Мир глазами трехлетнего ребенка (по рассказу А.П. Чехова «Гриша»)
Задачи:
Образовательные:
— развивать навыки анализа прозаического текста, обогащать представление о художественной детали;
— активизировать словарь учащихся: лексику разнообразной тематики;
Воспитательные:
— подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;
— развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
— воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке;
— продолжить формирование интереса к предмету.
Развивающие:
— развивать творческое видение учащихся, воображение, память;
— формировать умение грамотно работать с книгой.
ХОД УРОКА
1. — Помните ли вы своё раннее детство? С какого возраста ваши воспоминания точные, яркие? Всё ли вы помните из детства, когда вам было 3 года?
– Сегодня мы попробуем увидеть мир глазами трёхлетнего ребёнка, героя рассказа Антона Павловича Чехова «Гриша», попытаемся оценить его живое, свежее, наивное мировосприятие.
— Но сначала познакомимся кратко с биографией Антона Павловича Чехова.
(СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА)
—Дополнительно прочитаем о детских годах Чехова и изображении им детей в его произведениях в учебнике (СТР.93)
.2. Первичное чтение рассказа «Гриша»
Бурнус – плащ с капюшоном;
паяц – клоун.
3. – После прочтения выскажите свои мысли и чувства.
– Определите жанровую принадлежность произведения.
Рассказ – небольшое прозаическое произведение, описано одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц.
4. Беседа после прочтения рассказа
— Какое впечатление осталось после прочтения?
— СТР 99 вопрос № 15.
— Почему заболел Гриша?
— Почему мама не поняла, в чём причина болезни?
(Обилие впечатлений само по себе не вызывает жар. Что же произошло?
Необходимо сравнить МИР Гриши и МИР взрослых, обнаружить границу между ними. Ребёнок переступил границу, и мир взрослых обрушился на него и подавил своим разнообразием.)
— Обсуждение вопросов 1-3 (СТР.98)
– Найдите описание того, каким был мир Гриши до выхода на прогулку по бульвару.
– Можно ли по описанию «четырёхугольного мира» понять, что он увиден глазами совсем маленького мальчика?
Духовный мир ребенка и окружающий мир предстают здесь не столько в гармоническом единстве, сколько под знаком противоречий, нередко достаточно острых. Он едва умеет говорить и не способен передать те впечатления, которые поразили его во время прогулки, да взрослые и не пытаются его понять. До этой прогулки Гриша знал «только четырехугольный мир» своей детской, где за нянькиным сундуком «очень много» разных вещей.
I вариант.
– На какие части делится его домашнее пространство?
— Как он воспринимает всё окружающее его?
– Как оправдывает существование других людей?
II вариант.
— описание нового мира
«Новый мир» | |
Знает все предметы (предметный мир) | Всех людей считает мамами и папами, тётями, нянями |
Всё сопоставляет и сравнивает: | Сравнивает их со своими мамой и папой |
Мама похожа на кошку, |
|
Кошка – на папину шубу. | Собак сравнивает с кошками |
Часы созданы, чтобы «махать маятником и звонить» | лошади |
| Солдаты |
| Дом, в который он попал |
| печка |
| ящик с фруктами — «маленькое корыто». |
| продавщица апельсинов — «какая-то няня |
В обжитом пространстве Гриша знает все предметы. Всё, что окружает Гришу, он сопоставляет и сравнивает: мама похожа на куклу, а кошка на папину шубу. Значение вещей Гриша тоже понимает в силу своего возраста: часы существуют для того, чтобы «махать маятником и звонить». Существование других людей Гриша оправдывает только теми их действиями, которые связаны с ним. Всё его восприятие мира замкнуто на нём самом. – Сделайте вывод о восприятии мира трёхлетним ребёнком.
При описании дома каждая комната сначала называется на языке трехлетнего Гриши, и только затем появляется привычное слово: «четырехугольный мир, где в одном углу стоит его кровать…» — «детская», «пространство, где обедают и пьют чай» — «столовая», часы, «существующие для того только, чтобы махать маятником и звонить», «комната, где стоят красные кресла» (очевидно, это гостиная), «за этой комнатой есть еще другая, куда не пускают и где мелькает папа» (кабинет отца).
Няня и мама понятны: они одевают, кормят и укладывают спать, но для чего существует папа — неизвестно.
«Еще есть другая загадочная личность — это тетя, которая подарила Грише барабан. Она то появляется, то исчезает/Куда она исчезает? Гриша не раз заглядывал под кровать, за сундук и под диван, но там ее не было».
– Что же произошло в жизни Гриши? (Он вышел на прогулку по бульвару). – Мир вокруг него такой же или Гриша воспринимает его по-другому?
| Всё поведение Гриши описано с большим сочувствием. Гриша очень восприимчивый и впечатлительный мальчик.
Как Гриша воспринимает «новый мир»: людей, животных?
— Можно ли сказать, что главное в его крошечном опыте СРАВНЕНИЕ и ПОДРАЖАНИЕ? (Подтвердите строками из текста)
(Всех людей, которые встречаются Грише на улице, он считает папами и мамами, тётями, нянями, сравнивая их с собственными папой, мамой,.. Все реакции на новое носят подражательный характер, он всегда смотрит на няню: если няня не боится, значит и ему не страшно. Шагает в такт солдатам. Собак сравнивает с кошками.)
А когда он гуляет на бульваре, перед ним столько «пап, мам и теть», что он не знает, к кому и подбежать. И так как от кошки строит он свое мировоззрение, то и не сомневается, что это перебежали через бульвар «две большие кошки с длинными мордами, с высунутыми языками и с задранными вверх хвостами», и он считает своим долгом поспешно устремиться за ним вслед; и без лишних слов берет он себе один чужой апельсин из того «маленького корыта с апельсинами», которое держала «какая-то няня»…
Объясните эмоции:
Возвращение домой – слезы, усталость |
|
|
Определение темы – Определите широкую и узкую темы данного рассказа. (Жизнь людей. – Мир трехлетнего ребенка)
| – Определите идею текста?
Мир ребенка наивен, прекрасен и чист. Но так это лишь до тех пор, пока в него не вмешивается жизнь взрослых…
Автор показывает контраст между свежим детским восприятием, которое жадно впитывает всякое новое впечатление, которое распахнуто навстречу миру, и равнодушными реакциями взрослых людей.
Контраст между значительностью нового опыта, грандиозностью новых впечатлений и прозаическим выводом мамы – ирония жизни. |
** Автор подчеркивает, как важно родителям понимать, что происходит с их детьми, быть внимательными к ним. При изображении мира в рассказах о детях Чехов выбирает детскую точку зрения, описывает его глазами ребенка.
— Пытаются ли понять Гришу окружающие его люди: няня, мама? Докажите.
Взрослые игнорируют внутренний мир ребёнка, особенно няня, она не понимает, что Грише жарко, что у него не сформировано понятие своего и чужого, не обращает на него внимания до тех пор, пока Гриша не начинает мешать, разрешает кухарке дать ему водки, хотя это вредно маленькому ребёнку.
—
| |
няня | Игнорирует , она не понимает, что Грише жарко, что у него не сформировано понятие своего и чужого, не обращает на него внимания до тех пор, пока Гриша не начинает мешать, разрешает кухарке дать ему водки, хотя это вредно маленькому ребёнку.
|
| грубо хватая; хлопая его по руке и вырывая апельсин. — Дурак!; морщится, кашляет… кухарка глядит на него и смеётся |
мама | Ложка касторки |
|
|
|
|
|
|
. В мире, окружающем Гришу, кажется, есть все, что нужно ребенку: мама, папа, няня, тетя, кошка, кукла и другие игрушки, детская, забота, ухаживание за ним, — но нет в нем главного — нет познания, прочувствования любви родных и близких, рождающей понимание, что мама, папа, тетя, няня -особенные, единственные на всем свете. Отсюда, вероятно, и объяснение того, почему он одет не по погоде, и вопросы и недоумения Гриши, вызываемые улицей: «В этом же новом мире, где солнце режет глаза, столько пап, мам и теть, что не знаешь, к кому и подбежать. Но страннее и нелепее всего — лошади…».
– Как понимаете смысл последнего предложения?
Неудивительно, что ребенок после такой прогулки заболел (перевозбудился, перегрелся…): «Вечером он никак не может уснуть. Солдаты с вениками, большие кошки, лошади, стеклышко, корыто с апельсинами, светлые пуговицы — все это собралось в кучу и давит его мозг. Он ворочается с боку на бок, болтает и в конце концов, не вынося своего возбуждения, начинает плакать.
-А у тебя жар! — говорит мама, касаясь ладонью его лба. — Отчего бы это могло случиться? — Печка! — плачет Гриша, — пошла отсюда, печка! Вероятно, покушал лишнее… — решает мама».
Какой горькой иронией заканчиваются финальные строчки рассказа: «И Гриша, распираемый впечатлениями новой, только что изведанной жизни, получает от мамы ложку касторки». Доверчивый, чистый мир ребенка впитал в себя впечатления действительности. Остался ли он прежним, чистым, добрым?
Этот чудесный, тонкий и гуманный рассказ был хорошо встречен критикой. Один из рецензентов писал: «А какой глубиной анализа и скрытой любви проникнут рассказ «Гриша», где крошечный человечек впервые сталкивается с обширным внешним мир, в котором до сих пор для него существовали только для мама, няня и кошка!» «Дети и детская душа выходят у Чехова поразительно».
Вопросы воспитания детей глубоко волновали Чехова. Во многих рассказах он раскрывает свои воззрения на современное воспитание, порицая родителей, учителей, взрослых людей, безразличных к детям, к их интересам, особенностях психики.
— Найдите изобразительные средства языка.
. Определение темы, основной мысли (идеи) произведения
– Определите широкую и узкую темы данного рассказа. (Жизнь людей. – Мир трехлетнего ребенка)
– Как можно было бы по другому озаглавить этот рассказ?
– Какой эпизод особенно затронул? Что показалось непонятным?
– Определите идею текста?
Мир ребенка наивен, прекрасен и чист. Но так это лишь до тех пор, пока в него не вмешивается жизнь взрослых…
Автор показывает контраст между свежим детским восприятием, которое жадно впитывает всякое новое впечатление, которое распахнуто навстречу миру, и равнодушными реакциями взрослых людей.
Контраст между значительностью нового опыта, грандиозностью новых впечатлений и прозаическим выводом мамы – ирония жизни.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФАБУЛЕ, КОНФЛИКТЕ И КОМПОЗИЦИИ (СТР, 99)
Д/З: на листе
5