Сочинение на тему: «Падеж»



Падеж

Слово падеж произошло от латинского casus — падение. Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин «склонение».

Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой. Названия русских падежей (кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. Именительный — «имя» предмета — начальная форма наименования. Родительный — буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем ( сын Ивана, дом отца, платье сестры и т.п.). Дательный — от слова «дать», так как наиболее типичное его значение — обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие. Некоторые ученые находят связь названия падежа со словом «вина», в семантике которого в древнерусском языке было также значение «причина». Творительный связан с глаголом «творить» и обозначает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж назван так М. Ломоносовым, поскольку без предлога не употребляется.

Ученые подсчитали, какие падежи в литературном русском языке самые частотные, то есть наиболее употребительные:
на именительный приходится 33% всех падежных форм,
на родительный — 24%,
на винительный — 20%.
На остальные три падежа приходится всего 23%.

А в разговорной речи на именительный падеж приходится целых 50%,
на винительный — 20%,
на родительный — 15%.


Стихотворение о «новых» падежах

Спросили Лежебокина:

— А ну-ка, расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи ?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

— В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить

Я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю:

Давать,

Делиться чем-нибудь

С друзьями

Не люблю.

Предложный ненавижу я :

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит :

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

— Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению "Стихи русских поэтов о зиме"

— Давно придумал :

ВЗЯТЕЛЬНЫЙ,

ГРЯЗНИТЕЛЬНЫЙ,

ЛЕЖАТЕЛЬНЫЙ,

ГРУБИТЕЛЬНЫЙ,

ЛЕНИТЕЛЬНЫЙ

И, наконец,

ПРОСТИТЕЛЬНЫЙ!

(Г.Граубин)


Сказка про спряжения

Давным-давно в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, куда-то спешил, чем-то занимался.

Было у царя два сына : I спряжение и II спряжение.

Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им :

Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. — И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили : II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а I спряжение — всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах.

Это были глаголы : гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть.

Пришли они к царю с просьбой:

— Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

— Что случилось ?

— По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители — в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

— Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

— Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.


Таинственная буква

Знаете ли вы, какую букву считают самой «таинственной» в русской азбуке ?

Возьмем «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и подсчитаем количество разных букв. В «Песне» 70 букв «п», 86 — «к», 118 — «в»… Буква «ф» не встречается ни разу.

Проделаем тот же опыт с чудесной неоконченной сказкой Пушкина о медведе : «Как весеннею теплою порою…». В ней 58 букв «и», 74 — «к», 80 — «в». Но нет ни единой буквы «ф».

Что это — случайность ? Или Пушкин нарочно подбирал слова без «ф»?

Свежие документы:  Тест по пьесе "А.Н. Островского «Свои люди - сочтемся»"

В «Сказке о попе…» среди множества различных букв вы «ф» не встретите, сколько бы не искали.

В поэме «Полтава»среди 30 тысяч букв только три «ф». А «п», «к» или «ж» ? Их там , безусловно, сотни, если не тысячи.

Что же, Пушкин питал явное отвращение к одной из букв русского алфавита, к ни в чем не повинной букве «ф»?

Просто слова с этой буквой не исконно русские, а имеющие «международное хождение», пришедшие из других языков.

Это говорит о глубокой народности, высокой чистоте русского языка у наших великих писателей.

Газета ученика 9 класса Яшина Ильи.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: