УРОК ПО ТЕМЕ «А. С.ПУШКИН»


УРОК ПО ТЕМЕ «А. С. ПУШКИН»

Цели и задачи: развитие способности воспринимать и понимать глу­бинный смысл поэзии, стимулирование творческой деятельности учащих­ся; систематизация и обобщение знаний школьников о жизни и творче­стве А. С. Пушкина; воспитание интереса и уважения к внутреннему миру человека.

Тип урока: контроль знаний.

Форма урока: диалог с элементами путешествия.

Оборудование: карта «Пушкинские места», выставка книг об А С. Пуш­кине, портреты поэта.

ХОДУРОКА

/. Сообщение темы и задач урока

II. Эмоциональный настрой учащихся на работу

Чтение отрывка из стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукот­ворный…».

Вступительное слово о том, что Пушкин многолик и многогранен, прост и непостижим, доступен ребенку и всегда интересен взрослому.

III. Работа над темой урока
1. Чтение

Учащиеся наизусть читают стихотворения, а также отрывок из сказок и одно стихотворение по выбору.

2. Беседа с учащимися

  • Что послужило внешним толчком для написания стихотворения «Узник»? (Посещение кишиневского острога в 1821 году)

  • Какова главная мысль стихотворения? (Стремление к свободе)

  • Стихотворение «Цветок» воспринимается совершенно иначе и вы­зывает другие чувства. Сравните их. (В «Узнике» звучат тоска, на­дежда, порыв вырваться на свободу. В «Цветке» — размышления о том неведомом человеке, который вложил цветок в книгу.)

  • Как вы думаете, откуда автор берет темы и сюжеты своих произве­дений? (Пушкин много путешествует, встречается с людьми. Их рас­сказы, предания, а также воспоминания, настроения, раздумья по­эта легли в основу многих стихотворений и сказок.)

  • Вы помните, ,что однажды А. С. Пушкин вписал в альбом дочери П. А. Осиповой, 15-летней Евпраксии Вульф, стихотворение «Если жизнь тебя обманет…»? Какие его строки можно было бы использовать в качестве жизненного девиза? Почему? (Первые строки. Эти стро­ки помогают оставить неудачи и печали в прошлом и настроиться на лучшее.)

  • У каждого свой Пушкин. Вы слышали это не раз. Понятно ли вам, что это значит? (Каждый находит в нем то, что интересно и важно для него)

  • Вспомните свое первое знакомство с поэтом. Как это произошло? И что запомнилось? (С помощью сказок, услышанных и прочитан­ных еще до школы. Запомнились мелодичные стихи, волшебные приключения героев сказок.)

  • Каким человеком предстает перед нами автор таких разных произ­ведений? (Поэт умеет увлечь волшебными историями ребенка. Он проникает в мысли, надежды, сомнения людей разного возраста и характера. Он мечтает о свободе, восхищается красотой и вели­чием, грустит о прошлом и с оптимизмом думает о будущем.)

  • Что еще можно сказать об А. С. Пушкине? Вспомните наиболее важные моменты его жизни.

3. Сообщения учащихся

1-й ученик. А. Пушкин родился в семье отставного майора Сергея Льво­вича Пушкина 26 мая 1799 года. Домашнее образование было бессистем­ным, но А. Пушкин все же вынес из него безупречное знание французс­кого языка и страсть к чтению. Весной 1811 года отец подал прошение о приеме Александра в Царскосельский Лицей — новое учебное заведе­ние, которое приравнивалось в правах к университетам.

2-й ученик. 8 января 1815 года лицеисты сдавали экзамен. Незадолго до этого по распоряжению лицейского начальства Пушкину надлежало сочинить стихи ко дню торжественного акта, на котором должны при­сутствовать «высокие особы». Пушкин назвал свое приветствие «Воспо­минания в Царском Селе». Услышав это произведение, Державин, при­сутствовавший на экзамене, благословил юного поэта.

3-й ученик. В 1817 году Пушкин закончил лицей и переехал в Петер­бург. Его имя известно. Смелые стихи поэта отмечены царем. В мае 1820 го­да Пушкин отправляется в первую ссылку. Он путешествует по Кавказу, Крыму.

В Одессе попадает под надзор графа Воронцова. По доносу графа поэта отправляют в новую ссылку — в Михайловское.

4-й ученик. О восстании 14декабря 1825 года поэт узнает в Михайлов­ском. Пушкина вызывают к царю. Вновь столица. Своих симпатий поэт не скрывает. В тяжелую эпоху, последовавшую после восстания декабри­стов, много пишет. Известно его послание в Сибирь.

5-й ученик. Знаменитая Болдинская осень 1830 года. За три месяца создано около 30 стихотворений, «Повести Белкина», «Маленькие траге­дии», две последних главы «Евгения Онегина». А в 1931—1933 годы. Пуш­кин создает серию сказок.

6-й ученик. Женитьба на первой красавице света Наталье Гончаровой. Все больше забот. Все чаще конфликты. Самый острый из них — с Жор­жем Дантесом. 26 января 1837 года Пушкин посылает барону Геккерну резкое письмо по поводу его приемного сына. Дуэль неизбежна. Она со­стоялась на Черной речке. 29 января 1837 года в 2 ч 45 мин. После двух дней страданий Пушкин умер. После смерти Пушкина среди его рукопи­сей найдено стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

4. Слово учителя

Пушкин — гениальный поэт и удивительный человек. О нем всегда много писали. Жизни и творчеству А. С. Пушкина посвящено огромное количество книг и произведений изобразительного искусства. И это не только книги для взрослых.

С любовью хранятся в многочисленных музеях Пушкина его рукопи­си, книги, вещи, предметы обстановки.

5. Путешествие по пушкинским местам <

1-й экскурсовод. Музей в Царском Селе. Лицей. Сюда поступил в 1811 го­ду. Пушкин. Этот гостеприимный «храм науки» стал для него домом до 1817 года.

2-й экскурсовод. Село Михайловское, где находится музей-усадьба.

Пушкин бывал здесь в 1819 году, а с 1824 по 1826 год находился в ссылке. В 1836 году Пушкин приехал сюда в последний раз: он привез для погребе­ния мать. Здесь написаны многие стихи, проза, главы «Евгения Онегина».

3-й экскурсовод. Село Тригорское в двух километрах от Михайловс­кого. Это бывшее имение Осиповых-Вульф, соседей и друзей Пушки­на.

4-й экскурсовод. Деревня Выра Гатчинского района Петербургской области, где находится музей литературных героев, созданный по повес­ти «Станционный смотритель». Пушкин был здесь не менее 13 раз. По преданию, именно здесь разыгрались события повести.

5-й экскурсовод. Музей-квартира А. С. Пушкина на Мойке в Петер­бурге. Пушкин поселился здесь 12 сентября 1836 года и собирался про­жить не менее двух лет. Но 27 января 1837 года был смертельно ранен. Здесь он умер. Тысячи людей пришли сюда почтить память поэта.

6. Беседа

Зачем нужны музеи Пушкина? (Чтобы сохранить память о поэте)

Что бы вы хотели увидеть из экспонатов такого музея? Почему?
Во многих музеях хранятся портреты Пушкина. Они очень разнооб­
разны.

7. Художественная галерея

Искусствоведы представляют репродукцию портретов Пушкина кис­ти В. Тропинина, О. Кипренского, В. Серова, К. Сомова и др.

8. Конкурс скульпторов

Ученики получили домашнее задание подготовить проект памят­ника Пушкину по специальной схеме и выступить со своими предло­жениями. Их оценивает конкурсная комиссия, аргументируя свои ре­шения.

IV. Подведение итогов

Пушкин — «солнце русской поэзии», самая значительная фигура в рус­ской литературе.

У каждого свой Пушкин. Читатели ищут и находят в его произведе­ниях то, что им интересно, важно, созвучно их мыслям и настроениям. А если человек проникнет в глубинный смысл его поэзии и прозы, то смо­жет постичь и то, что прежде было ему недоступно.

Поэтому мы вновь и вновь будем возвращаться к творчеству А. С. Пуш­кина.

V. Домашнее задание

Устное рассуждение на тему «Чем мне интересен Пушкин».

Домашнее задание к уроку по группам

  • Чтецы: чтение наизусть стихотворений: «Узник», «Кавказ», «Цве­ток», «Если жизнь тебя обманет…», двух отрывков из сказок.

  • Литературоведы готовят рассказ о наиболее значительных событи­ях жизни А. С. Пушкина.

  • Искусствоведы готовят рассказ о портретах А. С. Пушкина (худ. В.Тропинин, О. Кипренский, В. Серов, К. Сомов).

  • Экскурсоводы изучают материалы о музеях Пушкина.




Свежие документы:  Урок литературного чтения в 3 классе Тема: С. Есенин "Стихи о Родине"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: