Конспект урока по Литературе «Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых» 7 класс


Урок литературы в 7 классе. «Л.Н.Толстой. «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых»

Цель:

— развивать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания;

— развивать культуру устной речи, умение выразительного чтения;

— расширить знания учеников о биографии Л.Н.Толстого, познакомить с особенностями его творческого метода;

— помочь учащимся задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми.

Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа по вопросам, выразительное чтение, проблемные задания, повторение изученного, словарная работа, демонстрация фотографий и репродукций.

Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстративная, поисковая.

Вид деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Учебно-познавательная компетенция

Базовый уровень: знать основные этапы жизни Толстого, особенности его творческого метода, уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему, уметь характеризовать героев, выявлять средства характеристики персонажа, видеть приём «диалектики души» в изображении героя (продуктивный (коммуникативная функция) (личностное саморазвитие) и исследовательский (личностное саморазвитие).

Продвинутый уровень: уметь анализировать эпизод, уметь давать сравнительную характеристику писателя и его героя (исследовательский)

Информационная компетенция: поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации, свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики, владение навыками создания собственного текста

Оборудование урока: репродукции портретов и фотографии Л.Н.Толстого и его родных, фотографии усадьбы-музея «Ясная Поляна», различные издания книг Л.Толстого, презентации с использованием интерактивной доски.

На доске эпиграфы урока:

Раннее детство – то период, в котором всё освещено таким милым утренним светом, в котором все хороши, всех любишь, потому что сам хорош и тебя любят.

Л.Н.Толстой. «Детство»

Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?

Л.Н.Толстой. «Детство»

Ход урока:

1. Беседа

— Какие произведения Л.Толстого вы читали?

— Какие герои этого писателя вам нравятся?

— Какие мысли героев Толстого вас затронули?

2. Вступительное слово учителя:

— Когда слышишь имя Льва Николаевича Толстого, вновь и вновь невольно повторяешь про себя слова великого писателя из его автобиографической повести «Детство»: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Мне, кажется, вы с завистью смотрите на беззаботных малышей и понимаете, что невозможно с ним не согласиться.

Как же тонко чувствовал классик русской литературы, глубоко проникаясь состоянием детской души! Детство – это замечательная пора для каждого человека, только не каждый может без стеснения об этом сказать. Понимание того, что переживает человек в детстве, заставило яснополянского графа подарить крестьянским ребятишкам возможность открыть для себя огромный мир, поэтому он создает в своем имении школу и учит детей по «Азбуке», написанной им самим.

3. Учащийся: «Детство» появилось в журнале «Современник» в сентябре 1852 года (автору было всего лишь 24 года, но многие увидели в нём «прекрасную надежду русской литературы) под изменённым заглавием «История моего детства» и за подписью инициалами: Л.Н. Заглавие, данное редакцией без ведома Толстого, ему не понравилось. Он посчитал его противоречащим «мысли сочинения». Автор настаивал на мысли о типичности изображённых им лиц, жизненно-бытовых обстоятельств и детской психологии. Несомненно, повесть основана на жизненном опыте самого Толстого, в ней постоянно присутствует сам писатель, его переживания, его мысли, его личность. И в то же время своё перемешано с материалом чужих жизней, в частности жизни знакомой ему семьи Исленьевых – сверстников его детства. Повзрослевший и возмужавший Николенька рассказывает о своём раннем детстве с тем чувством умиления, близкого к восторгу, которое постоянно присутствует также во всех воспоминаниях писателя о своих детских годах.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Краткие сведения об И.С.Тургеневе. Общая характеристика книги «Записки охотника». Духовный облик рассказчика – героя «Записок охотника»" 7 класс

4. Учитель: Жизнь героя «Детства» изображена как история формирования сложного человеческого характера, становления и вызревания яркой индивидуальности, неповторимо самобытной личности. Николенька предстаёт в непрестанном внутреннем движении, развитии, росте. Это динамичный образ непрерывно растущего человека, «диалектика души», как называют творческий метод писателя.

Многие читатели поражены такой прозорливостью гения Толстого, его трепетным отношением к миру детства, гуманизму, доброте. Сам автор не имеет соперника в упорном труде над своими произведениями: «Выразить словами то, что понимаешь, так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам, — дело самое трудное, и всегда чувствуешь, что далеко, далеко не достиг того, что должно и можно». Так говорит человек, целенаправленно шедший по пути самопознания, анализа своих поступков. Верится с трудом, что яснополянский граф фиксировал в дневнике свои недостатки, упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечётком писании, невоздержанности, необдуманности. Скажите, ребята, а свойственны ли вам подобные недостатки?

Всю свою жизнь великий писатель Лев Николаевич Толстой стремился к самосовершенствованию, самовоспитанию, стремился быть нужным, полезным людям, делать добро, отличая его от зла, различать правду и ложь. Эти стремления были заложены в нём с самого детства родителями.

Каким человеком ты станешь? Какие черты характера будут преобладающими у тебя? Ответы на эти вопросы, по мнению Толстого, закладываются в детстве каждого из нас. Для автора это самая важная пора, вот почему он обращается к теме детства. Каким же было детство самого будущего писателя? Какими были его родители?

5. Сообщения учащихся с показом презентации – фото Ясной Поляны, самого писателя и родных Льва Толстого:

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне в старинной, родовитой дворянско-аристократической семье. По рождению Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати России. Он провёл детство и отроческие годы в имении своих родителей в условиях привольной барской жизни, но рос и воспитывался в особой нравственной и бытовой атмосфере, для большинства дворянских семей не характерной.

На духовное формирование будущего писателя наиболее сильное влияние в детстве оказала мать, точнее воображаемый её образ. Толстой не помнил своей матери, ведь она умерла, когда ему было только два года отроду, и он никогда не мог её представить как реальное физическое существо. Но духовный её облик, поэтичный и явно идеализированный, ярко и живо сложился в представлении мальчика и на всю жизнь сохранился в его душе. В часто повторявшихся рассказах родных и знакомых Лёва никогда не слышал о матери плохого слова – напротив, все говорили о её доброте, чуткости, выражали свою любовь к ней за её справедливое отношение ко всем в доме. Из оставшихся после смерти матери писем и записных тетрадей Толстой имел основание заключить, что она была умна, хорошо образована, начитанна, знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, хорошо играла на фортепьяно, обладала некоторым художественным талантом. Возможно, пример матери подтолкнул Льва Николаевича Толстого писать собственный дневник.

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Проблема "Отцов и детей""

Находясь на Кавказе, молодой офицер создает автобиографическую повесть «Детство», основой для которой стали многие записи дневника. Главный герой – Николенька Иртеньев – очень похож на Толстого.

6. Словарная работа:

В кратком словаре литературоведческих терминов своего учебника найдите определение данного жанра: Автобиография (от греч. autos – сам, bios — жизнь, grapho — пишу) – литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография – попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни жизнь как единое целое.

7. Комментированное чтение эпизодов главы повести «Maman»:

— В чём особенность повествования в произведении Л.Толстого «Детство»? Как вы думаете, зачем автор использует этот приём?

— Какой мы видим мать Николеньки в главе «Maman»?

— Когда её лицо становилось лучше? Замечали ли вы, как улыбка меняет лицо человека?

— Можно ли понять, каким было настроение матери героя в этом эпизоде? По каким признакам? Почувствовал ли это Николенька?

— Как Николенька реагирует на настроение матери? Почему, заметив её печаль, мальчик не задумывается над этим?

8. Учащийся: «…Всё, что я знаю о ней, всё прекрасно», — вспоминал Лев Толстой много лет спустя о своей матери. Как позднее писатель скажет устами своего биографического героя, покойная мать рисовалась его воображению олицетворением «всякого совершенства», казалась не только идеалом заботливой и любящей матери, но и вообще «святым идеалом женщины». Даже в глубокой старости Толстой не мог без слёз умиления вспоминать о матери, а в дневнике за 1906 год записал: «Да, она высшее моё представление о чистой любви, но не холодной, божеской, а земной, тёплой, материнской».

— Что, на ваш взгляд, делает матушку Николеньки похожей на Марию Николаевну Толстую?

9.Учащийся: Лев Николаевич Толстой очень любил своего отца, который представлялся ему человеком добрым и мягкосердечным. Николай Ильич был со всеми учтив и ласков, но ни перед кем никогда не унижался, часто бывал насмешлив и всегда умел сохранять чувство собственного достоинства. В умственном, духовном развитии он стоял на «уровне образованья людей своего времени». Любил книги, имел довольно значительную библиотеку. Ещё юношей отец писателя вступил корнетом в казачий полк, участвовал в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе. После семи лет военной службы он вышел в отставку в чине подполковника. О минувшей войне Николай Ильич любил весело и живо рассказывать детям. Вероятно, именно отец был первым, кто пробудил в мальчике «воинственную поэзию», заронил в его душу мечты о воинских подвигах и боевой славе.

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Тема добра и зла в романе "Мастер и Маргарита""

В январе 1837 года семейство Толстых отправилось в Москву: пришла пора готовить старшего сына к поступлению в университет. В сознании Льва Николаевича эти перемены совпали с трагическим событием: 21 июня 1832 года скоропостижно скончался в Туле уехавший туда по личным делам отец. Девятилетний Лёвушка впервые испытал чувство ужаса перед загадкою жизни и смерти. Мальчик не хоронил отца и долго не мог поверить, что его нет. Детское ощущение непоправимой утраты вскоре переросло в чувство надежды и неверия в смерть. Навсегда облик отца остался в сердце Льва Николаевича Толстого.

10. Комментированное чтение эпизодов главы повести «Что за человек мой отец?»:

— Каким предстаёт отец Николеньки на страницах повести? Какие слова помогают нам определить отношение мальчика к отцу?

— Как вы считаете, от чьего лица мы узнаём о характере отца: от лица взрослого человека, вспоминающего своё детство, или от лица Николеньки Иртеньева?

— На какие черты характера своего отца обращает наше внимание главный герой (отношения его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)? Какие из них вам кажутся определяющими?

— Какое значение имеет название главы?

— Что общего, по вашему мнению, между отцом Николеньки и Николаем Ильичом Толстым?

— Какова атмосфера в семье Николеньки? Как мы можем это понять? Благодаря кому, по-вашему, сложилась такая обстановка?

— Можете ли вы сказать, что у вас дома тоже такая атмосфера? Всегда ли вас понимают дома? Чувствуете ли вы изменения в настроении родителей? Как это проявляется?

— Как вы понимаете слова эпиграфов к уроку? Чем они близки вам? Возникает ли у вас когда-либо такое чувство?

11. Заключительное слово учителя. Лев Николаевич Толстой задумал книгу о разных эпохах в жизни человека. Первой частью стала повесть «Детство». Затем появились «Отрочество» и «Юность». Трилогия имела шумный успех. Тема детства, «диалектика души» ребёнка увлекла читателей, а другие писатели позднее смогли раскрыть новые грани этой темы: Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», М.Горький «Детство», А.К.Толстой «Детство Никиты».

Многие современники говорили о том, что повесть Толстого психологическая. Для автора на первый план выходят не внешние события, а внутреннее состояние героя. Мы видим, как в мальчике борются противоречивые чувства. Наблюдая за собой, стремясь понять себя, он учится понимать и других, вдумчиво познаёт окружающих. Автор не смог бы так ярко представить нам состояние ребёнка, не сохранив в душе «детскость». Способствовала этому и игра детства, придуманная старшим братом Николаем, в «муравейных братьев», ведь так хотелось разгадать «тайну о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы». Всю жизнь Лев Николаевич Толстой шёл очень трудным путём самосовершенствования, на котором «чтобы жить честно, нужно рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

12. Домашнее задание: прочитать статью о Толстом, оставшиеся главы в учебнике, приготовить рассказ об одном из героев.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: