Тема работы: «Степной орёл» 8 Класс


Введение.


Сохранение и восстановление численности соколообразных – задача неотложная и всеобщая, особенно в связи с тем, что в 50-60 годы прошлого века произошло резкое падение численности многих, в том числе редких видов хищных птиц, которые официально считались вредителями, и их уничтожение поощрялось государством. Насколько сократилась тогда численность степных орлов, никто не знает. Потом официальное отношение к хищным птицам пересмотрели, но люди ещё долго не упускали случая стрельнуть по пролетающей птице просто так – по привычке или из удальства.

Потом на полях стали широко применять пестициды типа ДДТ и ему подобных. Эти вещества очень медленно разлагаются в природе: если уж их распылили на поле (тем более в степи), они будут накапливаться в организмах животных. Все орлы – не только степной, — поедая своих жертв, получали накопленные в них дозы ДДТ. Это может приводить к отравлению птиц. Но даже если орёл не погибнет от отравления, ДДТ сделает скорлупу яиц более хрупкой, и она не выдержит веса насиживающей яйца орлицы.

Большой вред орлам нанесла химическая борьба с грызунами. Грызуны погибали, а вместе с ними, оставшись без корма, умирали и орлы. Но если грызуны восстанавливают свою численность быстро, то орлы – очень медленно. Ведь плодовитость у них не велика, да и выживает лишь малая часть птенцов.

Много проблем добавило освоение целины. Под распашку ушла большая часть степных участков, пригодных для жизни степных орлов. К тому же на оставшихся участках сильно выросла численность скота (а вместе с ним и пастушьих собак). Сам по себе выпас скота не вреден для степных орлов, на пастбищах орлам легче охотиться.

Но в степях стало слишком мало мест, где бы пару орлов в гнездовой период не беспокоили скот, пастухи или собаки.

Молодые орлы нередко гибнут на проводах линий электропередачи, их кладки и выводки – во время степных пожаров.

Сейчас в России, и в частности в Волгоградской области, не худшие для степного орла времена. Скота стало меньше, пестициды почти не применяют, охота на орлов запрещена (они внесены в красные книги России и Волгоградской области).

Цель моей работы: познакомить окружающих с родной природой в лице степного орла, обратить внимание на проблему сохранения редких видов животных родного края.

К этому меня подтолкнула нечаянная встреча со степным орлом, и последующие наблюдения за ним. Первый раз я увидел степного орла в прошлом году, недалеко от наших бахчей и решил понаблюдать за ним, а заодно побольше узнать об этой гордой птице.


Глава I.

Характеристика природных условий места проведения мониторинга.

Волгоградская область – субъект Российской Федерации. Входит в состав Южного Федерального округа.

С севера на юг и с запада на восток область протянулась более чем на 400 км. Климат области засушливый, с резко выраженной континентальностью. Северо-западная часть находится в зоне лесостепи, восточная в зоне полупустынь, приближаясь настоящим пустыням. Среднегодовое количество осадков выпадает на северо-западе до 500 мм, на юго-востоке-менее 300 мм.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери» «Что в глубине души моей лежит?»"

Абсолютный максимум (42º – 44º тепла) наблюдается обычно в июле-августе.

Абсолютный минимум температуры воздуха составляет 36º – 42º мороза и наблюдается в январе-феврале. Среднемноголетние сроки образования устойчивого снежного покрова в северных районах-11 – 17 декабря, в южных-20 – 25 декабря. Снежный покров сохраняется от 90 до 110 дней. Средние значения высоты снежного покрова колеблются от 13 до 22 см.

Зима в Волгоградской области, как правило, начинается в ноябре и длится 130-150 дней. Весна обычно короткая, наступает в марте – апреле. В мае часто бывают заморозки. Лето устанавливается в мае, иногда в июне и продолжается около 3-х месяцев. Осень длится с середины сентября до середины ноября. В сентябре часто бывают заморозки.

Расположенная в зоне сухих степей и полупустынь, Волгоградская область относится к малолесным районам.

Животный мир области довольно богат и своеобразен. Большинство степных и полупустынных животных – обитатели открытых пространств. Среди млекопитающих наиболее разнообразны и многочисленны представители отряда грызунов ( суслики малый и крапчатый, полёвка, большой тушканчик и др.). Из птиц типичными обитателями открытых пространств являются жаворонки, дневные хищники ( пустельга, коршун, степной орёл, курганник и др. ).


Глава II.

Отряд соколообразные или хищные птицы.

Степной орёл относится к отряду соколообразных или хищных птиц.

Отряд включает около 290 видов птиц средней и крупной величины от кондора до сокола-крошки.

Подавляющее большинство соколообразных имеет длину тела 30-60 см и массу от 200 до 1200 г.

Для всех видов хищных птиц характерен крепкий, загнутый крючком клюв, основание которого одето голой яркоокрашенной (обычно в жёлтый цвет), кожей-восковицей, где открываются наружные отверстия ноздрей. Ноги умеренной длины, сильные, с серповидно-изогнутыми когтями. Пальцы относительно длинные, на подошвенной стороне имеются подушечки, помогающие удерживать добычу. Телосложение крепкое, оперение жёсткое, прилегающее. Лапы жёлтые (реже красные или серо-синие), глаза коричневые или серые. У большинства видов самцы и самки окрашены сходно, но птицы-первогодки отличаются от взрослых более тёмным оперением. Обычно самцы мельче самок.

Продолжительность жизни соколообразных довольно значительна 15-25 лет.

Соколообразные — моногамны, для размножения образуют семейные пары. Число яиц в кладке 1-2. Насиживание начинается после откладки первого яйца, поэтому птенцы в гнезде разновозрастные. Насиживают главным образом самки, самцы сменяют их лишь на непродолжительное время, насиживание продолжается 1 месяц. Птенцы появляются хорошо опушёнными и зрячими, но нуждаются в кормлении, обогреве и защите от врагов.

Соколообразные ведут дневной образ жизни. Это хищные птицы – они плотоядны, то есть кормятся в основном позвоночными животными, которых добывают активной охотой.


Глава III.

Степной орёл.

Общая длина 60-85 см, масса 3-5 кг, размах крыльев достигает 2-х метров.

Степной орёл распространён в открытых сухих равнинах степного или полупустынного характера. На севере перелётная, на юге осёдлая птица.

Гнёзда орла расположены на земле, редко – на низкорослых, одинокостоящих деревьях. В кладке 2 (редко 3) белых, слегка испещрённых бурым яйца. Насиживание продолжается 40-45 дней, гнездовой период около 60 дней.

Свежие документы:  Методическая разработка урока литературного чтения для 1 класса по теме "К.И. Чуковский, сказка "Тараканище""

Степной орёл – не слишком смелый охотник, крупная добыча не для него. Обычные его жертвы – суслики, полёвки, грачи. Чаще всего этого орла можно увидеть, когда он кружит высоко в небе. Если заметит подходящую жертву – камнем падает вниз, тормозя крыльями перед самой землёй, и хватает зверька когтями. Такой способ охоты больше годится для добычи покрупнее. А для мелкой удобнее другой: орёл сидит около поселения сусликов на каком-нибудь камне или бугорке – так чтобы быть выше травы, — и наблюдает за выходами из нор.

Гнездо степного орла можно увидеть, не рискуя жизнью. Ведь это гнездо чаще всего построено прямо на земле, иногда поверх распластанных кустарников. Гнездо размером примерно с автомобильное колесо делается из толстых веток. Внутри оно обычно выстлано сухим навозом. Там всегда есть мусор антропогенного происхождения: верёвки, тряпки, куски полиэтилена или резины и тому подобное. Никакой другой орёл не приносит в своё гнездо такие предметы.

В конце апреля или начале мая в гнездах степных орлов появляются яйца – их бывает от 1 до 3. Птенцы выводятся в конце мая. Первый месяц они совершенно беспомощны – не могут ни бегать, ни самостоятельно кормиться. Всерьёз начинают летать только в августе. Прежде чем молодые станут сами охотиться, родители кормят их, принося убитую добычу. Если взрослые орлы оставят гнездо без присмотра на день или несколько, птенцы могут погибнуть.

Птенцы вместе с мясом получают и необходимую для них жидкость. Без неё в жару долго не продержаться.

Маленьким птенцам грозят и другие опасности: днём их могут заклевать вороны, ночью – схватить филин, их может задавить собака или лисица, загрызть хорёк. Хотя у птенцов большие клювы и когти, они не могут оказать серьёзного сопротивления.


Глава IV.

Мои наблюдения.

В конце мая 2006 года мы всей семьёй приехали на прополку бахчей. Моё внимание привлекла большая птица, которая кружила недалеко над степью. Я заметил, что она несколько раз опускалась на одинокостоящий стог прошлогоднего сена. Когда взрослые присели отдохнуть, я решил посмотреть, что там есть. На верху стога я увидел гнездо, но беспокоить птиц не стал. А, вернувшись домой, рассказал о находке деду. Он посоветовал понаблюдать, так как, скорее всего это гнездо степного орла. По рассказам деда раньше орлов было очень много, а сейчас встретить орла стало трудно.

В течение недели я наблюдал за тем, как одна птица взлетала и садилась, то на стог, то на разные кочки.

Но прополка закончилась, и мои наблюдения приостановились. Когда же через три недели я снова приехал на бахчи, то увидел страшную картину. Степной пожар уничтожил всё вокруг, в том числе и гнездо. Но каково же было моё удивление, когда я заметил в вышине парящих орлов. Значит, они не покинули совсем это страшное место. И позже, изредка приезжая на бахчи, я видел пару орлов, кружащих в небе.

В мае 2007 года, проводя весенние работы в том же поле, отец снова увидел орлов. Он определил, что в 30 метрах от поля, на краю оврага, на одинокостоящем небольшом раскидистом вязе есть гнездо. Вначале июня я смог увидеть его своими глазами. Это действительно было гнездо степного орла. Оно было сложено из толстых сучьев и веток, выстлано навозом, в нем лежали обрывки тряпок и полиэтиленовых пакетов. Осторожно подойдя поближе, я рассмотрел в гнезде трёх орлят. Они были белые с коричневыми крапинками (см. приложение 1). Два дня я наблюдал издалека, боялся подходить ближе, чтобы птицы не бросили гнездо. Но орлы не покинули птенцов, и я решился их сфотографировать.

Свежие документы:  Мастер-класс "Особенности работы с текстом в начальной школе"

Следующий раз я попал к орлятам уже в июле. Они сильно выросли и возмужали (см. приложение 2). Их возраст выдавала только яркая желтизна вокруг клюва, но молодые ещё не покидали гнезда. Я подходил к ним несколько раз, взрослые в это время находились неподалёку. Они парили в небе ( см. приложение 3). Выжили все три птенца, что бывает довольно редко.

В августе-сентябре орлята стали на крыло. Они покинули гнездо и облюбовали небольшие копны ржаной соломы, причём каждый сидит на своей копне. Взрослые птицы всё реже появляются рядом.

Вот только ураган, пронёсшийся вначале сентября по району, разрушил орлиное гнездо, но орлята всё равно не улетают далеко от этого места.



Глава V.

Результаты наблюдений.


Я считаю, что выжили все три птенца благодаря изобилию пищи: сусликов, полёвок, тушканчиков. Взрослые птицы имели возможность охотиться, не улетая далеко от гнезда.

Вся наша семья заметила изменения от этого соседства: на поле исчезли суслики и полёвки, они перестали портить посевы зерновых. Также стало меньше змей, мы склонны думать, что это тоже заслуга «наших» орлов.

В ближайшем будущем вымирание степным орлам не грозит. За десятилетия они успели приспособиться к жизни рядом с человеком. Орлы – обязательный элемент степной экосистемы. Но всё равно степной орёл нуждается в нашей защите, чтобы и впредь не оказаться на грани вымирания.


Список использованной литературы.



  1. Энциклопедия «Жизнь животных». Том 6 «Птицы». Под редакцией В.Д. Ильичёва, А.В. Михеева. Москва, «Просвещение» 1986 г.

  2. Детский экологический журнал «Свирель» за 2007 г.

  3. «Родная природа» А.Ф.Киреев. Нижнее-волжское книжное издательство. Волгоград – 1967г.


А также:


Официальный сайт Администрации Волгоградской области и сайт www.lazur.ru


«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2007 г.
































Областной конкурс научно-исследовательских работ школьников по экологии

«Юный исследователь»






Тема работы: «Степной орёл».






Выполнил: ученик 8а класса

МОУ «Красносельская СОШ»

Быковского муниципального района

Волгоградской области

Шаманов Илья Витальевич

Руководитель работы: Шаманова Татьяна

Александровна

учитель начальных классов















С. Красноселец 2008 г.


Содержание:


  1. Введение. Стр. 1

  2. Глава I. «Характеристика природных условий места

Проведения мониторинга». Стр. 2

3. Глава II. «Отряд соколообразные или хищные птицы». Стр. 3

4. Глава III. «Степной орёл». Стр. 4

5. Глава IV. «Мои наблюдения». Стр. 5

6. Глава V. «Результаты наблюдений». Стр. 6

7. Список использованной литературы. Стр. 7

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: