Конспект урока по Литературе «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАГАДКИ. С.МАРШАК. «ЗАГАДКИ»» 1 класс


Урок литературного чтения. (1 класс)

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАГАДКИ.

С.МАРШАК. «ЗАГАДКИ»

Цели: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; познакомить с литературными загадками; совершенствовать навык смыслового чтения; обогащать лексический запас и грамматический строй речи; прививать любовь к чтению.

Оборудование: выставка книг с русскими народными и литературными загадками портрет С.Я. Маршака.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1.Беседа об устном народном творчестве.

— Что вы знаете о творчестве народа?

— Мы входим в удивительный и прекрасный, таинственный мир народной мудрости – мир фольклора. В нем звучат сказка и песня, загадка и пословица, считалка и потешка.… Здесь можно узнать очень многое, о многом подумать, многое понять…

В древние – древние времена, когда люди еще не умели писать, они передавали друг другу свои знания о жизни, играя и игры, совершая обряды, напевая песни…

У каждого народа были свои сказки, песни, обряда, игры, загадки – свой фольклор.

— вы хотите узнать как можно больше о русском фольклоре – фольклоре наших предков?

Это были красивые, добрые, сильные и смелые люди. Они были очень внимательные в природе, примечали каждое ее движение и по этим приметам знали, что делать, как вести хозяйство, когда ждать ненастной, а когда теплой погоды, и еще многое, многое другое…

Будьте и вы внимательны к окружающему вас миру: к родной природе и к людям. Ведь все мы дети одной планеты – Земля, все мы братья и сестры на этой Земле, а потому должны жить в мире и согласии. Будем трудолюбивы, бережны, терпеливы, добры и сильны. Всему этому учит народная мудрость – фольклор.

Продолжим знакомство с прекрасным миром устного народного творчества.

— Какие виды устного народного творчества вы знаете? Приведите примеры пословиц поговорок, побасенок, сказок.

— Какие вы знаете считалки?

— Выучим еще одну:

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на дороге,

Сколько нужно гвоздей?

Говори поскорей,

Не задерживай наших людей!

— Пять! ( может быть и другое число.)

— Раз, два, три, четыре, пять… (пятый выходит).

— Как вы думаете, почему все люди любят и берегут все произведения народного творчества? Что он дают человеку?

— Очень красиво и точно написал об этом Владимир Высоцкий:


Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса «В. Драгунский «Тайное становится явным»

Потому что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.


Чтение понравившихся побасенок.

— Сегодня вы продолжите знакомиться с устным народным творчеством.

— Вам нравится загадывать друг другу загадки? Какие загадки вы помните с дошкольного возраста?


II. Работа над русскими народным загадками.

«Книжкины задания»

1)Работа с методическим блоком учебника на странице с.1 вверху.

-Почитайте задание на голубой планшетке. Загадки вы любите. А кто сможет сейчас загадать по памяти загадку классу?(Дети загадывают и отгадывают загадки.)

2) Самостоятельное чтение загадок на с. 41, 42 учебника.

— Понравились ли вам загадки?

— Какие из них уже знакомы?

3) Соотнесение рисунков – отгадок с загадками (с.43)

— К каждой загадке справа есть отгадка в рисунке. Прочитайте загадку и соедините ее по линии карандашом с рисунком, который соответствует отгадке. ( Эту работу лучше выполнять в паре.)

Поверка выполняется коллективно.

— Как вы соотнесли загадки с рисунками? О предметах на рисунках говориться не прямо, а косвенно: их сравнивают с одушевленными предметами или с предметами, похожими на них в действительности. О смысле слова, значении слова или выражение, которое употреблено не в буквальном, не в прямом значении, говорят, что оно имеет переносное значение. Понимание переносного смысла и значения в загадках помогает их отгадывать. Поэтому загадки надо внимательно слушать. В некоторых загадках есть слова, которые наводят на отгадку, — это подсказки. Например, в загадке «не огонь, а жжется» мы сразу припоминаем все предметы, кроме огня, которые нас обожгут. Вскоре мы догадываемся, что это крапива. Найдите сова с переносным значением в других загадках и подчеркните их.

4) Повторное чтение загадок самостоятельно.

После чтения дети называют слова – подсказки.

Физминутка

Упражнение – игра «Сорока»

— В древние времена народ придумывал много разных игр, которые проводились на ярмарках – праздниках. Давайте и мы сейчас поиграем в игру «сорока»

Дети образуют круг и стоят, взявшись за руки. По считалочке выбирают сороку, она стоит в центре, показывает движения и произносит слова, дети повторяют движения за Сорокой

Дети. Сорока – сорока, где была? (идут по кругу)

Сорока. Далеко. (останавливаются.)

Кашку варила, детушек кормила. (имитируют движения помешивания каши в горшке.)

На порог скакала ( прыжки на правой ноге),

Гостей созывала (прыжки на левой ноге).

Гости услыхали ( прыжки на двух ногах),

Свежие документы:  Реферат по древнерусской литературе «Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

Быть обещали ( кланяются).

5) Чтение загадок (с.42.)

Дети читают загадку вслух, дают на нее отгадку. После чтения сверяют свои отгадки с ответами на с. 44.)

Знакомство с литературными загадками ( с.43.)

— Сейчас вы познакомитесь с другим видом загадок. Кто их сочинил, вы узнаете, отгадав, о чем идет речь в стихотворении. Которое я вам прочту (Е.Стюарт. «Писатель».)

Сидит, склонившись над столом,

Он час, и два, и три.

И водит тоненьким пером

До утренней зари.

Совсем простым пером стальным

Он водит по страницам,

Но возникает перед ним

И города, и лица,

И страны, и герои,

И краны новостроек –

Все, что на тысячи дорог

Он встретить и запомнить смог…

И все, что он увидеть смог

На тысячи больших дорог

Им пройденных на свете,

Расскажут строки эти!

Делить свое богатство рад

Он с каждым из ребят. ( Писатель.)

— Ребята, вы познакомились с загадками – произведениями устного народного творчества. Но есть загадки литературные, которые сочиняют писатели и поэты. Послушайте загадку

Разлинованы лошадки,

Будто школьные тетрадки

Разрисованы лошадки

От копыт до головы. (Зебра.)

— Кто отгадал загадку? Кто такие «разлинованные лошадки»?

Как вы думаете, кто сочинил эту загадку? Объясните, почему?

— С чем сравниваются зебры в загадке? (С линиями в школьной тетрадке.)

— Могли люди раньше, когда не было письменности рассуждать подобным образом? Значит эта загадка была сочинена в наше время, у нее есть автор – Самуил Яковливич Маршак.

— Прочитайте задания на синей планшетке. Чьи загадки сейчас будете читать? Попытайтесь найти отличие русских народных сказок от литературных.

1) чтение загадок вслух.

Дети читают загадку и находят предмет на рисунке – отгадке, соединяют линии.

Определение особенностей литературных загадок.

Учащиеся самостоятельно повторяют загадки.

Вопросы после чтения:

— Какие вы сейчас читали загадки? (Литературные.)

— Почему вы так решили? ( Их написал поэт.)

— Кто именно их написал? ( Автор С.Маршак.)

— О каких предметах говориться в загадках?

— Как вы думаете, возможно ли было описание и сравнение этих предметов в прошлом? (Нет, потому что эти предметы не существовали)

— Чем отличаются русские народные загадки от литературных? ( У литературных загадок есть автор, некоторые из них, сочинены для отгадывания современных предметов, которых раньше не было: часы, велосипед, мячик и т.д)

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Прием антитезы в романе И. А. Гончарова «Обломов" 10 класс

3. Выборочное чтение вслух.

III. Итог урока

— Какие бывают загадки?

— Что понравилось и запомнилось на уроке?

Домашнее задание: прочитать загадки на с.42; нарисовать к ним отгадки. Подготовить другие

загадки к конкурсу

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: