Внеклассное мероприятие по Литературе «Литературная игра, посвящённая 230-летию комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»»


Литературная игра, посвящённая 230-летию комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».



Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе в рамках проведения Декады естественных и гуманитарных наук.




Автор: преподаватель литературы и русского языка Киржачского машиностроительного колледжа О.С. Позднякова.





Ход игры


Для проведения игры формируются команды из 6 человек. Для подсчёта результатов создаётся счётная комиссия из числа студентов или преподавателей.

  1. Вступительное слово ведущего.

260 лет назад родился драматург Денис Фонвизин. Вроде давно, а персонаж его знаменитой комедии и теперь живее всех живых.

«Недоросль» — шедевр русской драматургии, бессмертная комедия, знакомая нам еще со школьных лет. В ней прямо указан корень всех бед России — крепостное право и общественное невежество. Крепостное право давно отменено, а вот невежество… «Не хочу учиться, хочу жениться», — заявляет недоросль по имени Митрофанушка, сын помещиков Простаковых. Воспитание превращает подростка в жестокое и ленивое существо. «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..» — скорее не вопрос, а горькое сожаление о судьбе России. И все было бы печально, если бы… не было так смешно!

Сегодняшняя литературная игра позволит нам узнать, есть ли среди наших студентов те самые недоросли, о судьбе которых рассказал Д.И.Фонвизин?


  1. Объявление ведущим условий игры.


ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА

Жеребьёвка. Команды в течение 1 минуты письменно отвечают на вопросы и сдают ответы в счётную комиссию. Учитывается скорость и точность ответов.

  • К какому литературному течению (классицизму, романтизму, реализму) принадлежит творчество Д.И.Фонвизина.

  • По представлениям классиков вся литература делилась на высокие и низкие жанры. Какому жанру принадлежит комедия «Недоросль»?

  • Важнейшая особенность драматического классического произведения – правило трёх единств. Назовите их.


1 тур

Конкурс «Давайте знакомиться».

Команда знакомит других участников с 3 интересными фактами из жизни Д.Фонвизина, о которых узнала в процессе подготовки к игре. Задача команды — подобрать малоизвестные, не повторяющиеся в ответе другой команды факты. Каждый интересный факт – 1 бал.



После первой части конкурса команды по очереди отвечают на вопросы ведущего об авторе книги – Д.И.Фонвизине. Полные ответы оцениваются в 3 бала. В случае затруднения одной команды, другая команда получает возможность заработать дополнительный бал.

Вопросы:

  1. Отец Фонвизина «был человек большого здравого рассудка, но не имел случая, по тогдашнему образу воспитания, просветить себя учением», однако был довольно начитан, преимущественно в сочинениях нравоучительного характера. Своего отца он сделает прототипом одного из персонажей пьесы «Недоросль». Назовите этого героя – Стародум.

  2. Объем домашнего образования был не особенно велик, так как средства не позволяли отцу Ф. «нанимать учителей иностранных языков». Чему учился Фонвизин под пристальным вниманием своего отца? — осваивал элементы русской грамотности и чтение церковных книг.

  3. Девятилетним мальчиком он был записан солдатом в Семёновский полк и числился там “недорослем”. Что это значит? – он числился отпущенным со службы для прохождения “указных наук”.

  4. За два года обучения в университете Фонвизин настолько хорошо освоил иностранные языки, что в дальнейшем очень много и хорошо переводил. Какими иностранными языками он владел в совершенстве? – французским и немецким.

  5. С 1756 по 1762 год его имя постоянно фигурирует в списках, которые публиковались в газете «Московские ведомости». Что это за списки? – списки отличившихся учеников.

  6. В 1760 году Фонвизина в числе лучших учеников направляют в Петербург для представления куратору университета И.И. Шувалову. От этой поездки остались в памяти два события: встреча с Ломоносовым и … ? — первое его посещение российского театра.

  7. В апреле 1759 юноша Фонвизин был «произведен в студенты». Что это значит? — по итогам окончания Московской гимназии зачислен в студенты Московского университета.

  8. Как назывался литературный рукописный журнал университета, в котором пробовал себя Д.Фонвизин? – «Полезное увеселение».

  9. Первая книга Фонвизина вышла из университетской типографии.. как она называлась? — «Басни нравоучительные»

  10. Фонвизин известен как переводчик и драматург. Но в молодости он пробовал себя ещё в одном литературном жанре. Каком? – писал стихи.

  11. После окончания университета Фонвизин покинул Москву. Где ему предстояло жить? — в Петербурге.

  12. Какую должность занимал Д.Фонвизин в коллегии иностранных дел? — служил переводчиком.

  13. Членом какого литературного кружка был Фонвизин, проживая в Петербурге в 80-е годы? – Елагинского кружка.

  14. В 1777—1778 годах Фонвизин выезжает за границу и довольно долго находится в этой стране. Где именно? – во Франции.

  15. Какую комедию Фонвизина называли первой в русской литературе «комедией нравов» — «Бригадир»

  16. В 1769 г., после успеха своего «Бригадира», Фонвизин стал одним из секретарей графа Никиты Ивановича Панина. Какую должность при дворе занимал этот граф? – воспитатель наследника престола.

  17. Согласно литературной легенде, Потемкин, поздравляя его с успехом этой пьесы, сказал: «Умри, Денис, или больше ничего не пиши». О какой пьесе так отозвался царский фаврит? – о комедии «Недоросль».

  18. Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 — начало 1783 гг.). для кого оно было предназначено? — для будущего императора Павла Петровича

  19. В 1782-1783 гг. на страницах журнала «Собеседник любителей российского слова» развернулась полемика Д.Фонвизина с одним очень известным лицом на политические темы. Назовите это лицо. – Екатерина II.

  20. К 1788 г. Фонвизин подготовил свое «Полное собрание сочинений и переводов». Сколько томов должно было войти в это собрание сочинений? – 5.

  21. В последние годы жизни Фонвизин работал над автобиографией, оставшейся незаконченной. Как она должна была называться? — «Чистосердечное признание»


Конкурс «Портреты».

Командам предлагается по описанию узнать героя. Используется презентация. За каждый правильный ответ – 1 балл.


  1. Кто, не стесняясь, может пустить в ход кулаки? — Простакова

  2. Один – отставной сержант, другой — дьячок от Покрова. Кто это? – учителя Митрофанушки. Цыфиркин и Кутейкин.

  3. Не дурак плотно покушать, в нём кровь кипит, он непоседа. – Митрофанушка.

  4. Чей отец умер на сундуке с деньгами? — Скотинина и Простаковой.

  5. Некоторое время он служил при дворе, но отошел от него «…без деревень, без ленты, без чинов», так как понял, что там нет места людям правды. – Стародум.

  6. Истинный образ этого героя раскрывается в отношении к подвластным. Она не считает своих крепостных крестьян людьми и грубо обращается с ними. – Простакова.

  7. Имя его означает по-гречески «матерью явленный», «подобный своей матери» — Митрофанушка.

  8. Несмотря на свою молодость, он уже участвовал в важных действиях и проявил при этом подлинное бесстрашие. – Милон.

  9. Он изворачивается, хитрит, чувствует свою выгоду. В общем, он не глуп. – Митрофанушка.




Конкурс «Смотрите, кто говорит».

Участники должны узнать, кому из героев принадлежат слова. Используется презентация. За каждый правильный ответ – 1 балл.


Вопросы:

  1. Кому принадлежат слова: «Тиранствовать никто не волен» — Правдину

  2. Кто умел так ругаться: «Собачья дочь», «старая хрычовка», «бестия»? – Простакова.

  3. Кто из персонажей произносит эту мудрёную фразу: “Меня хоть теперь щелепами, лишь бы выю грешжечу путем накостылять!.. Притча во языцах! — учитель Кутейкин.

  4. Кто любил приговаривать: “Ну, будь я свиной сын, если…” – Скотинин.

  5. «Наличные деньги — не наличные достоинства» — Стародум.

  6. Кто поучал своего сына словами: «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время?» — Стародум

  7. Кто из героев был убеждён, что там, где «Начинаются чины, перестает искренность» — Стародум.

  8. Кто из учителей изъясняется простым языком бывшего солдата — учитель арифметики Цыфиркин.

  9. Кто дал Митрофанушке совет пословицей: «Век живи, век учись, друг мой сердешный» — Простакова.

  10. Кто отзывается о Простаковой, как о «Мастерице толковать указы»? – Правдин.

  11. «Ученье — вздор» — Скотинин.

  12. «Дал мне Бог ученичка, боярского сынка» — Цыфиркин.

  13. «Суженого конём не объедешь» — Скотинин.


Конкурс «Уроки Митрофанушки».

Команда выбирает область знаний (история, география, русский язык) и получает по 3 вопроса различной сложности. За каждый правильный ответ – 3 балла. Используется презентация.

ИСТОРИЯ

  1. Как в Древней Руси называли любой документ, а в СССР и России – лишь документ, выдаваемый за успехи в каком-либо деле? — грамота
    2. Как называлась старинная русская мера счёта, равная числу 12? —
    дюжина
    3. Как в средневековой России назывался придворный слуга, состоявший при великом князе или царе для личных услуг, если теперь этим словом туристы называют спальный мешок? —
    спальник

РУССКИЙ ЯЗЫК

1. «Вечор» – это вчера или сегодня? – вчера вечером
2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло? —
рак
3. Переведите на современный язык старинное русское слово жребоигрие? —
лотерея

ГЕОГРАФИЯ

  1. Назовите реки, протекающие в нашей стране, от названия которых происходят фамилии трёх героев известных произведений ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА. — Онега и Печора
    2. Какой полуостров «жалуется» на свою территорию? —
    Ямал
    3. В какой стране, по мнению героя чеховской «Свадьбы», всё есть? —
    в Греции
     

  1. Подведение итогов.



Литература:


  • Д.И.Фонвизин, «Недоросль».

  • Макогоненко Г.П. «История изданий сочинений Д. И. Фонвизина и судьба его литературного наследства».

  • Е. А. Акулова, «Фонвизин в школе»
    Кочеткова Н. Фонвизин в Петербурге. Л., 1984.

  • Энциклопедия Брокгауза и Ефрона и другие интернет-ресурсы





Приложение: Презентация к игре.



Свежие документы:  Сочинение на тему "Зимний вечер во дворе"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: