Конспект урока по Литературе «Мастер у истоков бессмертия… Булгаков о судьбе России» ( Урок по поэме «Похождения Чичикова») 11 класс




Муниципальное общеобразовательное учреждение Вербилковская средняя общеобразовательная школа








Тема урока:

«Мастер у истоков бессмертия…

Булгаков о судьбе России».

( Урок по поэме «Похождения Чичикова»).


















Учитель: Каверина Татьяна Александровна

2009 – 2010 учебный год




Цели урока:


— проанализировать произведение относительно трёх эпох: гоголевской, булгаковской и современной;

— формировать чувство патриотизма и ответственности за происходящее в родной стране на примере художественной литературы;

— развивать интеллект, мышление, память и внимание, а также познавательные умения учащихся.


Задачи урока:


— организовать работу учащихся по заданной теме;

— активизировать познавательную деятельность при анализе текста, учить анализу произведения;

— развивать способности устной речи, общения;

— учить обретать опыт творческой деятельности.


Оформление урока:


— портреты Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова;

— эпиграфы к уроку, высказывания писателей;

— презентации по теме урока;

— компьютер и интерактивная доска.












Конспект урока.



Эпиграфы:

«Общество тогда только поправится, когда всякий частный человек займётся собою и будет жить как христианин…, стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Всё придёт тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы, законные всему. И человечество двинется вперёд».

Н. В. Гоголь. Из «Духовного завещания».


«Что поражает в нём (в Булгакове) прежде всего – это острый, как лезвие, ум… Он не только боролся с пошлостью, лицемерием, жадностью и другими человеческими пороками, — он хотел сделать людей лучше».

А. П. Гшесинский, друг писателя.




I

Вступительное слово учителя (о Булгакове и о Гоголе, о произведении…).


— Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости нашего урока! Сегодня мы говорим о великих наших предшественниках: о Николае Васильевиче Гоголе и Михаиле Афанасьевиче Булгакове, о двух произведениях, прочно вошедших не только в число самых лучших творений русской литературы, но и в мировую художественную классику. Это поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и поэма М. А. Булгакова «Похождения Чичикова».

Тема нашего урока озвучена, как «Мастер у истоков бессмертия… Булгаков о судьбе России ( по поэме «Похождения Чичикова»)».

В десятом классе мы подробно изучили и проанализировали «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, а в настоящее время прочитали «Похождения Чичикова»

М. А. Булгакова.

Итак, Н. В.Гоголь и М. А. Булгаков!

Михаил Афанасьевич Булгаков сознавал себя учеником и наследником великого предшественника, Николая Васильевича Гоголя. Он с девяти лет зачитывался Гоголем, восхищался его произведениями, преклонялся перед талантом. В воспоминаниях В. Лёвшина о М. Булгакове читаем: «Разговор за столом чаще всего о литературе. Помню, как я удивился, когда узнал, что писатель номер один для Булгакова – не Достоевский, не Шекспир, а Гоголь: «Гоголь – это Гоголь! Будьте благонадёжны!»».

Гоголевские герои, мотивы стали частью жизни Булгакова, а затем шагнули в его художественный мир и прочно обосновались там.


II

Повторение.


Тема и замысел поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» — показ облика приспособленца и изгнание чужака из России особенно интересовали М. А. Булгакова. Давайте вспомним характеристики основных персонажей этого гениального произведения.


Характеристика персонажей поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» (коротко, презентации учащихся…).


— Художественный и исторический смысл поэмы «Мёртвые души» неизмеримо шире и глубже темы: любимому детищу Гоголя тесно в одёжках, задуманных автором-отцом. Да и фигура самого Чичикова не умещается в эти рамки: кроме общеродовых примет она несёт черты своего времени и обладает качествами, каких просто не могло быть у предшественников. Литературные негодяи, как и их реальные прототипы, способны к развитию в благоприятных условиях, к саморазвитию. Если бы они были лишь карикатурами, плоскими изображениями дурных черт и пороков, не было бы так страшно. Чичиков живуч и многообразен, он не пропадает в несчастье: перевернувшись, он начинает приспосабливаться заново. А ещё Чичиков может путешествовать во времени. Этого великий Гоголь предвидеть не мог…


III

Анализ поэмы М. А. Булгакова «Похождения Чичикова».


— 24 сентября 1922 года в берлинской газете «Накануне», в её литературном приложении, опубликовано небольшое произведение М. А. Булгакова «Похождения Чичикова».

Сам Булгаков обозначил жанр своего произведения как «поэму в 10-ти пунктах с прологом и эпилогом».

«Похождения Чичикова» — яркое оригинальное творение писателя, открывающее одну из граней его богатой творческой личности, показывающее роль Гоголя в формировании художественного мира Булгакова, его творческого мировоззрения.

В поэме употреблён характерный подзаголовок – «поэма», указывающий на присутствие двух начал, лирического и эпического. Автор, кажется, намеренно придерживается классического образца – «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя. То же художественное место: город, гостиница. Сохранён гоголевский стиль описания гостиницы: «Всё решительно в ней было по-прежнему: из щелей выглядывали тараканы, и даже из как будто больше сделалось…». Те же персонажи, привычные нам, с теми же характеристиками.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Минувшее проходит предо мною…» (образ Ивана Грозного и эпоха его царствования в русской литературе)

Гоголь так же присутствует в сюжете.

И вместе с тем «Похождения Чичикова» — это оригинальное произведение.


О времени поэмы «Похождения Чичикова».


— Художественное время произведения Булгакова – 100 лет после рождения «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя. Это начало 20-х годов.

Москва.

Нэп.

Торговый «ренессанс».

Оживление среди предпринимателей самого разного рода и свойства. Новая экономическая ситуация не только не позволила быстро изменить обстановку к лучшему, но и, особенно на первых порах, вызвала к жизни дурное, породила хищников, которые ринулись во всякие спекуляции.

По мнению Булгакова, это было подходящее поле деятельности для типов вроде Чичикова и других гоголевских персонажей, которых он и перенёс в непривычную историческую обстановку из XIX века. И ничего – приспособились, да ещё как!

Тем самым, соль поэмы «Похождения Чичикова» — в прямом переносе гоголевских героев в условия нового бюрократического общества и особого в канцелярско-мещанский советский быт.


Поэма имеет эпиграф:


— Держи! Держи, дурак! – кричал Чичиков Селифану.

— Вот я тебя палашом! – кричал скакавший навстречу фельдъегерь, с усами в аршин. – Не видишь, леший дери твою душу, казённый экипаж.


Как можно объяснить смысл эпиграфа?


— Эпиграф задаёт ситуацию, продублированную и развёрнутую затем в произведении в качестве темы: на узкой дороге столкнулись лицом к лицу Мошенничество, Казнокрадство, Воровство и Власть.


Давайте посмотрим, сможет ли новая власть, неокрепшая, неопытная, противостоять дьявольскому хороводу чичиковых, собакевичей, ноздрёвых?


— В «Похождениях Чичикова» действие разворачивается в форме диковинного сна… Так, через характерную метафору, Булгаков трактует действительность.



Чтение Пролога.


Пролог

Диковинный сон… Будто бы в царстве теней, над входом в которое мерцает неугасимая лампада с надписью «Мёртвые души», шутник-сатана открыл двери. Зашевелилось мёртвое царство, и потянулась из него бесконечная вереница.

Манилов в шубе, на больших медведях, Ноздрёв в чужом экипаже, Держиморда на пожарной трубе, Селифан, Петрушка, Фетинья…

А самым последним тронулся он – Павел Иванович Чичиков в знаменитой своей бричке.

И двинулась вся ватага на Советскую Русь, и произошли в ней тогда изумительные происшествия. А какие – тому следуют пункты…


Вспомним, какая «бесконечная вереница» двинулась на Советскую Русь, кто эти люди?


— Персонажи произведений Н. В. Гоголя: Чичиков, Собакевич, Ноздрев, Коробочка….


Что это за «изумительные происшествия» произошли в Советской Руси?


— Сюжет от 1-го к 5-му пункту развивается стремительно, динамично. От иронии авторской повествование стремительно развивается сначала к гротеску, а затем становится саркастическим.


Пункт I.


Вот Чичиков, пересев из брички в автомобиль, появляется в новой советской Москве.


За что Чичиков «ругательски ругает» Гоголя?


— «Испакостил, изгадил репутацию так, что некуда носа показать. Ведь, ежели узнают, что я – Чичиков, натурально, в два счёта выкинут к чёртовой матери! Да ещё хорошо, как только выкинут, а то ещё, храни Бог, на Лубянке насидишься…».


— Что изменилось за сто лет в Москве? Как Булгаков отразил приметы нового времени?


— «Всё решительно в ней было по-прежнему: из щелей выглядывали тараканы и даже их как будто больше сделалось, но были и некоторые измененьица. Так, например, вместо вывески «Гостиница» висел плакат с надписью «Общежитие № такой-то» и, само собой, грязь и гадость была такая, о которой Гоголь даже понятия не имел».

— «…дядя Лысый Пимен, который некогда держал «Акульку», а теперь открыл на Тверской кафе на русскую ногу с немецкими затеями: аршадами, бальзамами и, конечно, с проститутками».


Пункт II.


Что беспокоит Чичикова при устройстве на работу?


— У героя дрогнула рука, когда он подавал «анкетный лист в аршин длины, и на нём сто вопросов самых каверзных: откуда, да где был, да почему?» Его он в пять минут «исписал… кругом». Однако, подумал: «прочитают сейчас, что я за сокровище, и…».

— Но Чичиков устраивается на службу без проблем: его анкету никто не читал, более того, ей потеряли.


Пункт III.


— Как служилось Чичикову?


— Чичикову служилось легко, «… видит, куда ни плюнь, свой сидит».


— Кого Чичиков встретил в конторе, где пайки выдают?


— Собакевича, который вытребовал себе академический паёк.


— Как себя повёл Чичиков?


— «Чичиков лишь увидел, как Собакевич пайками орудует, моментально и сам устроился. Но, конечно, превзошёл и Собакевича. На себя получил, на несуществующую жену с ребёнком, на Селифана, на Петрушку, на того самого дядю, о котором Бетрищеву рассказывал, на старуху-мать, которой на свете не было. И всем академические. Так что продукты к нему стали возить на грузовике».

Свежие документы:  Сочинение на тему "Учитель XXI века. Каким он должен быть"


Кого встретил Чичиков, когда «двинулся в другие учреждения, получать места»?


— «Пролетая как-то раз в автомобиле по Кузнецкому, встретил Ноздрёва. Тот первым долгом сообщил, что он уже продал и цепочку и часы. И точно, ни часов, ни цепочки на нём не было. Но Ноздрёв не унывал. Рассказал, как повезло ему на лотерее, когда он выиграл полфунта постного масла, ламповое стекло и подмётки на детские ботинки, но как ему потом не повезло и он, канальство, ещё своих шестьсот миллионов доложил. Рассказал, как предложил Внешторгу поставить за границу партию настоящих кавказских кинжалов. И поставил. И заработал бы на этом тьму, если б не мерзавцы англичане, которые увидели, что на кинжалах надпись «Мастер Савелий Сибиряков», и все их забраковали. Затащил Чичикова к себе в номер и напоил изумительным, якобы из Франции полученным коньяком, в котором, однако, был слышен самогон во всей его силе. И, наконец, до того доврался, что стал уверять, что ему выдали восемьсот аршин мануфактуры, голубой автомобиль с золотом и ордер на помещении в здании с колоннами».


— О чём задумался Чичиков после встречи с Ноздрёвым?


— «…рассказы Ноздрёва навели его на мысль и самому заняться внешней торговлей».


Пункт IV.


Как показал себя Чичиков дальше?


— «… показал себя во всём блеске. Баранов в двойных тулупах водил через границу, а под тулупами брабантские кружева; бриллианты возил в колёсах, дышлах, в ушах и невесть в каких местах.

И в самом скором времени очутились у него около пятисот апельсинов капиталу».


— «Но он не унялся, а подал куда следует заявление, что желает снять в аренду некое предприятие и расписал необыкновенными красками, какие от этого государству будут выгоды.

В учреждении только рты расстегнули – выгода, действительно, выходила колоссальная. Попросили указать предприятие. Извольте. На Тверском бульваре, как раз против Страстного монастыря, перейти улицу, и называется – Пампуш на Твербуле. Послали запрос куда следует: есть ли там такая штука. Ответили: есть и всей Москве известна».


Какой капитал удалось сколотить Чичикову за короткий срок?


— Было решено «выдать ему n + 1 миллиардов».


Пункт V.


Какой характер приняла карьера Чичикова после этого?


— «Дальше же карьера Чичикова приняла головокружительный характер».


— Что он начал вытворять дальше?


— «Основал трест для выделки железа из деревянных опилок и тоже ссуду получил».


— «Вошёл пайщиком в огромный кооператив и всю Москву накормил колбасой из дохлого мяса».


— «Помещица Коробочка, услышав, что теперь в Москве «всё разрешено», пожелала недвижимость приобрести; он (Чичиков) вошёл в компанию с Замухрышкиным и Утешительным и продал ей Манеж, что против университета».


— «Взял подряд не электрификацию города, от которого в три года никуда не доскачешь, и, войдя в контакт с бывшим городничим, разметал какой-то забор, поставил вехи, чтобы было похоже на планировку, а насчёт денег, отпущенных на электрификацию, написал, что их у него отняли банды капитана Копейкина».


Что ожидает Чичикова после этих событий?


— «… по Москве вскоре загудел слух, что Чичиков – трильонщик. Учреждения начали рвать его к себе нарасхват в спецы. Уже Чичиков снял за 5 миллиардов квартиру в пять комнат, уже Чичиков обедал и ужинал в «Ампире»».

Пункт VI.


Что же произошло дальше?


Дальше мы читаем: «Но вдруг произошёл крах.

Погубил же Чичикова, как правильно предсказал Гоголь, Ноздрев, а прикончила Коробочка. Без всякого желания сделать ему пакость, а просто в пьяном виде, Ноздрёв разболтал на бегах и про деревянные опилки и о том, Чичиков снял в аренду несуществующее предприятие, и всё это заключил словами, что Чичиков жулик и что он бы его расстрелял».


— «Задумалась публика, и как искра пробежала крылатая молва».


— «А тут ещё дура Коробочка впёрлась в учреждение расспрашивать, когда ей можно будет в Манеже булочную открыть. Тщетно уверяли её, что Манеж казённое здание и что ни купить его, ни что-нибудь открывать в нём нельзя, — глупая баба ничего не понимала».


— Афёра Чичикова лопнула опять по сюжету Гоголя, с помощью Ноздрёва и Коробочки. Далее Чичиков отступает на задний план.


Кого дальше писатель выводит на всеобщее обозрение?

Свежие документы:  «Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка. Л. Пантелеев «Две лягушки»


— Теперь мы видим в центре новую власть, растерянную, беспомощную, глупую.


— Какие действия предпринимаются для выяснения личности Чичикова?


— «Начали недоумевать… Появились сплетни… Зазвенели телефоны, начались совещания… Кинулись к Ноздрёву…призвали, и он ответил по всем пунктам. После рассказов Ноздрева полнейшее уныние овладело всеми…».


— Как разрешилась ситуация?


«…неизвестно, чем бы всё это кончилось, если бы не нашёлся среди всей компании один. Правда, Гоголя он тоже, как и все, и в руки не брал, но обладал маленькой дозой здравого смысла.

Он и воскликнул:

— А знаете, кто такой Чичиков?

И когда все хором грянули:

— Кто?!

Он произнёс гробовым голосом:

— Мошенник».

Пункт VII.


Кто такой Чичиков по анкете?


— «Стали читать и обомлели.

Имя? Павел. Отчество? Иванович. Фамилия? Чичиков. Звание? Гоголевский персонаж. Чем занимался до революции? Скупкой мёртвых душ. Отношение к воинской повинности? Ни то, ни сё, ни чёрт знает что. К какой партии принадлежит? Сочувствующий (а кому – неизвестно). Был ли судим? Волнистый зигзаг. Адрес? Поворотя во двор, в третьем этаже направо, спросить в справочном бюро штаб-офицершу Подточину, а та знает.

Собственноручная подпись? Обмокни!!

Прочитали и окаменели».


— «Тут все взвыли:

— Святители угодники! Вот так гусь! А мы ему миллиарды!! Выходит, теперича, ловить его надо!

И стали ловить».


Пункт VIII.


— Каковы основные события VIII-го пункта?


— Предпринимаются действия по задержанию Чичикова?


— Начиная с VI главы, писатель использует для большей выразительности глагольные сочетания:

«…начали недоумевать — вселилось беспокойство – кинулись к Ноздреву – овладело уныние – осенило всех – кинулись искать анкету – обомлели – взвыли – стали ловить – позвонили – послали – принялись за… — прицепились – оставили в покое – пока возились – напрасно гоняли машину…».


— Что удалось писателю, на ваш взгляд, показать, используя глаголы как основное средство изображения?


— Глаголов много, но они лишены своего основного значения, действия. А иногда даже имеют прямо противоположное значение. Всё, что делала новая власть, было лишено смысла, непрофессионально, неэффектно, даже смешно.


Пункт IX.



— Каковы основные мысли IX пункта?


— «Тогда напало на всех отчаяние…»

«… перед глазами был только один непреложный факт:

— Миллионы были и исчезли…»

— «… не миновать… следственную комиссию назначить».


Пункт X.


— Кто приходит на помощь «как некий бог на машине»?


— Сам писатель, Михаил Афанасьевич Булгаков.


— Что тогда случилось?


— «Гром пошёл по пеклу…

— Вот чёрт налетел! И откуда такого достали?!

А я:

— Чичикова мне сюда!!

— Н…н…невозможно сыскать. Они скрымшись…

— Ах, скрымшись? Чудесно! Так вы сядете на его место.

— Помил…

— Молчать!!

— Сию минуточку… Сию… Повремените секундочку.

Ищут-с.

И через два мгновения нашли!».


Что попросил лирический герой за оказанную услугу?


— « — Ничего, кроме сочинений Гоголя в переплёте, каковые сочинения мной недавно проданы на толчке.

И… бац!! У меня на столе золотообрезной Гоголь!

Обрадовался я Николаю Васильевичу, который не раз утешал меня в хмурые бессонные ночи, до того, что рявкнул:

— Ура!».

— Так они встретились: учитель и ученик!

В финале на помощь пришёл писатель-патриот и победил всех врагов один, как былинный герой. Но ведь это диковинный сон. А наяву?


— «Э-хе-хе, — подумал я себе и стал одеваться, и вновь пошла передо мной по-будничному щеголять жизнь».


IV

Выводы.


— Мы видим, что в реальном мире всё осталось по-старому.

Но при этом всё-таки поэма жёстко ставит проблемы: кто способен защитить Русь, изгнать или обезвредить мошенников, казнокрадов или горе-правителей?

После прочтения поэмы «Похождения Чичикова» мы понимаем, что в финале лирический герой, победивший нечисть, как былинный Илья Муромец, один за всех, отказывается от почестей и наград, просит лишь сочинений Гоголя, что знаменательно: они объединились в этом чудесном сне, учитель и ученик, чтобы защитить Русь от врагов, чтобы будущее России было светло и прекрасно. Таков идейный замысел поэмы «Похождения Чичикова»: все патриоты государства должны объединиться, чтобы защитить будущее России.

В двадцатые годы двадцатого века «Похождения Чичикова» были запрещены в публичном выступлении. Вероятно, власти усмотрели, что острые сатирические стрелы писатель направляет на них.

А как в современном мире? Найдутся ли современные Чичиковы, Ноздревы, Собакевичи… И кто они?


V

Домашнее задание:

написать фельетон по теме: «Похождение Чичикова в Москву 21-го века».













13


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: