Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе


Соснина

Светлана Вячеславовна




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №473 Калининского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ СОШ №473 Калининского района Санкт-Петербурга)





Учебный (межпредметный проект)


«Человек милосердный», мир человеческих чувств и отношений, тема гуманизма в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).












Россия

г. Санкт-Петербург, 195256,

Науки пр., дом 55, кв. 240

дом. тел. (812) 534.86.36

моб. тел. (8921.) 78.05.473


Одна из задач школьного обучения на уроке литературы – воспитать настоящего, вдумчивого неравнодушного читателя, такого, который не остался бы, по словам поэта О.Э. Мандельштама, «поэтически неграмотным».

Свою главную задачу я вижу в том, чтобы показать детям специфику художественного произведения, помочь увидеть, как и почему автор пишет именно так.

Осуществлению ряда поставленных целей и задач помогает проектное обучение.
Проект – это своеобразная дидактические система, которая предусматривает не только интеграцию фактических, но и применение актуализированных зданий, приобретение новых. Самыми удачными в своей работе я считаю творческие проекты, целью которых является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идей до её осуществления. Проект позволяет детям выбрать деятельность по интересам и способностям.

Тема проекта позволила мне выстроить своеобразную цепочку ряда уроков по изучению стихотворений В.В. Маяковского: урок-беседа (знакомство с текстом стихотворения), урок-практикум (диалог, монолог, практические задания, «деталь»),
урок-творчество (межпредметные связи, творческие задания, составление книги-конспекта каждым учащимся).

Исходя из особенностей урока-проекта, я ставила цели и задачи:

Цели:

формирование мотивов творческой деятельности,

  • формирование опыта исследовательской деятельности,

  • совершенствование коммуникативной культуры учащихся,

  • раскрытие понятия «гуманизм», «милосердие», «человечность»,

  • показа неоднозначности поведения человеческой натуры,

  • учить видеть, понимать и оценивать поступки других.


Задачи:

развить чувство эмоциональной сопричастности к происходящему,

  • уметь формулировать свою позицию и отстаивать её,

  • стимулировать к проявлению нравственных качеств при взаимоотношениях с другими людьми,

  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии.


Значимая особенность этого учебного проекта – эмоциональная оценка субъективного опыта учащимися.

Взросление ученика на таких уроках связано с проживанием и переживанием на разных уровнях исследовательской работы на уроке.

Тип проекта: межпредметный (литература – обществознание — изобразительное искусство – русский язык – краеведение), учебный.

База выполнения: школа, класс.

Состав исполнителей: учащиеся 7-го класса, учитель литературы и русского языка.

Срок реализации: 3 учебных урока.

Этапы реализации проекта:

I

этап

Оборудование:


1. Иллюстрации учащихся к самостоятельно выбранному отрывку из стихотворения;

2. Оформление классной доски: (3 доски), фотографии Москвы, таблицы, высказывания

«Человек милосердный», мир человеческих чувств и отношений, тема гуманизма в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». (Итоговый прект).

2 Тайна

Поэтической улицы



I Знакомство

(выразительное чтение)



II Переулки

(сюжет, его элементы)



III Проезды (средства выразительности)



IV Переходы (настроение, звуки, цвета)

V Знакомство с жителями

VI Улица задает вопросы:



VII Встреча со строителями.


1.

?

«Надо работать над стихотворением до тех пор, пока не почувствуешь, что больше ничего не сможешь сделать». (В. Маяковский)

















«Что такое

Милосердие и Гуманизм»?

3

Мир



Мир Мир

улицы людей

скользко жестокий

ветрено смех

холодно равнодушие

серый





Мир Мир лирического

лошади героя

боль

обида

тоска (Записывают слова

слезы символы)



внимание, доброта, помощь,

сострадание, милосердие


Доска (записи) будет заполняться по мере работы. Аналогичные записи отражены в индивидуальных книжках-проектах.

II

этап

3. У каждого учащегося домашняя работа по тексту стихотворения над литературной терминологией (устно проговариваем каждый термин)

Например,

работа Наташи С.

Экспозиция:

Автор увидел, как упала лошадь. «Лошадь на круп грохнулась».

Завязка:

Смех людей над упавшей лошадью. «Смех зазвенел и зазвякал».

Развитие действия:

Автор подошел к лошади, разговаривает с ней, успокаивает.

«Лошадь, не надо….»

Кульминация:

Лошадь плачет. «За каплицей каплица по морде катится».

Развязка:

Лошадь поднялась. «… встала на ноги, ржанула и пошла».

Эпилог:

Лошадь поняла: надо жить, она не хуже людей. «Стоило жить, и работать стоило».


III

этап


Работая с таблицей №2 и с таблицей номер №3, (на доске) выявляю чувственное восприятие учащимися содержания стихотворения.


Слова-символы каждого из «миров» «заставят» ребят сопоставить такие понятия, как «добро» и «зло», «равнодушие» и «милосердие», «смех» и «слезы».

Следствием этой работы станет небольшое сочинение – рассуждение – миниатюра –
(на одном из листов книги-проекта): «Что такое милосердие и гуманизм?


Например, сочинение Ксении Г.

«Я думаю, что хорошее отношение ко всем живым существам, и к человеку, и к животному. Это забота о них. Если кому-то больно и нужна помощь, надо забыть о себе».

Например, сочинение Дианы Т.

«Как люди могут приносить боль другим, кто им не может ответить? Кто смотрит на них и ждет помощи? Мне кажется, быть милосердным может быть не каждый. Это очень тяжелая работа».

— Вместе с ребятами «достраиваем» Поэтическую улицу, у нас остались безымянные переулки, проспекты. Предлагаю ребятам придумать названия.



IV

этап

Вот некоторые из них:

проспект Добрый

переулок Милосердия

улица Гуманистов

проспект Помощи

Эти два названия особенно меня порадовали


улица Жизни

переулок Надежды


— Предлагаю ребятам 2 задания (по выбору):

1. Стать архитектором и на одной из улиц поставить памятник героине стихотворения (в цвете).

2. Поразмышлять над вопросами (письменно):

а) Что автор Вл. Маяковский «построил» (хотел сказать) этим стихотворением?

б) Что «построили» в моей душе строчки стихотворения?

Вот, что получилось:

Приложение №1 (Памятник Лошади) – рисунки учащихся









Приложение №2 (письменные ответы)

а) «Автор «построил» это стихотворение, потому что хотел призвать людей к гуманизму, милосердию, заставить их помогать окружающим, не вести себя эгоистично».

б) «Это стихотворение помогло мне понять, что нужно быть добрее и больше думать о тех, кому нужна моя помощь».

— Заканчивая работу над проектом, обращаю внимание ребят на то, что наша книжка-проект вместила в себя творческие работы, эмоциональные размышления, иллюстрации к нескольким литературным произведениям, посвященным животным, теме гуманизма и милосердия.

Это рассказ Ф. Абрамова «О чем плачут лошади», рассказ К. Паустовского «Теплый хлеб» и стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

— Завершающими словами итоговой работы станут слова учителя:

Совсем нетрудно очам

Заплакать в кинозале.

Над чем мы только там

Слезу не проливали!

Но вот экран погас!

На улицу мы вышли

На улице из нас

Слезу попробуй выжми.

(М. Горевой)


На последней странице проекта помещен отрывок из рассказа М. Горького
«В большом городе»: «Лошадь упала на угол торца. Лошадь плачет. Ее окружает толпа угрюмых людей. Бегают дети, таская пучки травы, они суют цветы и траву в тряпичные губы …

— Ишь, как бьется, — говорит один из внимательных зрителей мучений животного».
— Итоговая запись в проекте. Вопрос: «Какие мысли, чувства объединяют авторов этих произведений? Близки ли эти мысли вам?









Этапы реализации проекта

(урочный)

п/п

Этап

Задачи

Содержание этапа

Результат

1.

Организационно-подготовительный

1. Планирование работы.

а) иллюстрации к произведению

б) Поэтическая улица и ее переулки.

в) Оформление доски (учитель).

1. Знакомство с Москвой 20-30-х годов XX века.

2. «Лошади на службе человека» — презентации.

3. Консультация по поводу иллюстраций с учителями ИЗО.

4. Консультация с учителями краеведения (истории города и обществознания).

5. Создание микрогрупп по «строительству» Поэтической улицы».

6. Находим с тексте детали-слова.

7. Москва XX в. (начало) фотографии.

1. Оформление выставки.

2. Показ презентаций.

3. Составление книги с иллюстрациями.

2.

Моделирование

1

1. Реализация задания (иллюстрация и вид улицы).

2. Обсуждение фотографий, выбор для оформления.

3. Работа с терминами.

1. Подбор в соответствии с терминологией отрывков из текста.

2. Повторение литературных терминов и их значений.

3. Оформление (листовок) проекта.

1. Работа в малых группах с текстом и терминами.

2. Выбор фотографий наиболее отражающих содержание текста.

п/п

Этап

Задачи

Содержание этапа

Результат

3.

Моделирование

2

1. Работа с общественно-нравственными понятиями «гуманизм», «милосердие».

2. Слова – антонимы. (Находим).

3. Составление (оформление) сочинений.

1. Значение слов, относящихся и морально-этическим понятиям.

2. Слова-антонимы. Их роль в произведении.

3. Работа в проектах (запись рассуждений).

1. Работа индивидуальная и в группах.

2. Обсуждение сочинений.

4.

Моделирование

3

1. Реализация и обсуждение памятников.

1. Иллюстрируем.

2. Завершаем строительство.

3. Работаем сочинениями – рассуждениями.

1. Презентация памятника.

2. Зачитываем сочинения.

5.

Реализация проекта.

1. Обеспечение активного участия в итоговой работе.

2. Организация коллективного анализа.

3. Рефлексия.

1. Коллективный анализ (чтение итоговой работы).

2. Анализ учащимися своего проекта.

3. определение перспектив использования такой работы в дальнейшем.

1. Выход с проектом на сайт школы.


Свежие документы:  «Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и в рассказе Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина» 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: