Конспект урока по Литературе «Вверх, до самых высот!» 7 класс


Урок литературы в 7 классе

«Вверх, до самых высот!»

(хокку или хайку – жанр средневековой японской поэзии)



Преподавание литературы. Иващенко Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя школа №26» г. Петропавловска-Камчатского

Цель урока: познакомить учащихся с образцами искусства и культурными традициями Японии, с жанровыми и художественными особенностями средневековой японской поэзии хайку (хокку), их идейной направленностью.

Задачи:

— познакомить учащихся с классической японской поэзией;

сформировать понятие хокку, помочь восприятию хокку;

— развивать навык свободного высказывания, творческую активность учащихся;

— формировать навык выразительного чтения белых стихов и анализа поэтических литературных произведений;

— воспитывать эстетические чувства, внимательное отношение к слову, эмоциональную отзывчивость на прекрасное.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, доска, выставка икебану (заранее подготовленная учащимися)

Музыкальное оформление: этническая композиция в современной обработке «Sakura»

Раздаточный материал: карточки с заданиями

Ход урока

  1. Организационный момент:

Звучит аудиозапись композиции «Сакура», давая возможность погрузить учащихся в атмосферу японской культуры



I. Слово учителя .

Здравствуйте! сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из жанров японской поэзии, столь же лаконичным и ёмким, как и всё искусство этой загадочной страны Японии. Имя этим жемчужинам – хокку. Эти необычные для нашего восприятия стихи японских поэтов завораживают, их переводят на разные языки, ими восхищаются, им подражают, и они продолжают жить уже многие столетия. Поможет нам понять и воспринять японскую поэзию этническая музыка, образцы живописи. В добрый путь! В далекую и экзотическую страну.

Тема нашего урока: «Вверх, до самых высот!» презентация 1

Цель нашего сегодняшнего урока – познакомиться с японской классической поэзией, выявить ее основные особенности, научиться понимать смысл хокку… Как приписывает японская традиция, с каждым стихотворением надо знакомиться не спеша, стараясь оценить его достоинства, любуясь каждым словом. Слайд 2

  1. Изучение нового материала

Хокку – своеобразный национальный поэтический жанр .

Всего 3 строчки, 17 слогов (5-7-5) (Записать в тетрадь)

Непревзойденным мастером хокку стал великий Басё (1644 – 1694).

Именно он определил основные правила : Слайд 3

  • Хокку – это лирическое стихотворение, нерифмованное, построенное на выразительной детали, чаще всего посвященное природе.

  • Здесь редко встречаются метафоры, образные эпитеты.

  • Здесь важна деталь

(Записать в тетрадь)

Слайд 4

  1. Анализ стихотворений

Хокку может быть понято по-разному, в нём всегда заключена глубокая философская мысль. Это не просто поэтическая форма, а определённый способ мышления, видение мира.

Тихо, тихо ползи,

Улитка, по склону Фудзи,

Вверх, до самых высот!

(XVIII век, Исса)

  • Какие образы возникают в вашем воображении? (Ответы учащихся)

  • Что для японца значит Фудзи? (Ответ подготовленного ученика) Слайд 5

  • Подумайте о чем идет речь в хокку.

  • О маленькой букашке, которая ползет неведомо куда? Или о человеке, который перед лицом Бога так же мал, как эта улитка? (ответы учащихся)

Басё много странствовал по дорогам Японии, зажигая в сердцах людей любовь к поэзии. Он говорил своим ученикам: «Учись сосне у сосны, бамбуку – у бамбука. Истину не увидишь, если будешь следовать за собой. «Учиться» — значит проникать в сердцевину вещи; открой её душу, переживи, тогда и родится стих».Однажды его ученик сложил хокку, увидев стрекозу.

Оторви пару крыльев

У стрекозы

И получится стручок перца.


  • «Нет это не хокку, ты убил стрекозу, а надо дать жизнь».

Добавь пару крыльев

К стручку перца –

И появится стрекоза. Слайд7


Видели всё на свете

Мои глаза — и вернулись к вам,

Белые хризантемы Слайд 8


  • Что значат для японцев хризантемы?

Впервые хризантемы появились в Японии в IV веке, здесь им дали название «кику», что означает солнце.

Этот цветок стал символом Японии. Он изображен на гербе страны, на монетах, на высшей награде Японии – «Ордене Хризантемы»

Историческая справка (подготовленный учащийся) Слайд 9,10

  • «Если хочешь быть счастлив всю жизнь – выращивай хризантемы» — гласит восточная мудрость

  • «…они подобны одиноким вершинам с их чувством собственного достоинства и покоем, они словно благородные люди с их чувством долга. Такие растения уникальны – они возвышаются над пошлостью и воплощают сущность осени»- так говорится в одном старинном трактате.

Недаром хризантемы — частый мотив в икебане. Слайд 11


Мастер-класс по составлению икебаны (подготовленные учащиеся рассказывают об искусстве составления букетов и показывают свои букеты) Слайд 12, 13


  • Откуда у японцев такое необыкновенно любовное и бережное отношение к природе и преклонение перед ней?


Когда-то предки современных японцев верили, что любой элемент природы имеет душу и является божеством. С тех пор и сохранились красивые традиции: любоваться наиболее поэтическими явлениями природы: только что выпавшим снегом-зимой, цветением сакуры — весной, ярким багрянцем осенних листьев и полной луной — в октябре. Слайд 14

Когда зацветает сакура, все, от мала до велика, целыми семьями, с друзьями и близкими собираются в садах и парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми облаками нежных лепестков. Это одна из древнейших традиций японцев. К этому зрелищу тщательно готовятся. Чтобы выбрать хорошее место, надо иногда прийти на сутки раньше. Японцы, как правило, празднуют цветение вишни дважды: с коллегами и в кругу семьи. Созерцание цветущих вишен оказывает на человека благотворное воздействие, настраивает на философский лад, вызывает восхищение, радость, умиротворение.



(Читает подготовленный учащийся)

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.

  • Какова главная мысль этого хокку?

(Всеобщее единство; любование красотой природы и соблюдение традиций делает людей ближе, без разделения на богатых и бедных, вражда забывается. Образ природы играет объединяющую роль)

Символика времён года (задание дано заранее) Слайд 15

Какие образы дают нам представление о времени года? ( ответы учащихся)

Какая грусть!
В маленькой клетке подвешен
Пленный сверчок. (Басё)

  • Что вызвало грусть?

  • Пленный сверчок в клетке? Но кому пришло в голову сажать сверчка в клетку и зачем?

  • Какое время года изображено?

Японскому читателю понятно, что здесь речь идет об осени: осенними вечерами на уличных лотках продаются клетки с поющими насекомыми – сверчками, цикадами. Горожане держат их у себя дома, чтобы слушать «голоса осени». И грусть Басё вызвана прежде всего ощущением осени

Хокку – это всегда недосказанность, намёк. Поэтому рассчитаны на умного и вдумчивого читателя. Автор надеется, что его поймут без назойливого растолковывания, что подтекст и недоговорённость побудят читателя к активному мыслительному процессу и построению ассоциативного ряда.

Всматривайтесь в привычное- и вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое- и вы увидите красивое.

Всматривайтесь в простое- и вы увидите сложное.

Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое. Слайд 17



  • Какие главные слова этой мудрости? (Всматривайтесь и увидите!) Слайд 18

  1. Творческая работа.

Ветка сакуры. Всмотритесь и вы в неё. Задумайтесь, что вы видите.

Попробуйте составить ассоциативный ряд слов

(Можно работать в парах или группами)

Составьте из этих слов несколько связанных между собой предложений, чтобы получилась миниатюра (3-4 минуты)

Затем зачитываются полученные результаты


Удивительно это –
Как ни в чем не бывало жить
Под цветущей вишней. (Исса)
(Читают подготовленнные учащийся )


Как вишни расцвели!

Они с коня согнали

И князя гордеца. Слайд 19



Видеоролик. Мультфильм, созданный учащимся «Легеда о сакуре» Слайд 20



  1. Упражнения в «соавторстве» Слайд 21

Обычно хокку можно разделить на 2 части – 1 строчка+ 2 или 2+1.И связаны они не логически, а по ассоциации.

  • Попробуйте дописать стихотворение. Оно написано Басё через 10 лет после смерти его любимого ученика.

Прошло уже десять лет,

А кажется вчера его не стало

Плакучей ивы тень!



Белый волос упал

Под моим изголовьем.

Не смолкает сверчок.

(Плакучей ивы тень! Не утихает боль! Осиротели мы! Не смолкает сверчок.)



— На столах лежат карточки ( Приложение 1) с такими же заданиями, продолжите работу самостоятельно



В хокку говорится не только о цветах, о птицах, о весне. В стихах главный герой – человек с его размышлениями и тревогами.



Бедный мой воробей!

Измучился, исстрадался

В руках у мальчишек. (Исса)

Осторожно – камень!

Голову не ушиби,

Крошка светлячок! Слайд 22

  • В каких словах передано отношение поэтов к живому миру?

(Бедный мой воробей, крошка светлячок.)

Вывод. Слайд 23

Чему учат нас японские поэты?

  • Японские поэты помогают нам почувствовать прекрасное.

  • Ничто не должно ускользать от внимательного взгляда. Они чутки к красоте.

  • Они говорят, что в природе всё прекрасно: и невзрачная травинка, и бабочка, и сверчок.

  • Поэты учат нас беречь живое, жалеть всё живое.

  • Кто не умеет по-настоящему жалеть, тот никогда не станет добрым человеком.

А теперь задумайтесь над темой нашего урока. «Вверх, до самых высот!» О каких высотах идет речь в хокку? (Поднимаясь на вершину Фудзи, человек обращается к Богу, просит о прощении за своё несовершенство, тем самым он возвышается над собой и растет духовно, поэтому «тихо, тихо, ползи». Значит «Вверх, до самых высот!» надо понимать как до самого своего совершенства. Ответы учащихся).

  1. Обобщение на уроке

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

(особенности жанра хокку, композиция, тематика, философичность звучания- отвечают учащиеся)

И закончим наш урок словами:

То, что не высказал я
Сильнее того.
Что сказал.



  1. Домашнее задание. Попробуйте свои творческие способности и сочините свои хокку. Темы могут быть разными: те, о которых мы говорили сегодня или те, что вызывают больший интерес у вас или нарисуйте иллюстрацию к уже созданным великими мастерами



Список литературы

  1. УМК Литература 7 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Под ред. В.Я Коровиной/Москва: Просвещение, 2010

  2. Мосунова Л.А.// Литература в школе. -2007 год №8 с.40-43

  3. Ведерникова Е.В. .// Литература в школе. -2012 год №1 с.37-40

  4. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. — М.: Искусство, 1993.

  5. Одинокий сверчок: Классические японские трехстишия хайку/ Вступление и перевод с японского А.А. Долина. — М.: Детская литература, 1987.







Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Пейзажная лирика поэтов 19 века" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: