Конспект урока по Литературе «Поэт и мир» (философская лирика С. Есенина)


Горельцева Ирина Александровна

МОУ Самарская СОШ

учитель русского языка и литературы




ТЕМА. Поэт и мир (философская лирика С. Есенина)

ЦЕЛЬ: расширить представления учащихся об основных мотивах лирики С. Есенина, продолжить формирование навыка исследования стихотворного произведения, воспитания чувства прекрасного.

Оборудование: раздаточный материал, аудиокассеты, мультимедийное оборудование.


ХОД УРОКА


1. Вступительное слово (определение цели, задач совместно с учащимися)

Слайды 1-2. Сегодня мы с вами продолжим работу по теме «Поэт и мир», познакомимся с новым стихотворением поэта, вспомним уже известные, будем отрабатывать навык исследования стихотворного произведения. Развивать умение видеть прекрасное в обычном. Удивительное в знакомом, готовиться к сочинению. На уроке мы послушаем ещё несколько песен (романсов), созданных на стихи С. Есенина в исполнении трио «Реликт», познакомимся с репродукциями картин Мищенко, Ромадина, написанными по мотивам стихотворений С. Есенина.

Особое внимание обратите на слайд, содержащий информацию о связи поэта с Тульским краем.

На предыдущем уроке мы с вами говорили о чувстве родины у Есенина и о его пейзажной лирике и выяснили, что поэт удивительно тепло и просто, с подкупающей сердечностью пишет обо всём, что было близко и дорого. Он словно не говорил, а пел о полях, о деревьях и травах, о коровах и жеребятах так, что в восторге замирает душа. И мы видим несказанную красоту родной земли.

2. Проверка домашнего задания.

— Дома вы писали вступление к сочинению на тему «Мир природы в лирике С. Есенина (1 группа). Давайте вспомним, какие виды вступлений вы знаете.

Определите вид данного вступления:

«Природа,- утверждал М. Пришвин,- есть родина всех талантов, начиная от росинки-солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры».

А природа – это часть Родины. Общение с природой возвышает человека нравственно, воспитывает чувство прекрасного; она учит думать, мыслить образами, красками, звуками.

О край разливов грозных

И тихих вешних сил,

Здесь по заре и звёздам

Я школу проходил.

В этой школе природы Есенин был учеником прилежным и неутомимым».

(Чтение вступлений, написанных уч-ся, их анализ, определение вида)

— Помните, что с вступления начинается текст. Начало его должно быть ярким, эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению.

— При раскрытии темы природы в лирике Есенина обязательно обратите внимание на использование поэтом звукописи и цветописи.

— Следующая часть вашей работы – написание вступительной части сочинения на тему «Восприятие и истолкование стихотворения С. Есенина «О красном вечере задумалась дорога» (2группа). (Слайд 5)

Свежие документы:  Конкурсное сочинение по произведениям Леонида Соболева

(Чтение работ учащимися, анализ)

3. Работа по теме урока.

1. Какую лирику мы называем философской?

2. а) Выступает ученица.

б) Прослушивание «Не жалею, не зову, не плачу» (слайды – 7-13) в исп. Трио «Реликт»

в) Выступление ученицы (продолжение)

г ) – Подумайте, какие строки начала 6-ой главы поэмы Н. Гоголя «Мёртвые души» могли навеять Есенину тему этого стихотворения.

д) Выступление ученицы (продолжение)

е) Прослушивание «Отговорила роща золотая» (слайды 14-23) в исп. Трио «Реликт»

ё) Беседа.

— Какое впечатление произвело на вас услышанное?

— Каким чувством проникнуто стихотворение, положенное на музыку?

— Какому стихотворному жанру свойственно преобладание грустного настроения?

— Творчеству каких поэтов характерно элегическое начало?

ж) Выступление ученицы (продолжение)

4. Исследование стихотворения.

— « Только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки» — это сказал С. Есенин о Пушкине. А я вам предлагаю ещё раз погрузиться в удивительный мир есенинской поэзии, стать его исследователями. Для исследования возьмём стихотворение «Мы теперь уходим понемногу».

Послушайте чтение этого стихотворения в актёрском исполнении (слушание записи). Сонм*

— А теперь попробуйте прочитать сами (уч-ся работают с карандашом).

Слайд 24.

— Это стихотворение написано С.Есениным в 1924г., когда скончался один из самых дорогих ему людей, близкий друг – поэт Александр Ширявец.

После похорон на Ваганьковском кладбище Есенин подарит критику Богословскому фотографию, надписав на ней: «Было 5 друзей, один умер. Помяни его и меня».

Эти слова стали пророческими: следующим из жизни уйдёт Есенин.

— Подумайте, почему поэт снимает при публикации и название «Ровесникам» и посвящение «Памяти Ширяевца»

— Выделите сказуемые, которые соответствуют «я» в 3-х центральных строфах (Каких?)

— Какого времени глаголы?

— Какую роль играют эти глаголы-сказуемые?

— Обратите внимание также и на роль указательных местоимений в данных строфах: «на этом свете», «на этой земле». Какую задачу они выполняют?

— В строфах, заключающих эти 3 в своеобразный круг, выделим противопоставленные им выражения: « в ту страну, где тишь и благодать», «не цветут там чащи», « не звенит лебяжьей шеей рожь», «в той стране не будет этих нив». Как обозначена отдалённость в этих выражениях?

— В чём своеобразие композиции стихотворения?

— Какой образ в начальной строфе наделён особой горечью? (бренные, тленный, пожитки)

— Как в стихотворении создаётся образ той страны?

Свежие документы:  Реферат на тему «Тит Макций Плавт»

Вывод:

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле,-

Последняя строка трижды опровергает ту готовность уйти, которая прозвучала в начале стихотворения: «живут», «со мною», «на земле» — это и есть выбор поэта.

— Стихотворение С.Е. начинается с местоимения «мы», не свойственного миру лермонтовской поэзии, всё равно невольно вспоминается: «Выхожу один я на дорогу». Почему?


5. Экспресс-анализ стихотворений.

1 группа – «Я покинул родимый дом»

2 группа – «Отговорила роща золотая»

3 группа – заполнение таблицы «Изобразительно-выразительные средства стихотворения»

Рефлексия.

Задание на дом: 1. Продолжить сбор материала к сочинению,

2. наизусть по выбору,

3. составить биографию поэта, используя цитаты из его стихотворений (работа в группах)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: