Внеклассное мероприятие по Литературе «По страницам школьных произведений» 8-10 класс


Литературная викторина

По страницам школьных произведений.

Цели: повышение мотивации учащихся к изучению литературы, расширение их кругозора, через содержание художественных произведений; развитие навыков самостоятельной работы со справочной литературой.

— Привитие школьникам интереса к чтению художественной литературы;

Оборудование: мультемедийная презентация, цветные карточки за правильные ответы, наполнение сектора 8.

Описание викторины: Викторина проходит в качестве игры по секторам. В игре участвуют три сборные команды из 9 – 11 классов. Право первого хода получает та команда, которая быстрее ответит на вопрос. Также решается вопрос и второго хода.

Ход игры:

Вступительное слово учителя: В нашей школе проходит неделя русского языка и литературы. Сегодня мы с вами совершим путешествие по страницам произведений школьной программы 8, 9 и 10 классов. Перед вами 9 секторов с различными видами заданий. В каждом секторе по несколько вопросов. В какой сектор зайти – ваше право. Желаем вам удачи.

Названия секторов:

  1. Что за произведение?

  2. Узнать произведение по описанию.

  3. Узнать произведение по герою.

  4. Разное.

  5. Чей портрет?

  6. Кто кому пишет?

  7. Откуда вылетело крылатое слово?

  8. Кому принадлежат эти вещи?

  9. Кто это?

Вопрос для решения права первого хода:

— Ты всё пела? Это дело, так поди же попляши. Какая это басня? («Стрекоза и Муравей»)

Вопрос для решения права второго хода:

— Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок. Какая это басня? («Ворона и Лисица»)

Задания секторов:

1 сектор «Что за произведение?»

Учащимся надо отгадать, из какого произведения взяты следующие строки.

  1. Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут…

(«Ода на день восшествия императрицы Елизаветы Петровны…» М.В. ломоносов)

  1. Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе.

Москва, я думал о тебе.

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

(»Евгений Онегин» А.С. Пушкин)

  1. Не хочу учиться, а хочу женить.

(«Недоросль» Д.И. Фонвизин)

  1. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?

(«Смерть поэта» М.Ю. Лермонтов)

  1. Старик! Я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас –

Зачем? .. Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой – дитя, судьбой – монах.

(«Мцыри» М.Ю. Лермонтов)

  1. Блестело море, всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились. В их львином рёве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни…

(«Песня о Буревестнике» М. Горький)

2 сектор «Узнать произведение по описанию»

  1. Поход в далёкий край к берегам Черного моря для возвращения Руси далёких земель у Керченского пролива.

(«Слово о полку Игореве…»)

  1. «Век нынешний и век минувший»

(«Горе от ума» А.С. Грибоедов)

  1. Это произведение о любви к русской девушке, которую автор встретил за границей. Но испугавшись чувств и ответственности, расстался с возлюбленной.

(«Ася» И.С. Тургенев)

  1. В этой повести автор от первого лица рассказывает о своей любви к дочери полковника. Ночью всё было просто замечательно, но именно эта ночь и стала поворотным пунктом в его судьбе. Не сумев простить отца возлюбленной, он не смог общаться и встречаться с этой девушкой.

(«После бала» Л.Н. Толстой)

3 сектор «Узнать произведение по героям»

  1. Тебя, Офелию мою,

Увел далёко жизни холод,

И гибну, принц, в родном краю,

Клинком отравленным заколот.

(«Гамлет» У. Шекспир)

  1. Маша Миронова, Швабрин, Пугачев.

(«Капитанская дочка» А.С. Пушкин)

  1. Марья Антоновна Сквозник – Дмухановская, Амос Федорович Ляпкин – Тяпкин, Иван Алексеевич Хлестаков.

(«Ревизор» Н.В. Гоголь)

  1. Агафья Матвеевна, Ольга Ильинская, Тарантьев.

(«Обломов» И.А. Гончаров)

  1. Варвара, Марфа Игнатьевна Кабанова, Феклуша.

(«Гроза» А.Н. Островский)

  1. Олимпиада Самсоновна, Устинья Наумовна, Самсон Силыч Большов.

(«Свои люди — сочтёмся» А.Н. Островский)

4 сектор «Разное»

  1. Кто этот великий человек 18 века? В октябре 1803 года министра юстиции вызвал царь. Александр 1 сказал недовольно, глядя в лицо своему 60-летнему министру: «Ты очень ревностно служишь». Тот чуть склонив седую голову отвечал: «Я иначе служить не могу, государь. Простите». Царь, помолчав, ответил с лёгким раздражением: «Подавай просьбу об увольнении от службы». 7 октября высочайший указ об отставке был подписан.

(Г.Р. Державин)

  1. О каком направлении идёт речь? Литературное направление, пришедшее на смену сентиментализму в конце 18 – начале 19 века. Название происходит от французского слова, которое обозначает нечто таинственное, странное, нереальное.

(Романтизм)

  1. Кто этот великий человек 19 века? Едет в Тегеран, где существует очень сложная обстановка. Его пытаются подкупить, но не смогли. В переговорах с шахом не было достигнуто ничего существенного. Не сумев его уговорить, его решили убрать с дороги. 30 января 1829 года в Тегеране были спровоцированы беспорядки. Русская миссия была разгромлена, сотрудники её убиты и этот человек тоже был убит, сопротивляясь до последнего.

(А.С. Грибоедов)

  1. Назовите сказки А.С. Пушкина.

(«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», « Сказка о золотом петушке», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

  1. Расположите главы из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» по порядку.

(«Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Журнал Печорина», «Фаталист»)

5 сектор «Чей портрет?»

  1. «Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания»

(Грушницкий из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

  1. «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов… пыльный бархатный сюртучок его, застёгнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое бельё, изобличавшие привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической ручке, и когда он снял одну перчатку, тоя был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива…»

(«Григория Александровича Печорина из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

  1. «… мальчик лет пятнадцати. А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нём нехорошо: ужасно падок был на деньги».

(Азамата из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

6 сектор «Кто кому пишет?»

  1. Кто ты, мой ангел ли хранитель,

Или коварный искуситель.

Мои сомненья разреши.

Быть может, это всё пустое,

Обман неопытной души!

И суждено совсем иное…

Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слёзы лью,

Твоей защиты умоляю…

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Я жду тебя: единым взором

Надежды серца оживи

Иль сон тяжелый перерви,

Увы, заслуженным укором!

(Татьяна Ларина – Евгению Онегину из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

  1. Предвижу всё: вас оскорбит

Печальной тайны объясненье.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

Чего хочу? С какою целью

Открою душу вам свою?

Какому злобному веселью,

Быть может, повод подаю!

(Онегин – Татьяне из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

  1. «Всё устроено как можно лучше: тело привезено обезображенное, пуля из груди вынута. Все уверены, что причиною его смерти несчастный случай; только комендант, которому, вероятно, известна ваша ссора, покачал головой, но ничего не сказал. Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если можете… Прощайте…

(«Вернер – Печорину из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

  1. «Спешу тебя уведомить, душенька, что состояние мое было весьма печальное, но, уповая на милосердие божие, за два соленые огурца особенно и полпорции икры рубль двадцать пять копеек…

Но, уповая на милосердие божие, кажется, всё будет к хорошему концу. Приготовь поскорее комнату для важного гостя, ту ,что выклеена желтыми бумажками…»

(Городничий – Анне Андреевне из пьесы «Ревизор» Н.В. Гоголя)

  1. «Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса. На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, — думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. Помнишь, как мы с тобой бедствовали, обедали нашерамыжку и как один раз было кондитер схватил меня за воротник по поводу съеденных пирожков на счет доходов аглицкого короля? Теперь совсем другой оборот. Все мне дают взаймы сколько угодно. Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер. Ты, я знаю, пишешь статейки: помести их в свою литературу…»

(Хлестаков – Тряпичкину из пьесы «Ревизор» Н.В. Гоголя)

7 сектор «Откуда вылетело крылатое слово?»

  1. Мы все глядим в Наполеоны.

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

  1. Любви все возрасты покорны.

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

  1. Молчалины блаженствуют на свете.

(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

  1. Мы все учились понемногу….

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

  1. И какой же русский не любит быстрой езды!

(Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

  1. Рожденный ползать — летать не может.

(М. Горький «Песня о Соколе»)

  1. Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей.

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

  1. Одна, но пламенная страсть.

(«Мцыри» М.Ю. Лермонтов)

  1. Чины людьми даются, а люди могут обмануться.

(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

8 сектор «Кому принадлежит эта вещь?»

  1. Черевички (Оксане из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»)

  2. Миска с галушками (Пацюку из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»)

  3. Кусочек сыра (Вороне из басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

  4. Гармонь (Василию Тёркину из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

  5. Ветка сирени (Ольге Ильинской из романа «Обломов» И.А. Гончарова)

  6. Топор (Родиону Раскольникову из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского)

9 сектор «Кто это?»

Через мультемедийный проектор высвечиваются портреты литературный деятелей. Учащиеся должный угадать, кто изображён.

  1. М.В. Ломоносов

  2. Л.Н. Толстой

  3. Ф.М. Достоевский

  4. И.С. Тургенев

  5. М.Ю. Лермонтов

  6. Г.Р. Державин

  7. Ф.И. Тютчев

  8. А.С. Пушкин

  9. А.С. Грибоедов

Подведение итогов викторины. Вручение грамот.

Свежие документы:  Конспект урока письма и развития речи в 4 классе "Употребление предлогов в речи и их правописание"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: