Урок литературы в 7 классе «Ради жизни на земле» (Обзор поэзии времен Вов)


Урок литературы в 7 классе

«Ради жизни на земле».

(Обзор поэзии времен Вов)

Цели: дать обзор поэзии времен Вов; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие, патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

Предварительное задание: учащиеся читают лирику военных лет, готовят выставку в классе «Это нужно живым».

Оборудование урока: записи военных лет, поэтические сборники, электронный учебник.


Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет…

(Первые дни войны – электронный учебник по истории России «От Кремля до Рейхстага», 1-2 кадр с диктором).

Учитель. Война… Произносишь это слово, и страшные картины встают в нашем воображении. В О в длилась 1418 дней и ночей… Ее не вычеркнут из воспоминаний те, кому довелось сражаться. А мы, потомки победителей, знаем, помним, чтим? В истории человечества, к сожалению, немало войн, больших и малых. Это потом для Истории будет поле Куликово, Бородино, Прохоровка. А для русского солдата – это все родная русская земля. Нужно вставать во весь рост и идти в атаку, и умирать под небом России. Так русский человек выполнял испокон веков свой долг, долг защитника Отечества.

Сегодня мы перелистаем страницы поэзии времен В О в и понаблюдаем над тем, как поэзия соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями, и попробуем понять, что помогло русскому солдату победить в этой страшной войне.

Когда гремит оружие, музы молчат – это восходящее к Древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к нашей Отечественной войне. Даже самый скептический исследователь жизни страны в эти страшные годы неизбежно придет к выводу, что ее насквозь пронизывала поэзия.

Ученик. 24 июля 1941 года «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение Василия Лебедева- Кумача начинавшиеся словами «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…». Стихотворение прочитал руководитель ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров. На другой день он принес на репетицию ансамбля уже новую песню «Священная война».

(Отрывок из песни прослушивается в записи).

Учитель. Почему эта песня стала легендарной?

Ученик. Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту Родины, война названа «народной» и «священной», песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны.

Свежие документы:  Логопедическое занятие для 4 класса "Дифференциация приставок и предлогов"

Учитель. Остро чувствовали эту ответственность и писатели: 941 из них ушел на фронт, 417 не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран – в военных госпиталях.

Учитель. Почему поэзия оказалась необходима людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

Ученик. Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой.

В стихотворении Владислава Занадворова, геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, — неприкрашенная война. Читает стихотворение «Ты не знаешь, мой сын, что такое война!».

Ученик. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных мысли фронтовиков. Стихотворению Иосифа Уткина предпослан эпиграф из Н. А. Некрасова: «…Не жаль ни друга, ни жены,// Мне жаль не самого героя». Читает стихотворение «Из письма».

Ученик. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К. Симонова «Жди меня». Это стихотворение переписывали, знали наизусть. Читает стихотворение, если есть запись, прослушать.

Учитель. В чем сила этого стихотворения?

Ученик. Стихотворение звучит как заклинание, как молитва. Такое ощущение создается настойчивым повторением слов «жди меня», «жди».

Константин Симонов к началу войны был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». Сильное впечатление произвело стихотворение 1941 года, посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Читает стихотворение или слушаем в записи.

Учитель. Почему это стихотворение так затронуло души? Каким чувством оно проникнуто?

Ученик. Стихотворение передает боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. И здесь звучит лейтмотив: «Мы вас подождем». «Усталые женщины», «деревни, деревни, деревни с погостами» — родные, оставляемые в беде, родные, которые молятся «за в бога не верящих внуков своих». И хотя стихотворение об отступлении, вера в то, что это не навсегда, очень сильна, невозможно оставить на растерзание врагам родную землю.

Учитель. Поэты в стихотворениях передали всеобщее чувство – желание сберечь родную землю. Это чувство обыкновенного человека, понятное всем и близкое каждому.

Свежие документы:  Сочинение на тему «Поэзия символистов старшего поколения»

Это чувство объединяло разных людей, разных поэтов, независимо от их отношений с властями. Главным было стремление сохранить Родину. Вспомним стихотворение Анны Ахматовой «Мужество», в котором символом родины выступает «русская речь, великое русское слово». Подготовленный ученик читает стихотворение «Мужество».

(В блокадном Ленинграде – электронный учебник).

Ученик. У Ольги Берггольц, так же, как у Анны Ахматовой, был свой счет к советской власти, принесшей ей много горя: «проработки», «исключения», тюрьму. В голодном блокадном Ленинграде Берггольц страшной зимой 1942 года писала свой «Февральский дневник»:

Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

Не плача, рассказала, что вчера

Единственного схоронила друга,

И мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,

Я тоже ленинградская вдова.

Учитель. Как чувства выражены в этих строках?

Ученик. Берггольц пишет скупо, короткими предложениями, внешне не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замерзшие, замершие в душе.

Но тот, кто не жил с нами, — не поверит,

Что в сотни раз почетней и трудней

В блокаде, в окруженье палачей

Не превратиться в оборотня, в зверя…

Я никогда героем не была.

Не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем с Ленинградом,

Я не геройствовала, а жила.


Учитель. Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая.

Поэзия военных лет уловила самую суть развернувшейся войны: «Бой идет святой и правый,// Смертный бой не ради славы, // Ради жизни на земле» (А. Твардовский).


Работа в творческой мастерской. Задумайтесь о героических и трагических событиях Вов. Выполните задание, тема которого «Война глазами молодого поколения». Это могут быть стихи, написанные вами, эссе, сочинения – размышления, рисунки.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: