Методика творческой работы с учащимися «Карта исследования»


Методика

«Карта исследования по прочитанному произведению»


Автор:

Ратвина Ольга Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 2029,

Г.Москва, район Ховрино


Карта исследования – собственное творческое мини-исследование учащихся в рамках работы над анализом эпического произведения, это замечательный метод подготовки учащихся к сочинению.


Цель – подготовка учащихся к сочинению по прочитанному произведению.

Задачи:

  1. Логичное построить карту в рамках заданной темы, чтобы учащийся мог, отвечая на сформулированные вопросы, строить грамотное рассуждение.

  2. Использовать карты, как для индивидуальной, так и для групповой работы.


Карта исследования №1.

Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Темные аллеи» был написан на основе одного из стихотворений Н. Огарева.


  1. Поразмышляйте над названием рассказа «Темные аллеи». Какие ассоциации у вас вызывает это название? Метафорично ли оно?

  2. Прочитайте отрывок из стихотворения Огарева. Упоминается ли данное стихотворение в тексте рассказа? С какой целью оно используется в контексте?

  3. В какое время года происходит действие стихотворения? В какое время герои рассказа были влюблены друг друга? Когда мы узнаем об этом, в конце или в начале повествования?

  4. Символом чего, как вы думаете, выступает шиповник? Почему автор сознательно подчеркивает, что он алый?

  5. Почему не сложилось счастье героев, и могло ли оно состояться? Можно ли соотнести недолгое счастье героев с тем, как пышно цветет шиповник и как быстро он отцветает?

  6. В какое время года происходит действие рассказа? Соотносится ли это время года с возрастом героев?

  7. Проанализируйте кульминационный эпизод диалога героев в рассказе со слов «Все проходит, мой друг…» до слов «Все проходит, да не все забывается». Как вы считаете, почему героиня не простила героя, если испытывает к нему настоящую любовь? Поплатился ли он в своей жизни за то, что так с ней обошелся? Какой точки зрения придерживаетесь вы по отношению к любви: героя или героини? Как вы считаете, какой точки зрения придерживается автор? Четко ли прослеживается авторская позиция?


Запишите текст своего размышления, составив его из развернутых ответов на поставленные вопросы.


Карта исследования №2.


Символистическое значение название рассказа Бунина «Солнечный удар».


  1. Внутренний мир человека, внешний, окружающий мир; эмоциональная сфера человека, рациональная сфера человека (его размышления о себе, о жизни) – на что преимущественно направлено внимание автора в рассказе?

  2. Как композиционно обрамляется повествование? Как это обрамление подчеркивает доминирующее эмоциональное состояние героев?

  3. Как в рассказе изображается чувство любви? Как возникает это чувство между героями?

  4. Что такое солнечный удар в обычной жизни? Можно ли сравнить любовь героев с этим явлением?

  5. Как вы считаете, почему в картину ночи вписаны образы света, жары, духоты? Сопоставим ли данный признак с тем, что испытывает персонаж?

  6. Что испытывает персонаж в конце рассказа, с чем связаны эти чувства? Согласны ли вы с такой авторской трактовкой любви? Можно ли назвать все произошедшее с героями любовью.

Запишите текст своего размышления, составив его из развернутых ответов на поставленные вопросы.


Карта исследования №3.


Символика женского имени в рассказе Куприна «Олеся».


  1. Объясните значение имени Олеся, обратитесь к толковому словарю русских имен.

  2. Вглядитесь в слово Олеся. Какие слова спрятались в графическом написании? Попробуйте связать значение спрятанных слов с образом героини.

  3. На самом ли деле Олеся ведьма или это предрассудки людей? Докажите это на конкретных примерах из текста.

  4. Дайте характеристику образа героини по следующим направлениям:

— портрет;

— характер;

— поступки;

— отношение к людям;

— отношение к любви.

5. Проанализируйте сцену объяснения в любви Олеси и Ивана Тимофеевича. С чем автор сравнивает эту любовь?


6. Какую роль играет в тексте пейзаж? Соотносится ли он с внутренними переживаниями героев? Докажите это конкретными примерами из текста.

  1. Какая художественная деталь символизирует любовь героини в финале повести?

  1. Почему рассказ заканчивается трагически? Могло ли состояться счастье героев? Какова позиция автора? Какую мысль подчеркивает автор? Постижимо ли счастье по Куприну? Что любовь приносит человеку?


Запишите текст своего размышления, составив его из развернутых ответов на поставленные вопросы.


Карта исследования №4.


Роль любовной символики в рассказе Куприна «Гранатовый браслет».


  1. Где в тексте мы впервые видим розу? Можно ли соотнести состояние этих цветов с внутренним состоянием героини?

  2. Поразмышляйте, почему именно розу считают символом настоящей любви? Связано ли это с ее цветом, формой бутона, шипами, покрывающими ее ствол, или же с какими-либо другими особенностями данного цветка?

  3. Как вы думаете, почему в христианской символике именно красная роза является символом Богородицы?

  4. Большую красную розу Вера кладет под шею Желткову. Связано ли это с каким-то языческим обрядом? Почему именно этот цветок выбрала Вера? Символом чего он выступает в данном эпизоде?

  5. Где в рассказе еще присутствует символика красного цвета? Символом чего выступает браслет?

  6. Как вы думаете, почему она получает браслет от человека, который ее любит, именно в день своего ангела? Связано ли это с каким-то знаком свыше, какой-то божественной истины?

  7. В какой момент приходит осознание того, что мимо прошла настоящая любовь? Нужна ли ей была эта любовь?

  8. Почему автором была выбрана именно 2 соната Бетховена? Чем в вашем понимании символична эта музыка? Можно ли рассматривать музыку как одну из символистических деталей любовной символики. Перечислите все детали любовной символики в тексте. Для чего, по-вашему, автор насыщает ими текст? Сделайте вывод о роли символики любви в рассказе, почему же такая тихая любовь стала настоящей трагедией?

  9. Оправдываете ли вы поступок героя? Проявлением силы или проявлением слабости является данный поступок?


Запишите текст своего размышления, составив его из развернутых ответов на поставленные вопросы.

Это только примеры карт исследования, которые вы можете разрабатывать, как для сугубо индивидуальной работы, возможна работа по вариантам, на усмотрение педагога.

Свежие документы:  Урок литературного чтения "Страшный рассказ Е.Чарушин" 2 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: