Исследовательская работа «Определение экономических возможностей своей семьи при выращивании картофеля.» 7 класс



ГБОУ ООШ с.Сидоровка Муниципального района Сергиевский Самарской области







Секция «Математика»

Определение экономических возможностей своей семьи при выращивании картофеля.






Автор: Жарков Вадим

учащийся 7 класса

ГБОУ ООШ с.Сидоровка


Руководитель: Воропаева

Ольга Геннадьевна

учитель математики

первой категории

ГБОУ ООШ с.Сидоровка

















2013/14уч. год

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3


  1. Теоретическая часть………………………………………………………6

1.1.Основные понятия: себестоимость, калькуляция, калькуляционная единица, рентабельность……………………………………………..6

1.2.Учет затрат на выращивание картофеля…………………….….8

1.3.Исчисление себестоимости продукции………………………….9

1.4.Исчисление рентабельности производства……………………..9


2. Практическая часть…………………………………………….………..10

2.1.Технологическая карта возделывания культуры…………….….10

2.2.Калькулирование себестоимости выращенного картофеля……..11

2.3.Расчет рентабельности выращивания картофеля…………………12

2.4. Расчет экономических возможностей своей семьи при выращивании картофеля…………………………………………………..12



Анализ исследования……………………………………………………….……13

Выводы……………………………………………………………………………13


Литература………………………………………………………………………..15

Приложение………………………………………………………………………16









Введение.


В селе Сидоровка, где я проживаю, я не раз слышал о том, что сельское хозяйство убыточно. Поэтому сельскохозяйственные предприятия «разваливаются». Вот и в нашей деревне колхоз расформировался в 2009 году и моему папе приходится работать далеко от дома, он уезжает на длительный срок.

В основном каждый житель деревни имеет большие участки земли около дома. Их использует каждый по своему усмотрению. Многие жители выращивают картофель. Географическое расположение нашего села — вдоль левого берега реки. Моя семья не исключение. Наш участок земли доходит до реки и имеет площадь около 50 соток. На участке моя семья выращивает разные культуры. Картофель – одна из важнейших культур, возделываемых нашей семьей. Он используется на различные цели – заготовка для своей семьи как основной продукт питания на весь год, кормовые (подкорм скоту), продовольственные (на продажу другому населению),

Проблема.

Мне стало интересно, а выгодно ли экономически для моей семьи выращивать картофель на личном приусадебном участке?


Актуальность темы.

В статье Валерия Кузнецова, Самара «Российская газета» — Поволжье №3738 от 6 апреля 2005 г. говориться, что с каждым годом продолжает расти сельская безработица. В общем числе ищущих работу доля сельских безработных увеличивается. Главная причина сельской безработицы – это перманентное банкротство сельхозпредприятий, их реорганизация или сокращение производства.

29 марта 2010 года Глава муниципального района Сергиевский Анатолий Шипицин провёл совещание. Собравшиеся обсудили ситуацию на рынке труда Сергиевского района.
          Мировой финансово-экономический кризис во многом негативно повлиял на общий рынок труда. Задача, которую поставил Глава района перед участниками совещания, заключалась в определении социального портрета сегодняшнего безработного, выявлении тех граждан, которые действительно хотят работать и в определении  механизмов помощи этим людям. Именно на помощь этим гражданам и должны быть направлены меры господдержки и усилия муниципалитета.
          Например, в Сергиевском районе реализуется государственная программа по поддержке граждан, состоящих на учёте в Центре занятости и желающих организовать личный бизнес. С 2010 года за помощью в открытии собственного дела в Центр занятости обратилось много людей, среди которых получили по 58 800 рублей. В связи с этим было принято решение о проведении анализа эффективности вложения средств, полученных по этой программе и их целевого использования начинающими бизнесменами.

Я проживаю в селе, где нет работы для населения. Моему папе приходится работать далеко от дома, чтобы обеспечить семью. В современных рыночных условиях перед людьми стоит проблема выгодного ведения хозяйства. Поскольку эта проблема является актуальной, в своей исследовательской работе я попытаюсь вычислить себестоимость и рентабельность картофеля, выращенного на моем приусадебном участке. Подобрав литературу и собрав нужную информацию, я приступил к исследованию.

Объект исследования.

Процесс экономического исследования.

Предмет исследования.

Математические методы исследования выращивания картофеля нашей семьи.


Так как основными показателями экономической эффективности производства являются себестоимость и рентабельность, то чтобы решить эту проблему, я поставил цель:

рассчитать экономические возможности своей семьи при выращивании картофеля.

Для решения проблемы мною поставлены задачи:

  1. изучить понятия и методику расчета себестоимости и рентабельности;

  2. провести наблюдения за процессом выращивания картофеля и составить технологическую карту возделывания культуры;

  3. вычислить себестоимость выращенного картофеля и рентабельность его выращивания.

Гипотеза. Если выгодно выращивать картофель на моем приусадебном участке, то можно заняться его выращиванием на продажу, т.е. если предположим, что мой папа будет заниматься выращиванием картофеля и реализовывать полученную продукцию, то ему не нужно будет работать на стороне, и он сможет обеспечить семью.



Методы исследования:

    1. Теоретические (изучение и анализ литературы, прогнозирование, сравнение, обобщение)

    2. Эмпирические:

      • беседа со старыми людьми, у которых большой опыт по выращиванию картофеля (Сапрыкина М.А. и другие)

Беседа- разговор, обмен мнениями.

      • фиксация результатов

3. Математические:

      • решение задач

      • составление таблиц

  1. Рефлексивные (самоанализ, самооценка).


  1. Теоретическая часть.


    1. Основные понятия: себестоимость, калькуляция, калькуляционная единица, рентабельность.


Себестоимость продукции – это сумма всех затрат на производство продукции и ее реализацию (продажу).

Для выращивания продукции семья затрачивает средства на приобретение семян, удобрений, средств защиты растений, ГСМ (горюче-смазочных материалов). В процессе производства используются машины, оборудование, инструменты. Ремонт и замена износившейся техники также требует определенных затрат. В изготовлении продукции принимают участие все члены семьи, а возможно используется помощь других людей и им выплачивается денежная плата за труд. На реализацию продукции семья также затрачивает определенные средства. Если все эти затраты выразить в денежной форме и сложить, то получится себестоимость продукции.


С = Спм + У +Сзр ос у + Здр,

где С — себестоимость продукции;

Спм семена и посадочный материал (приобретенные на стороне и собственного производства прошлых лет, собственного производства текущего года);

У – удобрения;

Сзрсредства защиты растений;

Соссодержание основных средств ГСМ;

Руработы и услуги;

Здр – прочие затраты (оплата налогов на землю, пользование водой и др.)


Калькуляция – это определение себестоимости единицы продукции (изделия, вида, группы) по статьям расходов.

Чтобы определить себестоимость каждого отдельного изделия или килограмма продукции, подчитывают, или, как говорят, калькулируют, все расходы на единицу продукции. В калькуляции все затраты группируются по статьям расходов (статьям калькуляции): сырье и материалы; топливо и энергия на технологические (производственные) нужды; заработная плата производственных рабочих; расходы на освоение новых видов продукции и т.д.

Калькуляция дает возможность подсчитать, во сколько обходится производство продукции. При помощи калькуляции можно узнать, какие затраты связаны непосредственно с производством, а какие с его управлением и обслуживанием, во сколько обходиться производство продукции, а во сколько ее реализация (продажа) и т.д.


Калькуляционная единица — это единица измерения самого объекта калькулирования, т.е. готовой продукции. Например, при

выращивании картофеля калькуляционной единицей будет 1ц.


Рентабельность производства (от нем. rentabel — доходный, выгодный, прибыльный), показатель, характеризующий экономическую эффективность работы.

На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость производства зависит от специализации и концентрации.

Анализ рентабельности производства позволяет выявить большое число тенденций развития, он призван указать пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет более успешно осуществлять свою деятельность.



    1. Учет затрат на выращивание картофеля.

Учет затрат ведут по следующим статьям:

– семена и посадочный материал (приобретенные на стороне и собственного производства

прошлых лет, собственного производства текущего года);

– удобрения (органические, минеральные);

– средства защиты растений;

– содержание основных средств (амортизация, ремонт и техническое обслуживание основных средств, нефтепродукты);

– работы и услуги;

– прочие (оплата налогов на землю, пользование водой и др.).

По статьям «Семена и посадочный материал», «Удобрения» и «Средства защиты растений» учитывают стоимость семян, удобрений (минеральных и органических) и средств защиты растений, израсходованных на посев и выращивание картофеля.

В статью «Содержание основных средств» включают затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств, занятых на выращивании и уборке картофеля.

По статье «Работы и услуги» отражают стоимость выполненных работ и оказанных услуг.
Статья «Прочие затраты» предназначена для отражения таких расходов, которые невозможно отнести ни к одной из вышеперечисленных статей.




    1. Исчисление себестоимости продукции.


В картофелеводстве объектом калькуляции является основная продукция — клубнеплоды, а побочным — ботва, которая оценивается по нормативным затратам на ее уборку.

Исчисление фактической себестоимости клубней картофеля производится следующим образом. Из общей суммы затрат на возделывание и уборку урожая картофеля вычитают стоимость использованной в производстве ботвы. Себестоимость 1 ц картофеля определяется делением величины, полученной после вычитания, на массу клубней.


    1. Исчисление рентабельности.

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным  ресурсам.

Уровень рентабельности определяется отношением прибыли от продажи продукции к полной себестоимости реализованной продукции.


Р = П / З,

где Р – рентабельность производства;

П – прибыль от продажи продукции;

З – общая сумма затрат на производство и реализацию продукции.


Данный коэффициент показывает уровень прибыли на один рубль затраченных средств. Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования семейных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния семьи.


  1. Практическая часть.


    1. Технологическая карта возделывания культуры.


Выращивание картофеля в нашем хозяйстве почти полностью механизировано. Для этого у нас имеется трактор МТЗ-82 1981 года выпуска, трехкорпусный плуг, борона, окучник, картофелекопатель полунавесной двухрядный. Вручную мы только осуществляем прополку и сбор клубней после картофелекопателя.

Для исчисления себестоимости и рентабельности мне нужно было сосчитать все затраты. Поэтому я наблюдал за технологическим процессом выращивания картофеля с сентября 2011 года по сентябрь 2012 года и составил технологическую карту возделывания культуры с указанием расхода топлива и средств защиты растений.



    1. Калькулирование себестоимости выращенного картофеля.

Статьи затрат

Сумма (руб.)

Сырье и материалы, в том числе:


— семена

2000

— удобрения

— нефтепродукты

4293

— средства защиты растений

200

Работы и услуги

Прочие

1640

Итого:

8133



По данным таблицы общая сумма затрат на выращивание картофеля составила

8133 рублей.

Было выкопано 40 ц картофеля.

Себестоимость 1 ц = 8133/40=203,325


Таким образом, себестоимость 1 кг составила 2руб. 03 коп.


Вывод: Себестоимость получилась низкой, т.к. не было затрат на оплату труда (наемный труд не использовался), удобрения вносились только органические от собственного скота, не было расходов по реализации, опрыскивание от вредителей проводилось вручную из-за незначительного их количества.


    1. Расчет рентабельности выращивания картофеля.


Для расчета рентабельности необходима прибыль от реализации продукции, но в прошлом году не было продано ни одного килограмма картофеля из-за засухи. Цены на комбикорм и отруби для скота постоянно растут, поэтому мы решили не продавать картофель, а использовать его на корм скоту.

Таким образом, выращивание картофеля на продажу было нерентабельным.

Но, если учесть, что осенью закупочная цена картофеля была 25 руб. за 1 кг, то можно вычислить предполагаемую рентабельность.

Рентабельность 1 кг =(25-2,03)/2,03=11,03

Вывод: Этот коэффициент показывает, что на каждый рубль затрат мы получили бы по 11 руб.03 коп. прибыли.

    1. Расчет экономических возможностей своей семьи при выращивании картофеля.

Затраты-8133р.

Прибыль- 8133*11,03=89706,99р.

Если предположить, что это годовая зарплата папы, то на 1 месяц будет 89706,99/12=7475,6р.

Вывод: Выращивать картофель на моем приусадебном участке на продажу выгодно, можно увеличить бюджет семьи. Если мой папа будет заниматься выращиванием картофеля и реализовывать полученную продукцию и это будет его основной заработок, то он не сможет обеспечить семью.


Анализ исследования.

В результате исследования я выяснил:

  1. Понятия и методику расчета себестоимости и рентабельности:

С = Спм + У +Сзр ос у + Здр,

где С — себестоимость продукции;

Р = П / З,

где Р – рентабельность производства.

  1. Провел наблюдения за процессом выращивания картофеля и составил технологическую карту возделывания культуры.

3. Вычислил себестоимость выращенного картофеля и рентабельность его выращивания.

Себестоимость получилась низкой, т.к. не было затрат на оплату труда (наемный труд не использовался), удобрения вносились только органические от собственного скота, не было расходов по реализации, опрыскивание от вредителей проводилось вручную из-за незначительного их количества.

Коэффициент рентабельности показывает, что на каждый рубль затрат мы получили бы по 11 руб.03 коп. прибыли.

4. Выращивать картофель на моем приусадебном участке на продажу выгодно, можно увеличить бюджет семьи. Если мой папа будет заниматься выращиванием картофеля и реализовывать полученную продукцию и это будет его основной заработок, то он не сможет обеспечить семью.


Выводы.

Проведенная мною работа доказывает, что экономические возможности выращивания картофеля есть. Родители от продажи картофеля могли бы иметь прибыль. Но, в результате проведенного исследования я пришел к выводу, что в 2012 году было выгодно выращивать картофель на моем приусадебном участке для собственного потребления, а не для продажи. На результат рентабельности значительно повлияла аномальная жара, урожайность понизилась в 3-4 раза по сравнению с прошлыми годами и повысилась цена на картофель. Так же я сделал вывод, что папе нужно где-то работать, а выращивание картофеля не считать основным доходом нашей семьи.

Теоретическая значимость работы в том, что на примере своей семьи я рассчитал себестоимость и рентабельность картофеля, т.е. мои исследования удовлетворят потребностям любого человека, столкнувшегося с проблемой эффективного ведения хозяйства.

Практическая значимость – проделанные в работе расчеты можно использовать для развития и укрепления бюджета семьи, что способствовало бы увеличению доходов семьи или развитию малого бизнеса на селе, где процветает безработица, а натуральная собственная продукция использовалась бы в торговле.













Список литературы:


  1. Зубров Б.В. Энциклопедический словарь юного техника:М.: «Педагогика» 1980.

  2. Кузнецов В «Российская газета» -Поволжье №3738 от 6 апреля2005.

  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка:М.:ООО «ИТИ Технологии» 2008.

Интернет-ресурсы:

    1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%E1%E5%F1%F2%EE%E8%EC%EE%F1%F2%FC

    2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EB%FC%EA%F3%EB%FF%F6%E8%FF

    3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%ED%F2%E0%E1%E5%EB%FC%ED%EE%F1%F2%FC

    4. https://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%82%D1%8B+%D0%B8%D0%B7+%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%8F&lr=51

  1. https://project.1september.ru/work.php?id=590474











Приложение.

Картофельные лодочки с мясом

Время приготовления: 65 мин.

Ингредиенты:

  • картофель (300 гр.)

  • свиное мясо (300 гр.)

  • тертый сыр (80 гр.)

  • зелень

  • приправа (соль, перец)


Приготовление:

1) Чистим картофель, промываем под холодной водой и разрезаем на две половинки. Из каждой половинки вырезаем дно, и как следует, промазываем майонезным соусом (майонез+ перец).

2) Разрезаем мясо на небольшие кусочки, солим и промачиваем также как и картофель в майонезном соусе.

3) Начиняем картофельные лодочки мясом и ставим запекаться в заранее разогретый до 210 градусов духовой шкаф на один час. Картофель должен получиться пропитанным, а мясо сочным.

4) Как только мясо готово можно посыпать лодочки сыром и расплавить его в микроволновой печи.

5) Выкладываем лодочки на тарелку и украшаем зеленью.Подавать картофельные лодочки на стол лучше в холодном виде.


Драники из картофеля и кабачка

Время приготовления: 15 мин.

Количество порций: 4

Ингредиенты:

1. Картофель — 2 штуки
2. Кабачок среднего размера
3. Лук репчатый — 1 штука
4. Яйцо -1 штука
5. Щепотка соды пищевой
6. Мука пшеничная — 4 столовые ложки
7. Молотый черный перец
8. Соль по вкусу

Приготовление:

Приготовление этого не сложного, но необычайно вкусного блюда начинаем с чистки овощей. Натираем овощи на мелкой терке и отбрасываем уже готовое пюре на сито, для того, чтобы с него сошла лишняя жидкость. После этого в пюре вбиваем яйцо, добавляем соль, молотый черный перец, соль, соду и муку.

Замешиваем легкое тесто, напоминающее по консистенции густую сметану, после чего обжариваем драники на сковороде с добавлением подсолнечного масла.
Подаем к столу в горячем виде со сметаной
.

Картошечка на гриле

Время приготовления: 20 мин.

Ингредиенты:

  • Картофель

  • масло сливочное

  • молоко

  • соль

  • перец

  • кардамон

  • базилик


Приготовление:

«Замариновать» картофель в молоке с травами. Выпекать при t 200 20 мин.

Картофельное рагу

Время приготовления: 45 мин.

Количество порций: 4

Ингредиенты:

  • 5 картофелин

  • 200 г капусты

  • 100 г кураги

  • 100 г изюма

  • 100 г чернослива (без косочек)

  • 5 луковиц

  • 3 помидора

  • 2 яблока

  • 1 морковь

  • 5 зубчиков чеснока

  • По 2 ст. л. растительного масла

  • Перец

  • Соль


Приготовление:

1) Очищенный и промытый картофель крупно нарезать, капусту нашинковать, помидоры и яблоки очистить и мелко нарезать кубиками, очищенную морковь крупно натереть, мелко нарезать чеснок, очищенный лук нарезать соломкой и обжарить. Все продукты перемешать

2) Добавить промытые курагу, изюм, чернослив.

3) Посолить, поперчить, влить стакан воды, масло и тушить 30-35 минут.


Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Уравнения" 4 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: