Урок литературного чтения в 4 классе «О доблестях, о подвигах, о славе». Былины «Добрыня и Змей»


МБОУ «Полевской лицей»

деревня Полевая Курского района Курской области



Урок литературного чтения


в 4 классе


по учебнику О.В. Кубасовой «Любимые страницы» УМК «Гармония»



Подготовила

учитель начальных классов

Шестопалова Татьяна Сергеевна





Д. Полевая

2013

Тема:

«О доблестях, о подвигах, о славе».

Былины «Добрыня и Змей»


Цели: педагогическая: создание условий для понятия былинного сказа, как жанра устного народного творчества;

ученическая: познакомиться с былинами и былинными героями, научиться читать эти произведения;

Задачи:

  • Обучающие: формирования полноценного восприятия былинного текста, понимание специфики литературного жанра, совершенствование навыка чтения.

  • Развивающие: развивать связную речь, воображение, мышление.

  • Воспитательные: воспитывать интерес к урокам литературного чтения,

воспитывать чувства сострадания, сопереживания и милосердия.

  • Воспитывать нравственные качества на примере былинного героя

Универсальные учебные действия (УУД метапредметные)

Личностные: самостоятельное определение и высказывание общих правил поведения.

Регулятивные: формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками, оценка своей работы, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнение своих достижений.

Познавательные: формулирование своих высказываний, ориентировка в словаре, учебнике, работа с репродукциями картин, прослушивание сообщения о гуслях, чтение былинного сказа.

Коммуникативные: построение речевого высказывания, умение работать в паре, умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других.


Техническое обеспечение

Мультимедийный проектор;

Презентация.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  2. -Здравствуйте, люди славные. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

  3. Проверка домашнего задания


  1. Подготовка к восприятию.

На экране появляется поговорка: «Славна богатырями земля русская». (Слайд1 ) Презентация
— Что записано на доске?
— Что такое поговорка? Какие еще виды устного народного творчества знаете?

— Послушайте мою загадку:
(Слайд 2)
Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит. 
(
Богатырь)

Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)

— Так, значит, о ком у нас пойдёт речь? (Слайд 3-4 )

Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан — моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.

(читает ученик)

Вспомните, происхождение и значение слова «богатырь»

Работа со словарем

Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Халимов Руслан и Бодор Лиза поработают со словарем Ожегова.

Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

-А мы попробуем подобрать слова, близкие по смыслу.
Силачвоин, защитник, витязь

Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
— Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом  необыкновенным умом, смекалкой. 
— Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)
-Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете?
— А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?

— В  каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?
— Что такое былина? (Слайд 5)

— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название

— Откройте оглавление и прочитайте названия произведений, которые включены в этот раздел.

— О чем будут эти произведения? (О воинах, о подвигах которые они совершали)

— А события, описанные в этих произведениях , к каким временам относятся? (К древним временам)

— Давайте посмотрим какое оружие и доспехи были у древних воинов (Слайд 6)

IV. Работа по теме урока.

Рассказ подготовленного ученика.

Наши предки — земледельцы, скотоводы, охотники вели жизнь полную опасностей и невзгод. Бывали наводнения, засухи, морозы. Но самым ужасным испытанием были воинственные набеги соседних народов. Враги разоряли селения, забирали в плен женщин и детей. Это вызывало у людей глубокие переживания и певцы из народа слагали героические песни о могучих, бесстрашных защитниках русской земли

— Былины раньше пелись. Сказители- гусляры владели 1-2 мелодиями в сопровождении которых они исполняли все известные им былины. (Слайд 7)

Рассказ про гусли (Слайд 8 )

В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса

В наиболее старинных славянских памятниках слово «гусли» иногда упоминается для обозначения инструментов вообще. В других случаях под именем гуслей подразумеваются струнные инструменты в отличие от духовых и ударных.

Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они «яворчатые» или чаще «яровчатые». Нет основания предполагать, что число струн на древних славянских гуслях было постоянно. Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI — XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см. Звучание гуслей Приложение 1

2. Рассказ подготовленного ученика.

Слова «былина» раньше не было, а богатырские песни, рассказывающие о преданиях старины глубокой. Назывались старинами, старичками. Позднее появилось слово «былина» (с ударением на последний слог), что означало «быль», т.е. правдивое повествование.

Раньше в исполнении гусляров, народных сказителей былины звучали не так, как сейчас – напевно, ритмично, с древнерусскими словами, которые нам уже непонятны. Мы познакомимся с былинами, которые пересказаны для нас привычным современным языком.

3. Чтение вступительной статьи.

Дети читают самостоятельно.

Беседа по содержанию.

— Что такое былина? (Былина – это древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, радостях и бедах наших предков)

(Слайд 9 )

— Содержат ли былины вымысел или все что в них изложено реально? (В былине можно найти много исторических примет, и все же былины – это не исторический документ, а произведения искусства, в которых имеется поэтический вымысел. Для былин важна не столько правда отдельного факта, события, сколько правда жизни).

4. Слово учителя.

-Прочитайте, как называется первая былина, с которой мы сегодня познакомимся? (Добрыня и Змей)

(Слайд 10-14 )

— Былины о Добрыне имеют более раннее происхождение, чем былины об Илье Муромце, но и те, и другие связаны с периодом борьбы нашего народа с татарским нашествием.

Былины переносят нас в совершенно необычный, особенный мир, но, несмотря на значительную долю фантастики, в них отразились подлинные исторические события, которые приобрели сказочный характер только с течением времени.

В былинах вполне достоверно изображена Русская земля

Обычно действие происходит возле Киева – исторического центра России, а герои былин своим происхождением связаны с исконно русскими городами. (Слайд15)

Демонстрация картины Виктора Васнецова «Богатыри» (Слайд16)

Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?

Как выглядят богатыри?

Подумайте, кто из богатырей старший на заставе?

Как определили?

Что можно сказать о каждом из богатырей по тому, как

они изображены художником?

Физкультминутка (под С. Намин  «Эх, да надо бы жить красиво») (Приложение 2)

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!
5. Словарная работа

(Слайд 17)

ПА.ЛИЦА — старинное оружие — тяжелая дубинка с утолщенным концом;

ПА.РОБОК — на Украине юноша, парень, одно из значений — оруженосец;

КУ.РЕВА — «пыльная курева» — имеется в виду облако пыли,

похожее на облако дыма, возникшее от курения;

ПРИУМА.ЯЛСЯ — притомился, устал;

ОЩЕРИТЬСЯ — оскалиться, угрожающе показать зубы;

ПОРЕШИТЬ — кончить, убить;

ДОРОДНЫЙ — рослый, крупный, полный;

ВЕЛИЧАТЬ ПО ИЗОТЧИНЕ — называть по отчеству, по отцу;

ЧА.РА — то же, что чарка — небольшой сосуд для питья вина;

ШПЕНЕЧКИ — небольшие шипы, стержни;

СТОЛЬНЫЙ ГРАД — столичный город, столица;

УЧУЯТЬ — почувствовать.

Начало былины читает учитель, затем она читается детьми вслух относительно законченными по смыслу частями. Все, что непонятно, тут же, по ходу работы, поясняется учителем

Работа с иллюстрацией учебника.

Что здесь изображено? Где происходит действие? (Это княжеские белокаменные палаты).

Что здесь происходит? (Идет пир, князь беседует с Добрыней.)

Как зовут князя? (Князь Владимир).

Где он нарисован? Покажите.

Как вы догадались, что именно это и есть князь?

С кем он разговаривает?

Прочитайте разговор князя с Добрыней.

После этого былина читается дальше.

После чтения слов «…а от меньшого и ответа нет» учитель может задать уточняющий вопрос:

Почему все молчат? (Боятся.)


V. Закрепление изученного материала.

— С каким новым жанром мы познакомились сегодня на уроке? (Былины)

— Какова главная идея былины?

— Что такое былина?

— Каких былинных героев знаете?

— Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум, доброта)

— Чему учит нас былина? (любить свою родину, защищать её, быть добрым)


VI. Итог урока. Рефлексия.

— На уроке я узнал…..

— Мне было….

— Хотелось бы похвалить…

— Свою работу оцениваю как….

— на следующем уроке хотелось бы узнать…..

VII. Домашнее задание.

Перечитать былину, читать другие былины про русских богатырей.






Литература:

  1. Учебник О. В. Кубасова «Любимые страницы» 1 часть, Смоленск «Ассоциация XXI век» 2013

  2. Рабочая тетрадь к учебнику Литературного чтения

  3. «Толко́вый слова́рь ру́сского языка́» — однотомный нормативный словарь русского языка, созданный С. И. Ожеговым на основе «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова.

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/




7


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Кто живет в часах?» Г.Юдин»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: