизни, но это лишь потому, что нам однажды удалось найти спасение во лжи, слепоте, в воодушевлении, в оптимизме, в непоколебимости убеждения, в пессимизме – в чём угодно. А он никогда не искал спасительного убежища, ни в чём. Он абсолютно не способен солгать, как не способен напиться. У него нигде нет прибежища, приюта. Он голый среди одетых».

Теперь наследство писателя состоит из 10-ти объёмистых томов: это три незавершённых романа – «Америка»(1916), «Процесс» (1918), «Замок» (1922); новеллы, притчи, афоризмы, «Дневники»(1910-1923), письма 1902-1924.

Кафка- модернист по своему мировосприятию и художественному методу, хотя он хорошо знал и любил классику: Гёте, Флобера, Т.Манна, Гоголя, Толстого, Чехова, Достоевского. Из философов ему был близок С.Кьеркегор, предшественник экзистенциалистов.

Его трудно связать с каким-то определённым модернистским течением. Он сам создал модернистское явление – кафкианство. Он сам был пророком. Что же он предсказал?


5.

Поделимся впечатлениями о новелле и разберёмся в прочитанном.

— Как читалось произведение? (Заранее попросила ребят записать свои мысли и чувства о новелле) Чтение работ (2 минуты)

— Обозначим жанровые особенности новеллы (краткость повествования, концентрация действия, эмоциональная насыщенность)

— Что необычного в новелле? Можно ли её назвать фантастикой? (Нет, иной язык, иная художественная задача)

-Приведите аналогии гротесковой фантасмагории в русской литературе? (Гоголь, Щедрин, Булгаков)

-«Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое» В чём художественная особенность завязки новеллы? (Без разбега, с первой фразы принять кошмарные условия игры, сконцентрировать внимание)

-Чьими глазами мы смотрим на происходящие события? Каков характер главного героя? Кто такой Грегор Замза, что мы о нём узнаём? ( Грегор Замза –маленький человек, мелкий служащий, коммивояжёр. Главное – беззащитен, слаб, неагрессивен.)

-По тексту находим описание Грегора, как он сам объясняет своё превращение?

( Сначала подумал, что всё происходит во сне, но окружающая реальность была слишком явственна. Грегор объясняет всё тяготами своей жизни.)

— В чём трагизм ситуации? ( Трагизм усиливается тем, что, превратившись в насекомое, Грегор по своему самосознанию остаётся человеком. Он думает о том, как успокоить разволновавшееся семейство, оправдаться перед господином управляющим, поспеть на поезд. Человек, превращённый в нечто нечеловеческое, оставлен в прежней своей среде. И герой этим не удивлён, он принимает это как данность, пытаясь противостоять и приспособиться. Правдоподобие деталей, эпизодов, ясный, точный язык в сочетании с фантасмагоричностью образа главного героя – создают ощущение страха, бессмысленности жизни).

— Что мы узнаём о семье Грегора? ( Грегор самоотверженно работал, содержал своих родителей, копил деньги, чтобы выплатить их долг)

— Как относятся родные и близкие к нему после превращения? (Когда он стал беспомощным и ненужным, они стыдились его, избегали. Только сестра заботилась о нём, старалась смягчить создавшееся положение, но, как пишет Кафка, «Сестра, при всём своём мужестве была только ребёнком и в конечном итоге, наверно, только по детскому легкомыслию взяла на себя такую обузу»)

Свежие документы:  Контрольная работа по Литературе по лирике А. Блока, 11 класс

-Назовите кульминационную сцену, обоснуйте ответ.

— Перечтём самый драматичный фрагмент новеллы. Вслушаемся, вглядимся (Читаем от слов «Именно в тот вечер…» и до слов «Если бы он понимал нас…)

— В чём необычность развязки? (Их две, событийно и эмоционально контрастны)

-Какую роль в повествовании играют странные молчаливые жильцы, поселившиеся в свободной комнате? (Символ неизбежности судьбы, рока)

— Родные встречают его смерть с явным облегчением. В начале произведения- панцирно-твёрдая спина Грегора, в конце — сестра выпрямила своё молодое тело) Перед нами метафора, широкая, многозначная. ( 30 мин.)


6. Далее делю класс на три группы и предлагаю разные варианты прочтения произведения. Даю детям 5 минут на то, чтобы они выбрали, чья точка зрения им ближе и почему. Далее слушаем выступления каждой группы. (Всего 8 минут)


а) «Превращение обнажает его (Замзы) потаённые желания. Он хочет сбросить социальные путы и восстаёт против порабощающих его властей — власти работодателя и власти отца, то есть это попытка сопротивления». Критик Х.Мюллер


б) «Он, (Кафка) постоянно ощущал свою вину перед семьёй – перед отцом прежде всего; ему казалось, что он не соответствует тем надеждам, которые отец, владелец небольшой торговой фирмы, возлагал на него, желая видеть сына преуспевающим юристом и достойным продолжателем семейного дела. «Превращение» — метафора этого комплекса вины перед семьёй и отцом. Грегор – жалкое, бесполезно разросшееся насекомое, позор и мука для семьи, которая не знает, что с ним делать» . Критик А.В.Карельский


в) «Судя по описанию, это не жук, у большинства жуков есть крылья. Грегор Замза превращается в символ нереализованных возможностей – ему надо было расправить крылья и вылететь на свободу из душной и тесной комнаты». Владимир Набоков


г) «Превратив послушного сына и исполнительного служащего в насекомое, но оставив его в семейном кругу, Кафка создал осязаемый образ человеческого отчуждения, трагического и безысходного одиночества» Критик Д.Затонский


— После обсуждения делаем вывод, что трудно выбрать одну точку зрения. Метафора широкая, многозначная, полагающая множество истолкований. Если нет у иносказания устойчивости – это символ, наделённый огромным количеством значений. Превращение Грегора — это символ чего? (Отчуждённости, бессмысленности жизни, страха, одиночества.) Кто виновен в происходящем? Кто виноват в том, что от сына отвернулись любящая мать, любимая нежно сестра, отец? Слабый человек и враждебный ему мир. Человек и судьба, непредсказуемая и беспощадная. Даже семья, по Кафке, не убежище от страха и ударов враждебных человеку сил. Человек один на один с судьбой — что ждёт его? Как выстоять? В чём спасение?


— Анализирует ли Кафка, почему это произошло? (Нет) Выписывает ли чётко характеры родителей, отца и матери? Видим ли мы особенности их характера? (Нет). Перед нами человек вообще. Эта ситуация может случиться с каждым. Кафка не анализирует, не исследует жизненные явления, а лишь воплощает, предостерегает.

-Видим ли мы авторскую оценку происходящего? (Нет, автор присутствует опосредованно). Поэтому новелла имеет притчевое начало. Притча – древнейший литературный жанр, рассказ с назиданием. В притче персонажи обычно обезличены, очерчены схематично, лишены характеров. Это «человек вообще». Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображён, а в том, какой он сделал этический выбор.

Иносказательная притча отличается многозначностью образа и многоступенчатостью его развития. Автор же присутствует опосредованно. Современная романная парабола – синтезирует реальное начало (исследование жизненных явлений) и притчевое (не анализирует, а констатирует). Кафка исследует отчуждение, предостерегает человека.

Популярность пришла к Кафке после смерти. После второй мировой войны сложился настоящий культ писателя в Европе, и в Америке, чему способствовала послевоенная реальность, проникнутая духом автоматизации и бюрократизма, отчуждённости. В России в 1965 появляется однотомник Кафки и сразу же становится редкостью. До середины 80 он не переиздаётся и сразу же становится редкостью. Теперь и для нас он стал пророком. Обращаемся снова к эпиграфу. Спрашиваю у ребят, какие слова закрыты? (Сдвиг восприятия, отчуждение, одиночество, ощущение преследования). Действительно, изображение отчуждения – страшной болезни, которая поразила человека и общество, — главная тема новеллы и всего творчества писателя.

Мы увидели в новелле метафорическую деформацию действительности. Сама новелла — развёрнутая метафора (открываю на доске закрытое определение экспрессионизма); и автоматическое письмо, поток сознания Грегора, его сновидения и сны ( открываю определение сюрреализма); и мотив отчуждения, ощущения бесцельности, бессмысленности жизни ( определение экзистенциализма) Так что творчество писателя трудно отнести к какому-нибудь определённому направлению – это особый мир – кафкианство. Творчество Кафки предвосхитило многие черты в творчестве Альбера Камю, Сартра. Он оказывает влияние на последующую литературу – Носсака, Г.Грасса, Г.Бёлля. А в литературе 20 века появляются романы-притчи: Кобо Абэ «Женщина в песках», Голдинга «Повелитель мух».

7. К уроку просила ребят подготовить на листках нарисованную обложку к произведению. Смотрим обложки, спрашиваю у ребят, изменился ли их взгляд на произведение после анализа, изменили бы они что-нибудь в своём проекте? ( 5 минут)

8. Домашнее задание: Франц Кафка задавался вопросом: «Как выстоять человеку? В чём его спасение?» Попробуем поразмышлять над этим, воплотившись в героев Кафки. Предлагаю начатый, но не законченный рассказ Франца Кафки. Завершите его в традициях писателя. Даю текст в качестве домашнего задания, а полученные варианты неокафкианского текста обсудим в классе.



Страховой агент господин М.В. собирается надолго уехать по делам в Богемию и должен оставить молодую жену одну в их доме километрах в ста от Праги. Ему очень жаль покидать её, потому что он женился совсем недавно и очень её любит, но обязанности и интересы дела принуждают его к этому. Поездка должна была продлиться шесть недель, но по разным причинам – о которых Кафка ничего не говорит – господину М.В. пришлось пробыть вдали от дома два месяца. Наконец наступает столь желанный день возвращения: он уже под вечер выходит на ближайшей к дому станции, там его ждёт вызванная телеграммой коляска. Господин М.В. удачно завершил дела, он счастлив, но больше всего его радует мысль, что после стольких дней он снова обнимет свою дорогую Марию. Наконец он входит в деревянную калитку своего сада: уже ночь, ему навстречу спешит садовник с фонарём. Он оглядывается по сторонам: ничего не изменилось, и всё кажется новым. Старый белый пёс узнаёт его и весело встречает, старая служанка, что знала его ещё ребёнком, улыбаясь, стоит на пороге, говорит ему «Добро пожаловать», помогает снять толстый дорожный плащ.

Свежие документы:  Тест по драме А.Н. Островского «Гроза»

«Ничего нового?» — «Ничего нового, сударь». – «А барыня?» — «Вот она, спускается». Действительно, по дубовой лестнице с верхнего этажа спускается женщина, радостно приветствуя господина М.В. Но тот, едва женщина приблизилась, вздрагивает от изумления и, вместо того чтобы обнять её, пятится назад, не говоря ни слова. Эта молодая красивая дама, одетая в бархат, — не его Мария, не его жена! У Марии чёрные, как у южанки, волосы, а эта – пепельная блондинка. Мария среднего роста, кругленькая, эта – высокая, стройная, худая. Глаза тоже совершенно другие: у неизвестной, которая тянется его обнять, они светло-голубые, почти серые, у Марии же глаза тёмные и блестящие, как у креолки.

Однако же эта дама ласково называет его по имени, расспрашивает о поездке и о здоровье, хватает М.В. за руку, тянет его к себе и целует горячими губами в обе щёки. Путешественник не в силах вымолвить ни слова; ему кажется, что он, вместо того чтобы войти в свой собственный дом, вошёл в мир снов, и нужно, чтобы его кто-нибудь разбудил. Но всё, кроме новой женщины, нормально. Дом – тот же самый, и мебель – та же, которую он оставил; садовник, внеся чемоданы, ждёт указаний хозяйки, служанка ведёт себя с неизвестной, как если бы перед ней была госпожа Мария, и даже пёс с лаем носится вокруг неё, как он это делал обычно. Да что же случилось? Почему никто, кроме него, не замечает, что эта женщина – не его Мария? В полном молчании господин М.В. поднялся за незнакомкой по лестнице в спальню. Там тоже ничего не изменилось. Туалетный столик Марии был тот же самый, с теми же флаконами и прочими хорошо ему известными предметами; халаты Марии висели на том же самом месте; фотография его самого, М.В., стояла всё там же, на ночном столике. Новая Мария воспользовалась его замешательством, чтобы обнять и поцеловать его в губы; он почувствовал, что, хотя тело было другим, духи остались те же самые, хорошо ему знакомые – терпкие и экзотические.

«Ты устал? — спросила женщина. – Хочешь отдохнуть немного перед ужином? Мне кажется, ты так изменился, стал такой странный…Почему ты так холоден со мной? Я тебя столько ждала! Что стряслось? Тебе нехорошо? Хочешь своего любимого ликёра? Я всё время держала здесь бутылку, чтобы, когда ты вернёшься…»

«Ничего не нужно, — сказал наконец господин М.В. – Я хотел бы немного отдохнуть и собраться с мыслями. Я пока ничего не понимаю. Дайте мне немного побыть одному».

«Как хочешь, — ласково ответила женщина. – Я спущусь на кухню, посмотрю, как там ужин. Я велела приготовить твои любимые блюда!»

Она сжала ему руку, улыбнулась и вышла. Господин М.В., как был одетый, рухнул на кровать, потому что чувствовал, что вот-вот упадёт в обморок. Он был абсолютно не в состоянии что-нибудь понять в неслыханном приключении, которое его настигло. Он был ошеломлён, он не мог найти никакого вразумительного объяснения. Да что же случилось? Сам ли он за эти два месяца отсутствия изменился до такой степени, что перестал узнавать свою любимую жену? Или Мария в эти недели мало-помалу, так, что никто вокруг ничего не заметил, сделалось совершенно другой? Или же – предположение ещё более нелепое и страшное – настоящая Мария была насильно удалена, может быть, убита при пособничестве слуг, и другая женщина – женщина, которую он никогда раньше не видел, но которая, его любила, — заняла её место?

Эти предположения казались ему одинаково бессмысленными, и он постарался выбросить их из головы. Но, сколько бы он ни фантазировал, ему не удалось найти других объяснений, более подходящих и естественных. Господин М.В. вовсе не был романтиком и не питал никаких симпатий к рассказам Гофмана и Эдгара По. Здравый смысл в нём наконец взял верх. Он решил не поднимать паники и приспособиться, по крайней мере внешне, к такой невероятной ситуации. Он будет притворяться, что эта неизвестная женщина – действительно его Мария. Может быть, со временем, внимательно наблюдая, ему удастся добраться до истины. Такое решение немного его успокоило, но не уняло сумятицы в мыслях. Когда лже-Мария снова вошла в комнату, у господина М.В. вдруг мелькнула новая надежда, и он вскочил с кровати: в полумраке ему показалось, что это она – та, которую он оставил, но только на мгновение: это была неизвестная, посторонняя.

Ему удалось овладеть собой и взять её под руку. С изумлением он обнаружил, что эта рука, тёплая под лёгким рукавом, напоминала руку Марии, и он почти ощутил угрызения совести. Новая жена казалась ласковой, заботливой, весёлой, элегантной, как первая. Опыт, который он собирался проделать, казался ему теперь не таким трудным, не таким пугающим. Они вместе спустились к ужину…



Список использованной литературы:

1.Текст новеллы взят из книги: Кафка. Ф. Замок: Роман; Новеллы и притчи; Письмо отцу; Письма Милене. – М.:Политиздат, 1991.

2. Кафка Ф. Из дневников. Письмо отцу. – М.: Известия, 1988

3.Павел Воронков. Франц Кафка. Ресурсы Интернета.

4. Лекции по зарубежной литературе В.А.Пестерева, профессора ВолГУ.

5. К.А.Субботина. Зарубежная литература. Материалы к урокам в 11 классе. Волгорад: Учитель, 2004







У него дар пророка… Ни одному писателю не довелось дать столь глубокий анализ страхов и неврозов 20 века как Францу Кафке: сдвиг восприятия, отчуждение, одиночество и ощущение преследования.

Д.Берт

Сюрреализм –модернистское течение 20-х годов, которое стремилось при помощи автоматического письма зафиксировать поток подсознания, отразить подсознательную жизнь человека, записать его сновидения и грёзы.

Экспрессионизм- направление в западноевропейском искусстве первой трети 20 века. Для него характерны броскость, гротескные образы, метафорическая деформация действительности, обострённость восприятия жизни.

Экзистенциализм- разновидность субъективного идеализма в культуре, философии и литературе 20 века. Предмет изображения – внутренняя жизнь человека; мотивы отчуждения,

ощущения бесцельности, бессмысленности жизни.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: